МАУ ИЦ «Норильские новости»

Глоток воздуха

Глоток воздуха

Глоток воздуха

Британский Совет в России и Фонд Михаила Прохорова при содействии администрации Норильска представили на суд норильской публики выставку “Британский социальный плакат. Вчера и сегодня ради лучшего завтра”. Выставка открылась в Норильской художественной галерее 15 марта и продолжит свою работу до 15 апреля.
Глоток воздуха

Считается, что британский социальный плакат — отражение мечты и представлений о социальной справедливости. Вход на выставку был открыт для каждого, но собрались только любопытные, профессиональные дизайнеры и архитекторы, социальная элита города и, как обычно, не пропускающие “прохоровских” мероприятий журналисты. В галерее оказались представлены работы самых известных британских дизайн–студий и дизайнеров последней трети XX — начала XXI века.

Выставка эта говорящая, яркая, будоражащая и возмущающая, очень честная и глубокая. Работы, представленные на ней, повествуют об истории графики, о смене стилей, истории перемен в общественной жизни и умонастроениях, об идеалах и предостережениях современного мира.

Message

Самое важное в таком жанре как социальный плакат, по словам устроителей мероприятия, — посыл вовне. Точный и точечный показ того, что считается наиболее значимым, востребованным, указание на болевые точки города или страны, на проблемы отдельно взятого человека или группы людей. На выставке — десятки тем: рак молочной железы, несовершеннолетние отцы, которых в мире не воспринимают всерьез, одиночество, наркозависимость, отсутствие элементарной крыши над головой, жестокость и глупость, мещанство, войны и разоружение, общечеловеческие и семейные ценности. Около каждого плаката — подпись “что хотел этим сказать автор”. Практически у каждого хочется задержаться или вернуться к нему еще и еще. Цепляет.

Квентин не учит норильчан жить

Главный герой выставки — британец Квентин НЬЮАРК (на фото). Приехал, чтобы рассказать нам о таком явлении, как “социальный плакат” в своей стране и в мире, а также провести мастер–класс с норильскими дизайнерами.

ДОСЬЕ “ЗП”

Его карьера началась в издательстве Faber&Faber. Позже перешел в дизайн–компанию Pentagram. В то же время нарисовал логотип для Музея Виктории и Альберта и разработал дизайн-системы указательных знаков для галерей и коридоров музея, протяженность которых составляет 5 км. Господин Ньюарк — автор книги ‘What is Graphic Design?’ (“Что такое графический дизайн?”), регулярно читает лекции и преподает в школах дизайна, выступает на национальных и международных конференциях. В настоящее время является директором международной Ассоциации арт–директоров и дизайнеров, которая ежегодно присуждает одну из самых престижных наград в сфере индустрии дизайна.

Во время, до и после выставки два переводчика без устали отрабатывали бесконечные диалоги с потрясающе импозантным Квентином. Общение с британским профи не прекращалось — ни языковые, ни социально–ментальные, ни географические барьеры не мешали. Надо сказать, Ньюарк в период своего студенчества бывал в России. Посетив на заре перестройки Питер и Суздаль, говорит, что сохранил впечатления на всю жизнь, но к Норильску был готов едва ли.

Еще до торжественного открытия выставки в норильской “картинке” одетый в фиолетовую рубашку двухметровый красавчик Ньюарк дал “Заполярной правде” небольшое интервью.

– Какой ваш любимый цвет, и есть ли такой, с которым вы лично себя отождествляете?

– Нет, у меня много любимых, и в зависимости от настроения и состояния я отдаю предпочтение разным цветам и оттенкам.

– Насколько вы успели познакомиться с Норильском? Каким он вам показался?

