МАУ ИЦ «Норильские новости»

МЫ ЭТО СДЕЛАЛИ!

МЫ ЭТО СДЕЛАЛИ!

МЫ ЭТО СДЕЛАЛИ!

Во время фестиваля музыкального искусства «Этот ос­тров музыкальный...», посвящённого 50-летию Концертного зала Норильского колледжа искусств, норильчане имели возможность услышать «Реквием» Вольфганга Амадея Моцарта.
МЫ ЭТО СДЕЛАЛИ!

Концерты были посвящены памяти ушедших из жизни норильских музыкантов. На обложке концертной программки можно было увидеть их фотографии (Леонтина Валерьяновна Карташова, Эдуард Петрович Тараканов, Римма Фёдоровна Тараскина, Людмила Алексеевна Туаева, Илья Айзикович Замчук, Павел Васильевич Шевченко, Валерия Петровна Григорьева, Николай Степанович Кулагин, Роман Дмитриевич Палий, Михаил Николаевич Солдатов). Как отметила музыковед и ведущая концертов Елена Истратова, «исполнение «Реквиема» силами норильских музыкантов — событие историческое и крайне важное для города... До тех пор город будет жив, пока мы будем помнить о людях, заложивших его духовный фундамент...».

Подготовка и исполнение «Реквиема» — результат напряжённого многомесячного труда хора (под руководством хормейстера Татьяны Ивановой) и симфонического оркестра Норильского колледжа искусств под управлением дирижёра — заслуженного артиста России Павла Шаромова и при участии солистов — заслуженных артисток России Ольги Осиповой (сопрано) и Людмилы Тюхаевой (меццо–сопрано), лауреата всероссийских конкурсов Ярослава Абаимова (тенор) и Павла Шаромова (баритон).

Работа четырёхголосного хора над «Реквиемом» началась ещё осенью. Разучивалась каждая партия, далее репетировали отдельно мужским и женским составами, а уже потом — полным. Как отметила, уже прощаясь после концерта, хормейстер Татьяна Иванова, «никто не верил в то, что мы это сделаем». В хоре были в том числе и студенты–первокурсники, которые пока ещё только постигают азы музыкального искусства. Однако мы услышали высокий уровень исполнительского мастерства, а многие из хористов на концерте исполняли партии, практически не заглядывая в партитуру, — за время репетиций выучили наизусть и ноты, и латинский текст! И ещё участники хора отметили, насколько им приятно было работать с Павлом Шаромовым и как он сумел за небольшой срок (примерно за две недели до концертов) объединить усилия хора, оркестра и солистов.

Работа симфонического оркестра началась в октябре и проводилась по группам: скрипки (руководитель Татьяна Скоромная), виолончели (руководитель Светлана Степанова), духовые инструменты (руководитель Николай Петров).

Предваряя начало исполнения «Реквиема», Елена Истратова предупредила, что 12 частей будут исполняться без перерыва, и попросила: «Пожалуйста, постарайтесь пережить эмоции до конца». Это предупреждение было оправданным: во время концерта не один раз приходилось удерживаться от рукоплесканий. Думаю, что все присутствовавшие в зале, каждый по-своему, переживали и тягостный напряжённый плач о покое, и требовательную просьбу о помиловании; ощущение катастрофы и боязнь страданий, особенно нравственных, связанных с переоценкой ценностей и духовным перерождением; слышали трубный глас и переживали мучительный этап анализа. И вот страдания достигают своего апогея, наступает полный распад старой личности, и возникает вопрос «А что же дальше?». А дальше наступает слёзный день, заканчивается страдальческое, и начинается позитивный этап. Старое уже ушло, а новое ещё не сформировалось, но уже нет места для трагедии:

Дары и приношения тебе, Господи,

во хвалу приносим.

Прими их за души тех,

коих мы поминаем сегодня;

Дай им, Господи,

пребыть от смерти к жизни –

как обещал Ты Аврааму и семени его.

Далее идёт гимн Богу. Человек становится служителем идеи добра, любви, счастья. А в последней части «Реквиема» проявляется суть обновлённой личности: если раньше было первостепенным собственное страдание, то теперь появляется сострадание, понимание не только себя, но и других:

Агнец Божий,

берущий на Себя грехи мира,

Даруй им покой.

Агнец Божий,

берущий на Себя грехи мира,

Даруй им вечный покой.

После паузы перед исполнением завершающего музыкального фрагмента в тишине зала отчётливо слышно единое, взятое всеми хористами дыхание. В последней части особенно остро воспринимается гулкий раскатистый звук литавров. Заключительные музыкальные аккорды — и всё!.. Теперь уже можно не сдерживать эмоций. И зал взрывается бурными и продолжительными аплодисментами. К большому удовольствию публики на бис исполняются 2–я — Dies irae (день гнева) и 7–я — Lacrimosa (слёзный день) части «Реквиема».

Большое спасибо всем участникам концерта за то, что взялись за этот проект, воплотили его в жизнь, заставили и публику в какой–то степени подготовиться к концерту (волей–неволей пришлось и почитать музыкальную литературу, и послушать записи классической музыки). И, наверное, помогли нашим душам избавиться от шелухи.

Елена КОРТИКОВА

Фото Александра ВАКУЛЕНКО

10 февраля 2009г. в 16:45
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.