МАУ ИЦ «Норильские новости»

ЖЭУ уже сейчас опасаются остаться не у дел.

ЖЭУ уже сейчас опасаются остаться не у дел.

Жилищно-коммунальная реформа касается буквально каждого россиянина. Ее концепция утверждена Указом президента России 28 апреля. Как известно, на состоявшемся 12 мая заседании федерального правительства, президент вновь подтвердил, что концепция реформы остается неизменной. Предлагаем беседу с одним из ее разработчиков, руководителем проекта Института экономики города (Москва) Сергеем СИВАЕВЫМ.

- Сергей Борисович, в ходе реформы произойдет перераспределение источников финансирования жилищно-коммунального хозяйства. 119 трлн руб., которые поступают сейчас из бюджета, будут платить граждане. Но коммунальная сфера от перемены мест слагаемых богаче не станет.

- Я бы не сказал, что жилищно-коммунальному хозяйству не хватает денег. Оно организованно расточительно. Коммунальное хозяйство в России рассматривалось скорее как сфера управления, а не экономики. И, следовательно, речь о том, чтобы работать с меньшими затратами, вообще даже не заходила. В советское время плохое качество услуг компенсировалось их низкой ценой. Между тем на Западе коммунальная сфера никогда не была убыточной. В Швеции и Канаде, странах с климатом, похожим на российский, затраты на услуги в 1,5-2 раза ниже, чем у нас. Жилищно-коммунальное хозяйство надо ставить в условия, когда оно будет вынуждено работать экономно и одновременно считаться с запросами населения. В этом заключается одна из основных целей реформы.

- Но подавляющее большинство воспринимает ее как неизбежное повышение платы за жилищно-коммунальные услуги.

- Во-первых, не все будут платить больше. Мы исходим из того, что в настоящее время расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг не должны превысить 16% доходов семьи. Те семьи, где затраты превысят этот уровень, получат жилищные субсидии. (Правда, расчеты будут производиться на основе социальной нормы жилья - 18 кв.м на 1 члена семьи из 3 человек.) Но все равно число граждан, которые станут пользоваться жилищными субсидиями, возрастет.

Во-вторых, за некоторые виды услуг, мы сейчас переплачиваем, и намного. Прежде всего это относится к теплоснабжению. Мы платим не за фактическое использование тепла, а по нормативам, которые не всегда ему соответствуют. Достоверно установлено (и поставщики этого не отрицают), что 30% тепла теряется в теплосетях, не доходя до зданий. Но население оплачивает и эти 30%.

В настоящее время разрабатываются типовые договоры, которые потребители тепла будут заключать с его поставщиками. Сейчас все взаимоотношения между ними выстроены с позиций поставщика, а надо, чтобы поставщик - как в любой сфере услуг - подстраивался под запросы жильцов. Но по-настоящему это станет возможно только после того, как будет налажен учет расхода тепла и обеспечена возможность регулировать его потребление. Другими словами, в домах и квартирах необходимо установить счетчики и регуляторы. Это приведет к снижению платы за тепло.

- Лет 10 назад такие счетчики уже пытались внедрить в повседневную жизнь, но не сумели этого сделать из-за их дефицита в стране.

- Сейчас счетчиков на рынке достаточно. Только российские заводы предлагают минимум 5 типов, а уж среди импортных выбор тем более широк. Надо отдать должное отечественным производителям: тут они сумели предугадать потребность в этих устройствах. Технических проблем учета расхода тепла нет никаких. Можно измерить количество тепла, которое дает каждая батарея в квартире. (В идеале жильцы квартиры должны регулировать уровень обогрева.) Но первоначально планируется установить домовые счетчики. Установка одного счетчика обойдется в 10-15 млн руб. Затраты окупятся уже через год. Оборудовать дома счетчиками можно достаточно быстро. В Западной Европе строгий контроль за расходом тепла отсутствовал до конца 70-х годов, пока не разразился энергетический кризис. Там потребовалось менее 7 лет, чтобы счетчик появился в каждом доме.

- Однако поставщики тепла, в свою очередь, зависят от поставщика топлива. Что они смогут сделать, если те назначают высокие цены?

