МАУ ИЦ «Норильские новости»

Цветы подрастают и ... улетают

Цветы подрастают и ... улетают

Цветы подрастают и ... улетают

Московские мультипликаторы провели с норильскими детьми мастер–класс по анимации.

Фестиваль анимационного кино, смотр лучшего из мира мультфильмов, с 20 по 29 марта проходит в Норильске и Красноярске.

За время фестиваля в нашем городе демонстрируется 150 коротких и три полнометражных мультфильма в различных стилях и направлениях. Погружаться в мир детских и взрослых мультов можно абсолютно бесплатно. «Спецпрограммы», «Имена», «Премьеры», «Студии», «Архив», «Школы» — это номинации показов. Среди представленных работ — сплошь шедевры: от «Приключений принца Ахмеда» (силуэтная техника начала 20–х годов прошлого века) до знаменитого в России Татарского и новых имён мировой и отечественной анимации (Алексея Алексеева, Юрия Пронина, Сони Кравцовой и других мультипликаторов).

Режиссёры–аниматоры Андрей КУЗНЕЦОВ и Елизавета СКВОРЦОВА провели мастер–класс в Публичной библиотеке. «Урок» начинается с того, что Лиза, художник и режиссёр «Колыбельной мира», показывает собравшейся детворе несколько своих знаменитых серий. Потом вместе с коллегой по жанру Андреем Кузнецовым они доходчиво объясняют аудитории, что такое покадровая съёмка и техника перекладки, с чего начинается производство мультфильма, почему для одной секунды кино требуется сделать 25 кадров.

— Вот иди сюда, девочка. Как тебя зовут? Подними руку, Катя, а теперь ещё чуть выше, а теперь ещё. Вот смотрите, чтобы движение в картинке получилось плавным, нужно сфотографировать «полёт» руки минимум пять–шесть раз и потом соединить, смонтировать эти кадрики. Каждое мгновение на экране — труд, кропотливая работа. Мы с вами попробуем заставить двигаться героев — каких только захотите. Почувствуйте себя свободными, и любая ваша фантазия, даже неожиданная, воплотится. Только шуметь не надо, договорились? Творчество не любит суеты...

Елизавета СКВОРЦОВА
Елизавета СКВОРЦОВА

Начинается самое интересное. Большая часть детей, человек 20, срывается с мест и принимается рисовать героев — одушевлённых и не очень. Через несколько минут на свет рождаются стрекоза, облако, росомаха, стул, смеющийся цветок, яблоко–бабочка, беспозвоночный дракон, биологическая клетка с глазами, девочка–лиса, круглый ёжик и так далее.

Режиссёры этого светопредставления, Лиза и Андрей, объясняли, что заставить жить своей жизнью можно любой персонаж, даже корягу. Но, кажется, дети и без них это знают.

Вырезанные «герои» оживают на столе у аниматоров: они попеременно появляются на поле сверху, снизу, со стороны, и каждое новое перемещение снимается. Фотоаппарат укреплён над столом и подключён к компьютеру. Пара ребят изъявляет желание быть операторами: в их обязанности входит нажимать на нужные кнопки и командовать «Снято!». После отснятого кадра персонажей немного сдвигают, следующая фаза снова фиксируется на камеру. В процесс вовлечены все, каждый малыш двигает по зелёному полю своего героя. О введении новых солнышек и оленей сообщается заранее; через полчаса к рабочему столу выстраивается очередь из маленьких художников с волшебными персонажами, у некоторых — «дубль два».

Трудно не запутаться в передвижениях рисованных героев. И особенно в их отношениях друг с другом:

Андрей КУЗНЕЦОВ
Андрей КУЗНЕЦОВ

Так, кошка пошла. Вводите кошку... — комментирует Андрей. — Ага, цветок повыше. А теперь кошка сядет у нас на стул. И тут влетает Змей Горыныч: направьте его ближе к фиолетовому дереву. А ёжик садится на цветок и улетает на нём. Давайте! Ручки убрали со стола, снимаем.

Пока мультфильм по–норильски монтируется, Андрей и Лиза рассказывают о тонкостях своего чудо–мастерства. Художник–постановщик студии «Пилот», сценарист и режиссёр, создатель серии «Гора самоцветов» Андрей Кузнецов просто и смешливо отвечает на детские вопросы: «А где можно учиться на аниматора?» «При студиях или в институте, а можно прийти в это искусство уже будучи совсем взрослым дядечкой, как я» «Сколько времени делается мультфильм?» «Это долгий процесс, на него иногда уходят годы. Одно движение актёр в кино делает за секунды или минуты, а тут — за недели. 10–минутный мультик создаётся девять месяцев, часовые мульты — два и три года. Знаете, художник–аниматор — это рисующий актёр. Некоторые режиссёры, чтобы воссоздать то или иное движение или мимику лица своего героя, вешают прямо над столом зеркало, постоянно корчат рожицы и копируют самих себя в рисунках»«Как поются песенки на разных языках?»«Берутся разные языки, разные песни и поются... Например, в моём фильме о похождениях Лиса использовались древние эвенкийские напевы — их мне специально прислали этнографы из Новосибирска».

Главный вопрос: как создать мульт у себя дома? Доброжелательная и спокойная после бурного полуторачасового марафона Лиза говорит:

— Нужны цифровой фотоаппарат и компьютер. А также любая программа для создания анимации. Или попросите взрослых найти в Интернете какую—нибудь страницу о домашней анимации — там всё достаточно доступно. Творите, пробуйте себя, будьте терпеливы — обязательно получится! А теперь давайте посмотрим, что у нас сегодня вышло...

Маленький народ, да и родители тоже — в нетерпении. Даже не верится: все движения и старания — на экране, под музыку, с началом и концовкой, всё стремительно куда–то летит и появляется вновь. И всё только что сделано своими руками! Дети аплодирует сами себе: мульт со знакомыми драконами, солнышками и козерожками длится ровно девять секунд, и смотреть его создатели готовы бесконечно.

...Мамы с флешками копируют «произведения» своих чад для домашнего архива. Вдруг для кого–то из них это действительно начало настоящего большого пути?!

Марина КАЛИНИНА

Фото Александр ВАКУЛЕНКО

27 марта 2009г. в 17:00
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.