МАУ ИЦ «Норильские новости»

Без страха

Без страха

Без страха

В прошлых выпусках рубрики мы говорили о том, как сэкономить на одежде, продуктах. Сегодня речь пойдёт об услугах — расходы на них также составляют немалую часть семейного бюджета.
Без страхаБез страха

Популярность такой услуги, как страхование (за исключением автострахования), в последние 15–20 лет заметно снизилась. Раньше застрахован был едва ли не каждый житель страны. Чаще сам, реже — его имущество. Впоследствии денежные реформы обесценили вклады. В такую ситуацию попали многие — наверное, поэтому сейчас человека, желающего застраховать свою жизнь или имущество, встретишь куда реже, чем в прежние времена. Впрочем таких людей всё же немало, и в нашем городе в том числе. Чтобы узнать, какие объекты и условия для страхования чаще всего выбирают норильчане, мы с фотографом Владимиром Макушкиным отправились в несколько страховых компаний.

В Норильском филиале ОАО «АльфаСтрахование», одного из крупнейших российских страховщиков, клиентов в разгар дня немало — все занимаются страхованием юридических лиц и ОСАГО. ОСАГО — вообще самый распространённый в городе вид страхования, главным образом потому, что он обязателен по закону.

Директор филиала Дмитрий Тетенькин говорит, что самыми активными клиентами страховых компаний являются юридические лица, которые в случае форс–мажора рискуют потерять крупные активы. Кроме страхования грузов и имущества многие работодатели включают в соцпакет сотрудников страхование тех от несчастных случаев. Хотя, точнее сказать, включали: нынешняя финансовая ситуация урезала эту статью расходов во многих компаниях.

Хотя в общем число предприятий, пользующихся в Норильске услугами страховщиков, если и уменьшилось, то не намного, отметили в другом агентстве — ЗАО «Московская акционерная страховая компания» (ЗАО «МАКС»). Оно входит в десятку крупнейших страховых компаний России, активно работает на норильском рынке страхования с 2006 года. Директор агентства Виктория Воробьёва отметила, что сегодня они сотрудничают с 200 предприятиями, параллельно готовят агентов к работе с частными лицами.

Впрочем сейчас частное страхование в Норильске развито слабо. Страховщики считают, что причина — в отсутствии у людей информации о преимуществах страхования. К примеру, не все, отправляясь в турпоездку за границу, завернут из тур­агентства в страховую компанию, чтобы обезопасить себя от всех возможных несчастных случаев. Как правило, приходят те, кто без страховки попросту не получит визу на выезд.

Дмитрий Тетенькин:

— Человек, купивший путёвку, уже частично застрахован включённой в неё страховкой. Но она покрывает не все риски. Например, предусматривает отправку в местную больницу, но не включает вызов врача в отель. Хотя всё зависит от человека: один страхуется буквально от всего, включая тропические болезни или наводнение, другого устраивает тот набор, что предоставляется с путёвкой.

Есть в городе категория людей, которые обращаются в страховые компании достаточно часто. Это спортсмены: многие из них приобретают страховку от несчастного случая. Этого зачастую требует регламент крупных соревнований. В «АльфаСтраховании», например, при страховой сумме в 100 000 рублей клиент должен будет внести страховую премию от 700 до 1600 рублей в год. Величина полученной в случае травмы выплаты зависит от тяжести этой травмы (подробный список с указанием процента выплат отражается в договоре). Страховая сумма по виду страхования от несчастного случая может быть и выше указанной суммы. ЗАО «МАКС» также предлагает различные программы по страхованию от несчастных случаев: например, «24 часа», «Дом», «24 часа + спорт» и другие с различной суммой покрытия. Сумма страхования от несчастного случая выбирается самим клиентом.

Предъявите документы!

В настоящий момент различные компании предоставляют до сотни видов страхования — в том числе жизни, имущества и даже животных. Например, охотничьих собак от несчастного случая на охоте. (К слову — размер такой страховки будет варьироваться от породы собаки, её стоимости, умений и так далее).

Страхование осуществляется в соответствии с определённой тарифной политикой. Ведь страховщики — частные фирмы и на энтузиазме работать не могут. Впрочем, говорит Дмитрий Тетенькин, главное, чтобы клиент понимал, что страхование — это способ обеспечить финансовую защиту собственным активам. Это действенный финансовый инструмент, а отнюдь не способ наживы, как считают некоторые.

— Основное, чем должен интересоваться потенциальный клиент страховой фирмы, — тарифная политика, сервис по обслуживанию, перестраховочные программы, которые ему могут быть разъяснены (когда фирма–страховщик вторично страхуется в другой крупной фирме, чтобы обезопаситься на случай финансовых трудностей. — Авт.), и капитализация компании, которую он выбрал, степень её устойчивости на рынке. Ведь страхование — это защита финансовых интересов при наступлении событий, которые нельзя предвидеть. Страховщик, заключая с клиентом договор, прописывает, что при наступлении определённых рисков тот получит возмещение в размере причинённого ущерба. По обязательным видам страхования эта сумма фиксированная и прописана в законе, в добровольных видах клиент определяет её сам. Единственное, она не должна превышать действительную стоимость страхуемого имущества. Ведь при наступлении страхового события в работу вступит независимая оценка, и она определит реальную стоимость и величину ущерба.

Срок выплаты страховой суммы по каждому виду страхования разный: к примеру, при страховании жизни от несчастного случая — 10–15 дней. В автостраховании (ОСАГО) — 30 дней со дня передачи страховщику последнего подтверждающего документа. В случаях если сумма выплат по некоторым видам страхования (имущества) достигает нескольких миллионов (в работе с юридическими лицами), стороны договариваются о выплате в более длительный срок, поскольку потребуется изъять определённую долю средств из оборота.