- Выбирать производителей, предлагающих более дешевое топливо. Пусть объявят конкурс, к примеру, для поставщиков мазута и выберут тех, кто предлагает более дешевое топливо.

- Но вот среди поставщиков электроэнергии конкурс не объявишь - монополисты. Между тем рост цен на электроэнергию провоцирует удорожание других ресурсов.

- Методы контроля за естественными монополиями хорошо известны в мире. Безусловно, контроль должен осуществляться на федеральном уровне. Смысл демонополизации электроснабжения заключается в разделении сетевого хозяйства и производителей электроэнергии и в создании такого механизма, когда электроэнергия будет покупаться опять-таки на конкурсной основе.

- Концепция предполагает конкурсное обслуживание домов. Означает ли это, что жителям будут предоставлены на выбор несколько организаций, откуда они смогут пригласить сантехника?

- Ну, в частном порядке за отдельную плату и сегодня можно пригласить кого хочется и откуда хочется. Согласно технологии обслуживания жилищного сектора с домом должна работать одна фирма. Предполагается, что она будет получать заказ от муниципалитета, выиграв открытый конкурс.

В течение полутора лет проведены десятки конкурсов в Новгороде, Н.-Новгороде, Владимире, Рязани, Петрозаводске, Новочеркесске, Красноярске и др. Победителями стали организации, которые предложили наилучший вариант услуг. И время показало, что они в самом деле работают намного экономичнее. В России по нормативам на обслуживание 1 кв.м жилья должно расходоваться 1700 руб. А эти фирмы укладываются в 800-900 руб., и качество услуг у них выше. Сейчас в 20 городах России на конкурсной основе обслуживается около 20% жилищного фонда.

- Честно говоря, коммунальное хозяйство представляется слишком непристижной сферой деятельности. Тем более для частных фирм, которые согласно концепции реформы должны сюда прийти. Кто участвует в ваших конкурсах?

- И уже существующие ЖЭУ, и новые структуры, в том числе и частные. Еще ни разу не случилось, чтобы не нашлось желающих. ЖЭУ в такой ситуации вообще опасаются остаться не у дел, к тому же во многих местах существует безработица, и люди рады дополнительным перспективам трудоустройства. Фирмы, имеющие серьезные намерения на перспективы, даже находят деньги на закупку техники. Жилищно-коммунальные услуги сверхдоходов принести, конечно, не могут. Но зато это стабильная работа - ведь всегда будет существовать необходимость в ремонте сантехники, дверей, окон и др. И во всем мире она привлекает людей именно своей стабильностью.

- Повсеместно находится часть граждан, которым безразлично, насколько повышается плата за услуги. Они ее не платят. Не платят - и все. Не опасаетесь, что реформа захлебнется в неплатежах?

- Во всем мире находятся люди, которые не хотят платить за квартиру. Даже среди дисциплинированных немало таких - 2%. Неплатежи изначально предусматриваются в бюджетных расходах. Видимо, так придется делать и в России. Другое дело, что сейчас уровень оплаты в разных регионах колеблется от 70 до 95%. Но у нас абсолютно никак не работают с должниками. Выселение из квартир - крайняя мера, существует много других, более мирных способов. Во-первых, можно материально заинтересовать сотрудников жилищных служб в увеличении сборов платежей. Во-вторых, весьма эффективно действуют обыкновенные напоминания о своевременной оплате. Проверено на практике: если повесить объявления в подъездах, то количество семей, внесших квартплату, возрастает на 8-10%. В третьих, и, может быть, самое главное - следует активно информировать население о возможности получить жилищные субсидии. Кстати, большинство неплательщиков не бедные люди, а слишком "занятые".

"Деловой мир".

Фото В.Баркова.


На Западе коммунальная сфера никогда не была убыточной. В Швеции и Канаде, странах с климатом, похожим на российский, затраты на услуги в 1,5-2 раза ниже, чем у нас.

Достоверно установлено (и поставщики этого не отрицают), что 30% тепла теряется в теплосетях, не доходя до зданий. Но население оплачивает и эти 30%.

Сейчас в 20 городах России на конкурсной основе обслуживается около 20% жилищного фонда.

Большинство неплательщиков не бедные люди, а слишком "занятые".


5 июня 1997г. в 17:30
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.