– Я знаю, что Норильск — город сложной судьбы, знаю, что он сильно меняется. Особенно в последнее время. Человек изменяет города, и в вашем случае это более чем заметно. В былые годы правительство особо не заботилось о том, чем живут тут люди. Всё у вас было базовым, практическим, не предназначенным для высоких чувств — так мне кажется. Такой человек, как Прохоров, безусловно повлиявший на город в последние годы, имеет представление о современном мире и современных тенденциях. Он и его Фонд, я думаю, приблизил вас к так называемой Большой земле.

– Что, по–вашему, нужно норильчанам для того, чтобы хорошо жить? Ну, кроме базовых вещей?

– Постоянный обмен. Как физический — путешествия, поездки, движение, так и духовный, эмоциональный, интеллектуальный. Надо всячески уходить, убегать от изолированности.

– Что самое важное в этой встрече?

– Хотелось бы увидеть темы и идеи норильских дизайнеров, понять, что волнует, возмущает, заботит людей другой культуры. Это необходимо и вам самим в первую очередь: чтобы понять друг друга. Ведь когда люди не понимают самих себя и своих соседей, происходят страшные вещи.

Остров N

Тема изолированности Норильска стала ключевой для разработки конкурсных плакатов (конкурс объявлен Фондом культурных инициатив имени Михаила Прохорова). Оторванность норильчан, как показал опрос общественного мнения, стала одной из ключевых социальных проблем Норильска (наряду с экологическими проблемами, финансовыми, авиабилетными и пр.). В конкурсе, который условно носит два названия — “Остров Норильск” и “Изолированный город”, — могут принять участие все желающие. Он продлится до конца апреля, а итоги подведет профессиональное жюри. Победитель конкурса получит возможность воплотить свой проект в городском пространстве Норильска.

* * *

Лекция российского дизайнера и куратора выставки Александры Саньковой и мастер– классы для профессионалов в области визуальной рекламы стали шикарным дополнением к знакомству с социальными плакатами Великобритании. Некоторые из них вы можете увидеть на этой странице, но выставку всё же лучше посетить.

17 и 18 марта арт–галерею на Талнахской атаковали норильские дизайнеры — здесь Квентин Ньюарк проводил мастер–класс.

Плотность мастер–класса оказалась колоссальной: за два дня дизайнеры Норильска (частных агентств, администрации, средств массовой информации и т.д.), разбившись на команды, создали по несколько социальных плакатов. Все они должны были отражать проблемы нашего региона и доносить до зрителя тот самый посыл, message. От информационного центра “Норильские новости” хитрости соцплаката постигали газетные дизайнеры Людмила Заставнюк и Артем Верхолезов.

“Некоторым для создания плаката нужны недели и месяцы, а иногда плакат вообще рождается в течение полугода, — говорил своим “подмастерьям” мистер Ньюарк, – так что вы проделали замечательную работу”.

Кто–то из двух десятков норильских дизайнеров уже после первого дня мастер–класса реализовал идею, сделал подписи и быстро распечатал свои произведения, другие не спешили и дорабатывали свою работу с англичанином в течение второго дня общения. Впечатления у всех “мастер–классников” одинаково позитивные.

Ирина СОБОЛЕВА, специалист управления архитектуры администрации города, курирующая вопросы наружной рекламы, участник мастер–класса:

– Это был глоток свежего воздуха. Было безумно интересно работать с грамотным специалистом. В Норильске многие творческие люди считают себя звездами, и только благодаря таким мастер–классам становится предельно понятно, что ты значишь и чего стоишь в профессии на самом деле. В этот раз на семинаре было очень много молодежи, совсем юных людей, работающих с рекламой в нашем городе, — думаю, мастер–класс стал для них уникальной возможностью получить хороший урок от общения с большим мастером.

Напоминаем, что выставка будет работать в течение месяца.

14—15 апреля состоится второй мастер–класс британского дизайнера Энди Алтманна для норильских дизайнеров.

30 апреля — подведение итогов конкурса на лучший социальный плакат для Норильска.

Марина КУЗНЕЦОВА.

Фото Владимира МАКУШКИНА.

23 марта 2007г. в 18:00
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.