Алло, такси?!
Алло, такси?!
Как из многообразия фирм, предлагающих услуги автоперевозок, выбрать самую надёжную, мы узнали из разговора с человеком, в среде таксистов авторитетным и уважаемым, — управляющим такси «Четвёрочка» Игорем АДРИАНОМ.
— Вы знаете, сколько в Норильске работает фирм такси?
– Зарегистрировано порядка полутора сотен. Активно работающих на рынке — около пятидесяти.
— Кто контролирует фирмы такси?
– Госавтоинспекция, транспортная инспекция, налоговая и администрация города.
— Каким фирмам следует отдавать предпочтение?
– Надёжным. Надёжная фирма понимает всю меру ответственности и в первую очередь заботится о безопасности перевозок. Поэтому перед каждым выходом машину осматривает механик со специальным образованием. А состояние водителя оценивает нарколог. Если же водитель не проходит осмотр, то его не «вставляют» в компьютер, и на его позывной не «бьются» заявки. Если нарушений и проблем нет, то водитель получает заполненный в компьютерной программе путевой лист и выходит на линию. Таким образом, наличие путевого листа является гарантией безопасности. Бейджик в салоне с данными водителями и фирмы также свидетельствует о том, что эта фирма — солидная. Обратите внимание: если водитель работает на транковой связи (ящичек такой в салоне стоит и антенна наружу не выносится) — это означает, что таксует тот, кому этого делать нельзя.
— Какие машины больше подходят для комфортных поездок в наших северных условиях?
– Тёплые и вместительные. И без каких–либо повреждений. Даже безобидная царапина на капоте, на мой взгляд, должна быть заклеена какой–нибудь наклейкой, чтобы клиенту было не страшно сесть в такую машину. Я, например, не только оцениваю внешний вид автомобиля, который собирается работать под нашим брендом, но и измеряю его габариты рулеткой: если от двери до двери есть 140 см — трое мужиков в тулупах сядут, и им не будет тесно.
— Качество обслуживания зависит от количества машин, выходящих на линию?
– Конечно, чем больше машин, тем меньше время ожидания. У нас, например, летом 30 автомобилей работают — это немного, зимой количество машин на линии в сутки переваливает за сотню. Хотя есть фирмы, где всего пять–десять машин.
— Есть ли установленный максимум времени ожидания таксистом пассажира и наоборот?
– Есть. В 2002 году администрация города Норильска приняла постановление об организации перевозок таксомоторами, и там написано, что время ожидания водителем клиента не должно превышать 15 минут. Но на самом деле ни один таксист не будет столько стоять, потому что при такой низкой стоимости проезда, как в Норильске, это невыгодно. По внутренним правилам фирм такси, приближенным к реальности, время ожидания таксистом пассажира — 5 минут. А пассажир таксиста должен ждать обещанное время — обещал водитель приехать за две минуты, значит, дольше клиент ждать не обязан.
— Как распределяются заявки? Как можно избежать того, что один водитель в погоне за прибылью наберёт себе побольше адресов и, не успевая, заставит клиентов ждать?
– В каждой уважающей себя и клиентов фирме существуют внутренние правила, обязательные для исполнения и водителем, и диспетчером. У нас правило такое: когда диспетчер взяла с телефона и объявила в эфире заявку, её может взять водитель, который находится поблизости и сможет подъехать по адресу за три минуты максимум. Это и клиенту удобней — меньше ждать, и автомобилисту — машина меньше «бегает». Бывает, водитель начинает «лукавить» и, пообещав забрать пассажира за три минуты, подъезжает через семь. Как правило, клиент в недоумении нам перезванивает, и мы все эти нарушения фиксируем, затем проводим с нарушителем работу, если не помогает — прощаемся.
— Действительно, частенько приходится ждать дольше обещанного — и это раздражает, особенно если ты ещё и одет легко.
– Возможность забрать заявку тому, кто ближе, существует не во всех фирмах — где–то водители работают по очереди, где–то «побеждает» тот, у кого рация мощнее. Частенько таксисты пользуются запрещёнными законом усилителями рации. В солидной же фирме за исполнением законов следят строго и нечестной игры не допускают — наш механик, например, имеет специальный прибор и в любой момент может рацию проверить.
— Какие требования предъявляются к водителям?
– Лично я вот уже семь лет предпочитаю сотрудничать с водителями–предпринимателями, то есть теми, для кого такси — основная работа. Проще говоря, мы предоставляем таксистам диспетчерские услуги, они нам — водительские, на своих машинах. Считаю, что в таком случае безопасность перевозок выше, чем когда водитель, отпахав смену в забое, выходит на линию подзаработать. По внутренним правилам нашей фирмы таксисту запрещается курить в машине либо делать это только с разрешения пассажира. То же касается и музыки. Если, например, клиенту не нравится радио «Шансон», он имеет право сказать об этом, и таксист обязан эту музыку выключить.
