МАУ ИЦ «Норильские новости»

ДИРЕКТОРша

ДИРЕКТОРша

Когда в результате выборов 22 декабря 1996 года в Кайеркане "власть поменялась", коллектив СШ № 11 заволновался: кто же будет директором вместо И.Б.Степаненко? Но свято место пусто не бывает. И вот кадровая перестановка свершилась. Новый директор, вернее, директорша... Словом, энергичная леди заняла опустевший было кабинет, взвалив на свои дамские плечи груз текущих и масштабных проблем. Сегодня она наша собеседница. Итак, знакомьтесь: Людмила Семеновна Загородская.

Профессия педагога не была мечтой всей жизни, но по математике - "страдала". И не было бы счастья, да несчастье помогло: не успела сдать вовремя документы в авиационный институт. Чтобы не терять год, пошла в педагогический. Где и осталась. Математика для нее - работа и увлечение одновременно. Всю жизнь решает задачи. Даже в отпуске. А в трудную минуту хороший учебник по высшим курсам действует гораздо эффективней валерьянки.

Женщина обаятельная и властная. Впрочем, она утверждает, что властность ее чисто внешняя...

- Людмила Семеновна, в вашей ученической жизни было место проделкам?

- Конечно. Приходилось сбегать с уроков. Особенно когда шел французский сериал "Три мушкетера" и "Фантомас". Каверзы учителям делали.

- А были ли случаи, когда хотелось уйти из школы, сменить место работы?

- Возникало желание оставить школу вообще. Я думаю, это вот с чем связано. Есть такое понятие - "усталость металла". Какой-то надрыв где-то был. Видать, на каком-то этапе я себя уже переросла. Не было какой-то новизны. То есть нужно было что-то большее.

- А сейчас удается сочетать научную и административную деятельность?

- Сказать "наука" применительно к школе сложно. Нужно стремиться быть на ступеньку выше. Сейчас меня больше привлекают искания методического плана. Особенно интересует изучение новых образовательных технологий. Самой хорошо бы до них дойти и все-таки научить учителей. Что греха таить, курсов-то у нас маловато в этом плане. А книжечку не каждый возьмет, да и времени на нее нет. К тому же, через год переаттестация. Мне нужно будет подтверждать высшую категорию. Потому сейчас задумочка создать методический сборник тестовых контрольных работ по материалам 10-11 классов для учителей. Хоть и говорят, "мы предполагаем, а бог располагает", тем не менее задумка такая есть. А административная работа - текучка, она неизбежна. Что в этом плане? Козырек вон у школы сыплется, фасад нужно обновить, двери навесить новые. Хотя бы это пока сделать.

- Встречали ли вы на своем жизненном пути идеального учителя?

- Идеал, наверное, не встречался. Но максимально приближенного к идеалу учителя знала. Это был мой учитель математики. Всегда удивлялась ее трудоспособности, ее знаниям. И ее умению, самое главное, нас научить. Сколько уже работаю, все время ее вспоминаю, и не доходит порой, каким образом она нас учила так, что все теоремы по геометрии, даже в старших классах, мы доказывали сами. Что-то в ней было особое.

- А что вы скажете об идеальном ученике? Приходилось сталкиваться?

- Очень трудно судить. Вот, кажется, отличник, медалист даже, а под конец душоночка-то у него не очень. А вот "трудненький" вроде бы и в школу бывает не ходит, а душа у него чистая оказалась. Даже в отношении к учителям. Он никогда не забудет. Идет и за версту кланяется. А порой, что греха таить, бывшие отличники пройдут и отвернутся. Так что идеального ничего нет.

- Какой стиль руководства вам свойственен?

- Ох, не знаю еще. Не могу определиться. Но в любом случае не авторитарность. В наше время авторитарный способ бесполезен.

- Что нового появилось в вашей жизни после назначения?

- Поздние приходы домой. Еще более поздние. Недавно, например, пришла в школу в 8 утра, ушла в полдесятого вечера. Но дома меня понимают. Муж готовит, когда надо. По крайней мере, все сыты и одеты. В общем дружная семья.

- Испытав на собственном опыте тяжесть "директорского бремени", как вы считаете, кто должен занимать этот пост: мужчина или женщина?

