МАУ ИЦ «Норильские новости»

«Шаман» победил «японцев»

«Шаман» победил «японцев»

«Шаман» победил «японцев»

Фестиваль визуальных искусств «Полярная сова» – конкурс на лучшие ролики, видеосюжеты и зарисовки, документальные и анимационные фильмы – закончился. Жюри, за три дня отсмотрев более 80 работ, подвело итоги.
«Шаман» победил «японцев»

От норильской «Полярной совы» в Хатангу, Дудинку, Красноярск и Новосибирск полетят подарочные бандероли с призами за лучшие фильмы и просто за первые шаги в большом искусстве кино.

Борис Халтурин, председатель жюри, замдиректора «Енисейкино»:

– Был в Норильске последний раз 25 лет назад. С удовольствием приехал посмотреть на ваш город ещё раз. Он показался мне наряднее, ярче.

Фестивальные работы оценивал впервые: было интересно, порой даже забавно. Не ожидал, что среди участников так много малышей. Я привёз на ваш фестиваль работы красноярской студии «Твори–Гора». Участникам этого творческого объединения, создававшим видео для «Совы» в летней медиашколе, — по 14–16 лет, а их наставникам, вожатым в том самом летнем лагере, чуть больше 18–ти, — по сути, они сами дети. И тем и другим во время совместной работы было весело и интересно друг с другом, а тематика сюжетов и видеоклипов абсолютно соответствует представлениям молодых людей о жизни, музыке, о проблемах личности и экологии, об отношениях между полами. В них всё, что волнует современного подростка, — откровенно, чисто, кое–где наивно, но главное — искренне.

Учитывая, что «Твори–Гора» в нескольких номинациях взяла первые призы фестиваля, можно смело утверждать, что Красноярск представил очень качественные работы. У столицы края в «Полярной сове–2008» — лучший видеоролик на социальную тему и лучший видеоклип в детско–юношеской категории. Ребята смело берут музыку «Битлз» и «Дорз», играют со светом и тенью, по–своему борются с наркотиками, берутся за тему юношеской любви и так далее. В одном из 30–секундных роликов про корову (этакий антикризисный мировой символ) вся наша планета, двигаясь в такт динамичной музыке, становится пятнистой, как... корова. Довольно остроумно и позитивно, хотя технически сделано элементарно. В целом Красноярск придал фестивальному меню остроты и динамичности.

* * *

Второй день отсмотра начался с сюжетов на тему семьи и школы. Норильский игровой фильм «Байки физрука–3», сделанный восьми– и девятиклассниками в творческом объединении «Винегрет» лицея № 3, победил в своей номинации. Но — по мнению профессионального жюри. А детское жюри, заседавшее в 5–й гимназии, отобрало видеосюжет творческой студии «Жареный петух» талнахской школы № 42 — «Друзья в школе и дома».

Андрей Раздевилов, видеоинженер ДК ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель», член жюри «Полярной совы» с 2004 года:

– «Байки физрука» — это сериал, эпопея. Мы наблюдаем эту работу в развитии на протяжении трёх лет. И каждый раз искренне смеёмся над придумками, режиссёрскими ходами, актёрской игрой главных героев. Дети просто молодцы, что не бросают тему, а взрослые молодцы вдвойне, потому что не теряют интереса к подобным творческим занятиям с ребятами.

Хотелось бы, чтобы с детьми работали профессионалы, объясняли, как сделать качественное кино, что такое свет, звук, картинка. Часто при отсмотре я повторял фразу: «Можно снимать без сценария, но без штатива снимать противопоказано». Даже доморощенные фильмы, сделанные дома, в семье, в классе, надо стараться выполнять грамотно, по всем законам искусства. А иначе успеха не будет.

Симпатичная работа десятилетней Даши Рокачевой из Новосибирска «Моя любимая бабушка» также была выделена жюри как одна из лучших в номинации «Фильмы о семье». Даша делала её не сама — она занимается в детской студии «Старая мельница» под руководством мудрых взрослых. Это как раз то, о чём говорил Андрей Раздевилов.