— Разве можно запретить водителю что–либо делать в его личном автомобиле?
– Да, некоторые начинают таксовать именно с таким настроем: моя машина, что хочу, то и делаю, пусть пассажир под меня подстраивается. Я же в таких случаях говорю так: извини, дорогой, твоя она, пока ты родственников бесплатно возишь. Если же хочешь зарабатывать — ты обязан предоставить качественные услуги. И значит, быть вежливым и внимательным. Если что–то не устраивает в клиенте — водитель должен потерпеть 2–3 минуты. Если пассажира что–то не устраивает в водителе — он за свои деньги терпеть не обязан и может пожаловаться диспетчеру либо, узнав у неё номер управляющего, непосредственно ему.
— А имеет право водитель не взять пьяного пассажира?
– Да. По федеральному закону таксист имеет право отказать в обслуживании человеку, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения, в пачкающей салон одежде и так далее. Например, что часто бывает, клиент садится в машину с открытой бутылкой пива. Наша фирма рекомендует водителю не скандалить, не воевать, доказывая неправоту клиента, а спокойно отказать в обслуживании.
— Водительский стаж имеет значение?
– По закону Российской Федерации разрешается выполнять коммерческие пассажирские перевозки со стажем не менее трёх лет.
— Сколько времени максимально может длиться смена таксиста, есть гарантии, что он не уснёт за рулём?
– Действительно, водитель является лицом, управляющим средством повышенной опасности и обязан соблюдать режим труда и отдыха, который не позволяет работать больше восьми часов без перерыва или больше десяти часов с «отстоем» два часа. Бывает, водитель начинает работать «без ума», сверх меры — и здесь уже задача руководителя фирмы это дело притормозить и сделать так, чтобы все требования и нормы выполнялись.
— Должно ли в машине такси, перевозящей в том числе и пассажиров с детьми, быть установлено специальное кресло?
– По правилам дорожного движения — безусловно. Но не кресло, а, как написано в правилах, специальные удерживающие приспособления. Здесь смысл в чём — не кресло поставить, а сохранить здоровье и жизнь ребёнка в случае аварии. Дело в том, что ремень безопасности, рассчитанный на взрослого, у малыша проходит на уровне шеи и при столкновении автомобиля происходит рывок, толчок — а ремень держит ребёнка за горло... Чтобы этого избежать, можно посадить его повыше, например, куртку подложить, чтобы ремень «ушёл» на грудь. Можно сделать специальные стягивающие ремни.
— Такси ими оборудованы?
– Нет. При цене проезда в полтинник таксисту нет никакого смысла возиться с установкой дополнительного оборудования. Из–за этой нашей норильской специфики — низкой стоимости проезда — пропадает экономическая целесообразность усовершенствования автомобиля. Да и некогда водителю этим заниматься — ведь в час он должен сделать 4–5 заявок, и только тогда его работа принесёт ему прибыль.
— Почему у нас такая, как вы говорите, низкая стоимость проезда? Чем обусловлена цена в 50 рублей?
– Вопрос этот и среди таксистов, и в администрации города обсуждается уже очень много лет. Полтинник — такая цена проезда стоит с зимы 2003 года. За шесть лет всё вокруг подорожало, кроме услуг такси. Причина одна — полная бесконтрольность таксомоторных перевозок. В Норильске рынок такси совершенно дикий. Возят все кому не лень. Есть только несколько фирм, в которых налажен контроль и порядок. Нормально оформленных водителей–предпринимателей, которые два раза в год проходят техосмотр, выплачивают налоги, ездят с путевым листом с отметками о медицинском и техническом контроле — от силы 10–20 процентов от общего числа таксующих. И им это крайне не выгодно. Подсчитано, что стоимость проезда такси в Норильске должна быть не меньше 100 рублей. Но ни для кого не секрет, что огромное количество таксомоторных перевозок выполняется людьми приезжими, которые вообще нигде не числятся, и их никто не контролирует. Такие водители экономят на всём, чтобы прибыль получить побольше — «бомбят» на «лысой» резине, с неработающими дворниками, без ремней безопасности, не платя налоги и не отвечая ни за что. И даже в таких случаях практически невозможно выполнить перевозки при цене 40 рублей, а тем более 30.
Позвольте дать совет: прежде чем сесть в машину, которая поедет по цене, ниже той, что установлена во всех фирмах такси, следует подумать, а чем это вызвано, и не окончится ли такая поездка трагедией.
— А счётчики помогли бы решить проблему ценообразования?