- Вообще всегда считала, что директором должен быть мужчина. Потому что нужно достать, выбить, принести. Тип хозяйственника. Но потом думаю: "Женщина ж такая бывает, правильно?" И все-таки считаю, что достать-выбить - это не основная работа директора в школе. На это в конце концов есть завхоз. Поэтому сейчас начинаю сомневаться, кто должен быть на этом посту. Наверное, тот, кто сможет.

- О чем мечтается для школы?

- Чего все же хочется? Во-первых, чтобы ребята здесь, в школе, получили те знания и тот опыт, которые помогут им в жизни. Я в тысячный раз убеждаюсь, что дать им знания - очень мало. Главное - научить их жить. Сколько у нас поступило ребят в этом году! Но ведь очень многие ушли, не выдержали той студенческой жизни, которая предлагается сразу же за порогом школы. Все-таки мы их здесь лелеем, пестуем. Мы их учим. А там преподают. Мы не учим их здесь самостоятельности в получении знаний. Очень волнует меня старшее звено. Оно должно быть максимально приближено к реалиям техникумов, вузов.

- Кстати, каково взаимодействие с мэром?

- Пока не забывает нас. Обязательно обращаюсь за советом. Многое мне еще непонятно. Не хочется все это сразу рушить. Может быть, что-то мне не нравится, но это же не говорит о том, что этого не должно быть. В этом плане мы очень тесно сотрудничаем. Частенько переговариваемся по "тонким" вопросам.

- Весна в школе ощущается?

- Да, тепло стало. А настроение... Учителя издерганные, уставшие. А у учеников "чемоданное" настроение, у нас ведь с середины апреля отток "на материк" начинается. Конечно, самые серьезные сейчас 11-е классы. Там главное - экзамены.

- Людмила Семеновна, вы были ученицей. Вы - мама и педагог. Что пожелаете вы ученикам, их родителям и всем-всем-всем?

- Родителям - терпения. Думаю, что жить все-таки будем лучше. (Хотя сама в это не всегда верю). Здоровья. Без него ничего не будет надо. Оптимизма и улыбки на лице. А ученикам сделать правильный выбор, чтобы потом ни о чем не жалеть. Словом, найти себя.

Записала Т. КРЫЛЕВСКАЯ.


КРАЙНИЕ МЕРЫ

Экзамены отменяются?

Минувшая среда стала днем учительских конференций. Одна встреча проходила в 105-м ПТУ - здесь собрались трудовые коллективы училищ. Другая была организована профкомом управления образования.

Преподаватели училищ, с лета 96-го года не получающие материальной помощи, давно считают себя отверженными. Их конференция приняла обращение к городской администрации, в котором последнюю предупреждают, что в случае невыплаты долгов до 22 мая вынуждены будут принять коллективные меры. Ждут приезда Ткачева (на конференцию к ним, федеральщикам, представители комбината и администрации не пришли, чем очень обидели хозяев).

Школьные учителя, предпринявшие, пожалуй, уже все шаги, которые только можно (однодневные забастовки, митинги, пикетирования) и убедившиеся, что их никто "наверху" не слышит, решили пойти на крайность. С 26 мая объявляют забастовку с полным отказом от выполнения трудовых обязанностей. Понятно, что это в первую очередь "ударит" по самим педагогам, в финансовом плане. Школьникам грозит остаться без экзаменов.

Предложенные мэрией два варианта "расчетов" - январь-май без матпомощи, а отпускные с "оной" либо наоборот - эти пять месяцев зарплаты с "материалкой", зато отпускные - "голенькие", никого, естественно, не устроили. Отсюда - сплошной безысходный минор. Грустно...

М.КАЛИНИНА.


УМОМ РОССИЮ НЕ ПОНЯТЬ

Странные люди - эти учителя

Вроде живут с нами в одном городе, "купаются" в тех же проблемах: озабочены грядущим отпуском, как все, зарплату получают реже многих волею судеб сюда заброшенных, что с ними будет через год-два даже предположить не могут... А начнешь с ними говорить, так и норовят съехать в вечному, доброму, мудрому.

