МАУ ИЦ «Норильские новости»

Ударили автопробегом

Ударили автопробегом

Ударили автопробегом

Героями прошлой недели стали четверо москвичей, которые прибыли из столицы в наш город на двух джипах. За 12 дней пути они проехали 4800 километров. Норильчане под впечатлением. Сбылась мечта: наплевать на авиаперевозчиков с их заоблачными тарифами и поехать в отпуск на собственной машине.
Ударили автопробегом

В Норильске и раньше ходили легенды о людях, добирающихся до Большой земли на вездеходах. Они грели сердце — не такие уж мы запертые на этой территории. В прошлом году, когда эти же москвичи на своих внедорожниках пробивались в Норильск, горожане тоже следили за их перемещениями. Но, увы, тогда не доехали — сломались. Зато в этом году победа!

Весть о гостях–экстремалах передавалась из уст в уста. Официальной информации сначала не было, но когда власти узнали о необычном визите, пришлось спешно собирать пресс–конференцию. Журналисты встретились с джиперами в музее, где тех знакомили с историей Норильска.

Максим Филин, Дмитрий Беспалов, Даниил Потапов, Александр Фетисов — члены команды «Там, в России». Они уже не первый год путешествуют по стране. Их цель — «рассказать России о России». Идея доехать до Норильска появилась около двух лет назад, когда ребята ездили на полуостров Ямал, в Салехард. Туда тоже летом не добраться на машине, а зимой можно доехать по зимникам. Списались в Интернете с Норильским клубом «ВнедорожникОff», продумали маршрут. Первая попытка состоялась 10 марта прошлого года. Не повезло — под Сургутом одна из машин попала в аварию. Решили, что на «пострадавшем» транспорте по стихийным зимникам в тундру ехать нельзя. В качестве тренировки по ванкорскому зимнику доехали до Игарки. Жили идеей добраться до Норильска целый год: подгадали отпуска, подготовили снаряжение.

На этот раз стартовали раньше, 28 февраля. Ехали двумя экипажами на Toyota Land Cruiser 80 и Toyota Land Cruiser Prado. До Нового Уренгоя добирались относительно «цивилизованными» трассами. В Уренгое местные джиперы учили их ездить по северному снегу, который отличается от снега средней полосы. Там он мокрый, и приёмы езды по нему в Сибири не работают. Целый день ребята тренировались, исколесив все сугробы и обочины в Новом Уренгое. 7 марта стартовали по ванкорскому зимнику. В его начале стоит контрольный пост, который чем–то напоминает границу между государствами. Нужны пропуска, которые не так–то просто достать: «Роснефть» не допускала ранее на зимник частные машины. Зимник напоминает автобан, МКАД, только изо льда. По нему параллельно могут ехать четыре машины, в сутки проходит не одна сотня грузовиков.

С ванкорского зимника свернули на колею, ведущую до реки Большая Хета. Колея — одно название, трактор раз проехал, это был самый дикий участок. Людей там мало, только на буровых. Но внимания на путешественников обращали мало: «Тем, кто там работает, кажется, пусть хоть инопланетяне прилетают, только солярки предложат — и всё». Дальше был зимник на «Факел», где ребят хорошо приняли, подсказали дорогу. Джиперы рассчитывали, что с «Факела» есть трасса напрямую до Дудинки. Оказалось, надо ехать по льду Енисея и Большой Хеты. Это был самый неприятный участок: заструги, скорость — 13–15 километров в час. Колея пробита «Уралами» шире, чем колёса джипов. Так и ехали: то одним боком кверху, то другим. На Енисее путешественников ждал мороз 48 градусов. Начало замерзать всё, что даже не должно было замёрзнуть. Машины стали издавать какие–то звуки. Приходилось греть амортизаторы паяльными лампами. Примерно в 300 километрах на юго–запад от Дудинки состоялась долгожданная встреча с норильскими внедорожниками, которые ехали навстречу. Весь путь от последнего асфальта в Уренгое до первого асфальта в Дудинке занял примерно трое с половиной суток.

Конечно, норильчан интересовала финансовая сторона путешествия. Оказывается, расходы сопоставимы с ценой на авиабилет. Только на топливо для одной машины понадобилось около 20 тысяч, правда, в машине едут двое. Но самое затратное — это подготовка автомобиля, его утепление, установка больших колёс. Кроме того, в каждой машине сняты задние сиденья, на их месте установлено спальное место — горизонтальная полка. Под полом стоит печка на солярке. В каждом джипе — газовая плита, запас продуктов (в основном пельмени). Ребята своими «железными конями» занимаются круглогодично, поэтому им не пришлось оборудовать машины с нуля.