– Проблема в том, что все фирмы такси на счётчики не перейдут. И тогда клиенты, если надо проехать немного, будут звонить в фирму, работающую по километражу, а если далеко — в фирму с установленной ценой.
— Бывает, особенно когда выезжаешь за пределы города — в Старый город или на турбазу, диспетчер по телефону называет одну стоимость, а водитель в конце поездки — другую? С чем это связано, и как этого избежать?
– Ещё раз напомню: фирма такси оказывает посреднические услуги. Мы можем только порекомендовать цену. Но конечную стоимость определяет водитель. И он её может изменить, если для этого есть причина. Диспетчер не всегда в курсе сложившейся ситуации на дороге. Поэтому когда закрыт Ленинский или дороги заметены, если вы везёте большую собаку или ещё в каких–то спорных, сложных случаях, уточняйте стоимость поездки у водителя. Во избежание конфликтов таксист и клиент должны договориться до поездки. Но цена может быть не только увеличена, но и снижена — например, один наш постоянный клиент–фотограф, разъезжающий по своим делам, платит не за все адреса и не платит за ожидание. Или же ему предлагают почасовку. Так что совет один: договаривайтесь.
— Есть ли прогнозы по цене перевозок на эту зиму?
– Никакие прогнозы в Норильске не сбываются. Но помните: цена зависит от спроса. А спрос — от погоды и праздников. Чем больше желающих воспользоваться услугами такси, тем выше цена.
— Кто должен заплатить штраф за не пристёгнутый ремень безопасности пассажира такси — пассажир или водитель?
– В этом случае водитель нарушает пункт ПДД, звучащий примерно так: «Водитель должен быть пристёгнут и не должен перевозить непристёгнутых пассажиров». Но и пассажир виноват в том, что не пристегнулся. И если машину остановит сотрудник ГАИ, водитель будет оштрафован на 500 рублей, пассажир — на 100. Хотя инспектора редко оформляют протокол на пассажира, ограничиваясь наказанием таксиста.
— В некоторых фирмах такси за остановку по пути (например, возле киоска) берут как за дополнительный адрес, в некоторых — нет. То же касается и пользования багажником. А как правильно?
– В федеральном законе записано, что клиент имеет право на одну бесплатную остановку продолжительностью не более 5 минут и перевозку багажа бесплатно. Но с багажом есть небольшая хитрость. Объясняю: наш норильский водитель находится в тёплой машине раздетым, на улице — мороз, метель, ветер или дождь. А ему нужно выйти на улицу и уложить вещи в багажник, да к тому же бесплатно. Справедливо? Нет. Поэтому у нас эта услуга — выход водителя из машины — стоит 30 рублей по городу. На дальних расстояниях — при поездке в аэропорт, например, бесплатно.
— Пассажиры часто оставляют вещи в салоне?
– Сотовые — два–три телефона в месяц обязательно. Сумки, перчатки, кошельки, документы. Если водитель находит вещи до того, как их найдут и заберут следующие пассажиры, всё найденное сдаёт механику. Если владелец не объявляется, мы своими силами его разыскиваем и возвращаем потерю. Самое интересное, что не только вещи забывают. Как–то довёз наш водитель до подъезда весёлую компанию, начал отъезжать, слышит — мяуканье. Оборачивается, а на заднем сиденье... даже не котёнок, а завёрнутый в одеяльце грудной ребёнок. Водитель в подъезд — а пассажиры уже на лифте уехали. Еле догнал и вручил «подкидыша» родителям.
Игорь АДРИАН:
– Недавно в газете была напечатана небольшая заметочка: «Сотрудники ГАИ ищут водителя, который переехал человеку ногу и скрылся. По словам пострадавшего, это было такси «Четвёрочка». Так вот, с полной ответственностью заявляю, это неправда. Я сразу же сам лично проверил заявки — а изменить или удалить в этой компьютерной программе ничего нельзя — и выяснил, что заявка эта у нас стоит как невыполненная, хотя подвыпивший мужчина утверждал, что у него в телефоне забит только номер нашего такси, и другим он не пользуется. К нам в офис приезжал офицер ГАИ. Я ему показал список заявок на компьютере, дал послушать звукозапись разговора диспетчера и водителя и доказал, что у нас на эту заявку выехал серебристый джип с левым рулём, а потерпевшего, с его же слов, довезла и покалечила тёмная легковая машина с правым рулём. Мы эту заявку так и не сделали, потому что от клиента, а потом и от диспетчера водителю джипа был дан отбой. Мы легко доказали свою невиновность. Уверен, что пострадавшего забрал и повредил ему ногу кто–то «левый». Ведь у шабашников глаз намётан, и они прекрасно видят, что стоящему на обочине человеку с телефоном у уха, нужна машина.
Надежда САВЕЛЬЕВА
Фото Александра ВАКУЛЕНКО