Норильско–кайерканская студия «Перемена» отмечена за серьёзные шаги к успеху в журналистике (на фестиваль было представлено множество их сюжетов, ранее «обкатанных» на Канале–7), а вот «переменовский» фильм «Калейдоскоп» — о профессиях в самом северном городе — занял 1–е место в номинации «Лучшая программа для детей и молодёжи».

* * *

Анимацией жюри наслаждалось в третий фестивальный день. Эти работы недаром оставили на десерт: мультфильмы двух новосибирских студий, красноярские, казанские, а также дебютные дудинские работы оказались самыми открытыми, непосредственными, цветными, добрыми, разнообразными.

Детскую киностудию «Старая мельница» отметили специальным призом жюри за программу анимационных фильмов «Путешествие в Японию». Таких тонких, эстетических, стильных работ ещё никогда не было на «Полярной сове». Сказочные япошки, перемещавшиеся на экране по своим циновочкам, птицы на хижинах, цветы сакуры, облетающие с деревьев в конце весны, и даже японистые мыши, выбегающие навстречу японистым котам — всё было выполнено детьми 11–14 лет в сложной технике оригами и однозначно покорило жюри.

Сочными мазками оказался раскрашен мир силами маленьких воспитанников новосибирской студии «Поиск». «Поиск» — совсем другая школа: там работают с детьми от двух с половиной лет до семи и их родителями. Профессиональная «озвучка», роскошные рисунки, абсолютная свобода, как бы это выразиться,... детскомыслия — этим поражает «Поиск». В общем, детям во время производства мультиков позволяется практически всё: стрелять из пушек, петь песни и баловаться, лису делать апельсиновой, из семьи (мамы, папы и себя) создавать зоопарк... Потрясающие художественные и педагогические приёмы взрослых кинематографистов «Поиска» в прошлом году заслужили Гран–при «Полярной совы» — за документальный фильм «Восьмая феечка» (автор Елена Тихонова).

* * *

В этом году Гран–при фестиваля решено не присуждать — достойной работы не нашлось, а ронять уровень «Совы» по завещанию великого Магитона (бессменный председатель жюри норильского фестиваля визуальных искусств с 2003 по 2007 год), присуждая Гран–при незаслуженно, чтоб «лишь бы дать», мы не стали. Кто знает, может быть, пьедестал и статуэтка ждали в этом году нашего талантливого педагога и режиссёра Александра Жохова и его анимационную студию при «Родине», но, увы, в этом году Саша и его дети в «Сове» участия не принимали.

Валентина Вачаева, журналист газеты «Заполярный вестник», член жюри «Полярной совы» 2008 года:

– Мне особенно запомнились детская анимационная работа таймырского Дома народного творчества «Сказка о мудром шамане Лодаседо». В ней и вправду есть эпос, мудрость, кропотливая работа над материалом. Какие детали, нюансы, музыка... Куклы в прекрасных костюмах из меха и бисера передвигаются по стилизованной тундре — это превосходно сделано! И чувствуется очень сложная совместная работа большого количества детей и хорошего руководителя, знающего местную культуру и национальный колорит.

Мультфильм, во второй части которого органично рассказывается о его создателях, не показался мне ни скучным, ни натянутым. В нём нет провинциальности. Он — настоящий.

В итоге две работы, по мнению жюри, заняли первое место в номинации «Анимация»:

– дудинская «Сказка о мудром шамане Лодаседо». Авторы 12–16 лет — Саша Яркин, Витя Найвоседо, Анна Згурская, Дима Тоги и Ваня Чукачер, руководитель Ольга Поротова;

– фильм Новосибирской студии «Поиск» «Тайны каляки–маляки». Авторы: Анна Пинус (7 лет) и Артём Усков (12 лет), руководитель Елена Тихонова. Кстати, в этом фильме использованы рисунки Алисы Пинус по прозвищу Пимпи (1,5 года), младшей сестры одного из авторов, а всему процессу способствовали мама Наташа и звукооператор Виктор, использовавший звук китайской бамбуковой флейты.

Вчера в АРТе состоялось закрытие фестиваля «Полярная сова». Подробности и комментарии — в нашем субботнем номере.

Марина КАЛИНИНА

Фото автора и Владимира МАКУШКИНА

14 ноября 2008г. в 16:15
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.