Кстати, ни один агент–страховщик не выдаст пострадавшему клиенту ни рубля до тех пор, пока тот не предъявит полный пакет документов, подтверждающих его страховой случай. То есть получили вы травму — предъявите медицинскую справку из травмпункта или больницы, у вас ограбили квартиру — справку из УВД, попали в аварию — от ГИБДД. Срок давности документов — три года.

Кто сколько стоит

Страхование недвижимости — крайне распространённая услуга на материке. В Норильске ею пользуются мало. Хотя при невысокой стоимости жилья в нашем городе и с учётом аварийного состояния многих домов это будет относительно недорогое и выгодное вложение. В страховку включены стандартные риски: от пожара, затопления, грабежа и т. д. Средний тариф в Норильске составляет 0,18–0,6% (в разных компаниях по–разному) от стоимости жилья. Так что если ваша квартира стоит, скажем, тысяч 700, то максимальный взнос составит 2800 рублей в год.

Правда, существует и несколько иной вид страхования — когда клиент страхует внутреннюю отделку помещения. Скажем, сделал он ремонт на полмиллиона рублей, а назавтра затопил сосед. Придётся либо самому требовать с того деньги, договариваться и идти в суд, либо передать этот вопрос в ведение страховщиков. Справедливости ради нужно заметить, что этот вид страхования и дороже страхования конструктива — коробки здания.

Виктория Воробьёва:

— Но это — одна сторона медали. Бывает, вы сами стали виновником затопления. Можно заранее застраховаться от последствий и в этом случае: есть программы ответственности перед третьими лицами. Тогда ваш недовольный сосед придёт к нам, и мы выплатим полный объём средств единовременно. Вы же будете спокойно жить дальше.

Между прочим, о жизни. Страхование жизни также существует нескольких видов: от несчастного случая (включая инвалидность разных групп, потерю трудоспособности и смерть) и накопительное — именно такое и было в советские времена. В этом случае на имя страхуемого человека закладывается определённая сумма, пополняемая каждый год, и к указанному времени он получит весь объём накоплений.

При страховании от несчастного случая важно правильно оценить собственные возможности и... здоровье, говорят страховщики.

Дмитрий Тетенькин:

— Это добровольный вид страхования, и сумму покрытия определяет сам клиент. Какую пожелает. Один может приобрести полис с покрытием в три миллиона рублей, другой — в сто тысяч. Но. Обязательно учитываются определённые показатели. При заполнении заявления клиент также заполняет анкету, где ОБЯЗАН сказать правду о своём состоянии здоровья. В случае обмана, если компания докажет, что клиент солгал намеренно, тот попросту не получит страховую сумму. Это не будет признано страховым случаем — ведь были нарушены условия страхования. Впрочем, бывает, страховщик и не может доказать свои подозрения. Но такое — большая редкость.

***

Так вышло, что все клиенты, встреченные нами в страховых компаниях в этот день, страховали свои автомобили. Насколько нужным они считают страхование (обязательное и добровольное), мы ещё узнаем. А пока решили выяснить, как норильчане участвуют в других видах страхования, опросив представителей различных сфер деятельности, пользовались ли они когда–либо этой услугой.

Максим Трофимов, журналист:

– Я застраховал ремонт в материковской квартире. Сама квартира застрахована по ипотеке. Ремонт обошёлся недёшево, и не хотелось бы, чтобы он был испорчен. Тем более что я, когда пошёл знакомиться с соседями, выяснил, что квартира надо мной сдаётся, постоянных жильцов там нет, стало быть, кто и как будет там хозяйствовать — ещё большой вопрос. Один раз они нас уже залили, так что я застраховался, и голова теперь не болит. Ставка страхования небольшая — получается около трёх тысяч рублей в год. Меня устраивает.

Максим Морозов, вице–президент федерации косики карате Красноярского края:

– Я слышал о страховании спортсменов, знаю, что многие этим активно пользуются. Я сам не делал этого никогда и учеников не страховал. Пока, во всяком случае. Наверное, это нелишне — подумаю на будущее. Но в принципе считаю, что это изначально допускает вероятность травмирования, настраивает на это.

Алексей Нуркенов, тренер по карате:

– Я несколько раз сотрудничал со страховыми компаниями — по страхованию собственного имущества, а учеников от несчастного случая. И всегда был доволен оказанными услугами. Травмы у детей на соревнованиях случались, и всегда деньги от страховщиков выплачивались своевременно, без проблем и задержек. Единственное, перед тем как обращаться в страховую компанию, нужно убедиться в её надёжности.

В рядах наших сотрудников тоже нашлись люди, желающие застраховать свою собственность. Наш корреспондент Светлана Гунина хочет застраховать ремонт в своей квартире, как только его закончит — слишком большой кровью он обошёлся:

– На него ушло уже больше двух лет и масса средств, не хочется, чтобы это прошло даром. В прежней квартире меня несколько раз топили соседи, устала от этого. Сейчас я живу на восьмом этаже и недавно увидела, что с потолка капает. Спросила у соседей — говорят, это с крыши. Жители верхних этажей в Норильске частенько с таким сталкиваются. Только мне всё равно, кто будет виноватым в том, что погибнет мой новенький ремонт. Хочу хотя бы спасти потраченные средства, случись что.

P. S.: В следующую среду мы расскажем о том, какие виды автострахования предоставляют норильские агентства и с какими мошенничествами можно столкнуться на этом рынке.

Татьяна ЗАЧУПЕЙКО

Фото Владимира МАКУШКИНА

22 апреля 2009г. в 17:00
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.