На днях зашла к приятельнице в школу (работает она там), а у них собрание. Судя по объявлению, думают-гадают, что сделать, чтобы заработную плату еще за декабрь прошлого года им выплатили. То ли голодовку объявить (но уроки днем вести), то ли пикетированием опять побаловаться, а может, экзамены не принимать. Словом, простор для полета фантазии. При этом лица у всех скучные какие-то.

Выхватила я свою приятельницу из этого собрания и пошли мы с визитом к третьей. Та тоже в школе работает завучем.

Приходим к ней, а у нее мини-летучка: сидят три завуча из ее (18-й) школы и очень оживленно обсуждают что-то. Тут мне совсем грустно сделалось. Ну, думаю, и здесь та же бодяга. Да ошиблась. Можно сказать - приятная была неожиданность. Но по порядку.

Для затравки светской беседы подбросила я им традиционный вопрос, как, мол, у них с зарплаткой дела обстоят? Давно ли в последний раз имели ее? И далее в том же духе. А они вдруг беседу оборвали (можно сказать "на всем скаку") и на меня смотрят. Жалостно так. Будто на безнадежную. Тут я поняла, что явно не о том заговорила. И скромненько, молча в уголочке на стульчик присела, чтоб послушать. И чем дольше я слушала, тем больше убеждалась, что чего-то в этой жизни недопонимаю.

А говорили они о том, что собираются с сентября открывать в своей школе эстетический класс для первоклашек. И будут там, помимо всего традиционного, обучать деток иностранным языкам, танцам и музыке, мировой художественной культуре и прочему.

А в одиннадцатых классах хотят ввести спецкурсы по разным предметам. В зависимости от того, кто куда поступать учиться собирается. Например, засобирался выпускник посвятить себя медицине и в мединститут, следовательно, поступить - извольте. Вот вам углубленный курс по химии и биологии, да еще и по физике. Юристом стать захотел - есть кому по истории и другим сопутствующим наукам подтянуть. В точные науки податься - есть "сильные" математики-физики. А для особо желающих - иностранный язык какой изучить можно.

Чувствую, плохо мне. О чем, ради всего святого, они тут толкуют, когда учителям зарплату 4 месяца не платят?! Да кто ж пойдет к ним работать на эти самые спецкурсы и эстетклассы в такой-то финансовой ситуации?!

А этим (из 18-й школы) хоть бы что. Смотрят на меня. Лица у них просветленные такие. Есть, говорят, у нас кадры. И как организовать все, мы уже прикинули. Преподаватели готовы к такой работе. Так что это вовсе не проблема. Педсостав у них, видите ли, сильный.

И давай рассказывать мне про то, что из 25 выпускников - 23 у них поступают в высшие учебные заведения. И что удобно это будет всем: и родителям, и детям. Не придется зимой возить ребенка из одного конца города в другой (в лицеи всякие, гимназии да колледжи). Здесь, мол, специалисты есть не хуже, а то и покруче будут. И рассказали про то, как по субботам их преподавательница занимается русским языком с ребятишками из семей беженцев. Те совсем по-русски не разговаривали, когда приехали. А теперь ничего - заговорили.

Тут-то меня "осенило". Ну, конечно. Кто же за так учить станет! Теперь все встало на свои места. Они за все эти дополнительные прелести образования денежку с родителей брать станут. И детям польза, и свое материальное положение поправят. Даже вздохнула я с легкостью от таких размышлений.

Вдруг одна из завучей - Светлана Николаевна, - будто мысли мои прочитав, сказала, как отрубила: "Никаких денежных поборов с детей за такую форму обучения мы делать не будем. На основе тестирования и в соответствии с их способностями отберем детишек в музыкальный, танцевальный или развивающий классы".

Да что же это, граждане, такое! В час, когда умнейшие люди ломают головы, придумывая ультиматумы пострашнее, тут чем попало занимаются. Чуть не "за так" (я про величину их зарплаты) работать норовят. Это, на мой взгляд, явный недостаток в их учительском мировосприятии.

Но если "наши недостатки - продолжение наших достоинств", то же получается... Стоп! Об этом пока лучше не думать. Сейчас лучше подумать о классах эстетического воспитания и спецкурсах в "средней" школе № 18.

С.АДАМАУСКАС.


1 мая 1997г. в 17:00
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.