Интересовало нас и общение в пути с работниками ГИБДД. Гаишники останавливали джиперов лишь дважды: в Кировской области — за то, что сломалась подсветка заднего номера, вторая проверка — на выезде из Дудинки. Наверное, привлекли внимание московские номера.

Отдельно ребята предупредили своих возможных последователей: проделанный ими путь всё–таки не то же самое, что доехать до Дудинки по асфальту. К такому путешествию надо заранее подготовиться. Нельзя ехать одной машиной, минимум — двумя экипажами. Иначе может возникнуть много работы у МЧС. Нужно быть готовым к тому, что при пурге придётся несколько дней отсиживаться в машине, а значит, нужен НЗ продуктов, топлива. Необходим с собой и спутниковый телефон, ведь мобильной связи в тундре нет. Должна быть и группа поддержки в городе, которая в случае чего поднимет на ноги спасслужбы.

В подарок власти города, а именно депутат Леонид Соломаха, вручили джиперам флаг Норильска. «Жалко, что только один подарили. Он у вас очень красивый», — отметили путешественники. Сейчас ребята на пути домой. Так же, своим ходом.

Из интернет–дневника участников автопробега Москва — Норильск

28.02.2009 — Старт из Москвы. Ориентировочное место первой ночёвки — Ярославль.

01.03.2009 — Омутнинск Кировской области. *опа мира. Асфальт украли.

01.03.2009 — Прошли Пермь. Стало понятно, кто украл асфальт в Кировской области. Это пермяки. Днём было +6оC. У меня расход 15,8 л на 100 км, у Макса — 14.

01.03.2009 — Ночевать решили на границе Европы и Азии. Мы с Данькой остались в Европе, а Димка спит в Азии.

04.03.2009 — Ночёвка. В клёвом болоте. 350 км до Нового Уренгоя, бетонки и асфальта. К обеду будем.

05.03.2009 — Мир, в котором всё не так. Всё, к чему привык, — туман. Всё, что читал, — забудь. Всё, что знаешь, — миф. Это Сибирь. Здесь из домов свисают удлинители. Здесь открытые автомобили стоят с заведёнными двигателями, а ГАИ в целях профилактики угоняет их на стоянку. Это — реальная планета, планета, о которой мы ничего не знаем.

06.03.2009 — Термометр на Prado дошёл до минимума, на том и остановился.

07.03.2009 — С норильчанами связи нет. Для них — срочная информация: на ванкорский зимник не заходить! Москва– «Роснефть» подняли кипиш. Это они запретили проезд. Будет большущий конфликт. Пока не понятно, куда двигаться.

09.03.2009 — Это что–то непередаваемое: ночь, мы идём по льду Большой Хеты, выходим в огромный Енисей и видим ледокол. Громадный, многоэтажный, он идёт параллельным с нами курсом! Вот мы — две небольшие машинки, и вот он — величественный и могучий, проторивает путь сквозь лёд! Прожекторы прорезают ночь, слышен и почти ощущаем низкий звук ломающегося льда... Завораживающее и страшное чувство ощущения собственной ничтожности по сравнению с этим монстром! Но главнее всё же Великий Енисей! Никогда, никогда я не ехал ещё по льду вместе с ледоколом, почти на равной с ним скорости...

09.03.2009 — Ураааааааааа! Мы сделали это! Вот она — первая встреча московских и норильских джиперов посреди тундры!

10.03.2009 — До Дудинки 28 км. Зимник по льду Енисея отвратительного качества. 31оC. Тихо.

10.03.2009 — Я позволю себе немного изменить знаменитую фразу Армстронга. Маленький шаг для человечества — огромный скачок для одного человека. Мы сделали это! Спасибо за то, что верили.

10.03.2009 — Четыре дня борьбы в –38оC, –48оC без права на ошибку. Иногда было действительно страшно.

13.03.2009 — Не можем уехать из Норильска уже четвёртые сутки. Нас сняли все телеканалы, а «Норильский никель» организовал экскурсии на никелевый и медный заводы в плавильные цеха, а завтра повезёт в талнахские шахты.

14.03.2009 — Пересекли Енисей. До свидания, Таймыр! Огромное спасибо тем, кто нас встречал: норильскому клубу «ВнедорожникОff» и всем единомышленникам!

Светлана ГУНИНА

ФОТО автора и с сайта www.there.ru.

17 марта 2009г. в 17:00
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.