Хождение за три моря, ч. 1
Хождение за три моря, ч. 1

У причала
В этом году Енисей побил все рекорды по самому раннему затоплению восьмиметровой отметки. 4 мая вода уже плескалась вровень с причалами Дудинки. В порту спешно готовились к ледоходу. Все суда, пока река не скинет лед и не вернется на обычный уровень, должны были срочно отгрузиться и уйти в море. Морской порт Дудинка — единственный в мире, который затапливается во время половодья, а тут еще зимняя навигация заканчивалась на месяц раньше. Дизель–электроход «Норильский никель» отчалил еще накануне, его близнецы «Мончегорск» и «Надежда» готовились к отходу, не то что не закончив загрузку, но даже и не разгрузившись до конца. Кажется, единственным грузом, который успел подняться на борт «Мончегорска», причем грузом полулегальным, почти контрабандным, была я.Конечно, откровенным «зайцем» я не была, но на борт ледокольного судна, идущего Северным морским путем (СМП), попала всеми правдами и неправдами. Неделю звонила в Дудинку, в Москву, в Мурманск, убеждала, просила, прикидывалась валенком. Рассказывала о детской мечте, благих намерениях, нелегкой судьбе, деревянных игрушках... А если честно, то я просто люблю Север, мечтала пройти на ледоколе по СМП, и в свой отпуск хочу попасть не на Черное или Красное, а на Белое море. Вот и все аргументы.Как бы то ни было, «Мончегорск» из–за ранней весны отчаливал не по графику, и мне удалось подняться на борт за час до отхода. Я до последнего не знала, на каком судне и в какой порт пойду, да и, честно говоря, было без разницы. Правда, моя арктическая авантюра начиналась с доброго знака, ведь «Мончегорск» — единственное из пяти современных судов–контейнеровозов «Норильского никеля», на котором я уже бывала. Осенью мы провожали, а затем встречали судно из необычного рейса: первого в истории плавания Северным морским путем в Азию без ледокольного сопровождения. И на мостике «Мончегорска» была, и команду фотографировала, и с капитаном беседовала. Так что, преодолев последние перед судном преграды в виде КПП порта и бездонных луж на причале, сдав на проверку свой паспорт вахтенному штурману, я была полностью и безгранично счастлива.
Отдать швартовы!
Второй старший помощник капитана Сергей Позняков отвел меня, а точнее — поднял на комфортабельном лифте, на верхнюю жилую палубу надстройки, на восьмой дек, где находилась лоцманская каюта. Двухъярусная кровать, стол, стулья, прикрепленные на случай качки цепочками к полу (пардон, к палубе, на судне полов нет), отдельные душ и санузел — здесь я буду жить. Хотя, собственно, я согласилась бы ночевать где угодно, хоть в трюме или машинном отделении. Но на комфортабельных судах «Норильского никеля» все живут в отдельных каютах. (Это я еще сауну с бассейном или спортзал не видела).
Дизель–электроход усиленного ледового класса «Мончегорск» был построен на судостроительной верфи Aker. 31 июля 2008 года в немецком порту Висмар на нем был поднят флаг Российской Федерации. Это второе из пяти судов собственного флота ОАО «ГМК «Норильский никель», которые были построены по заказу компании в 2006–2009 годах. Ранее экспортная металлопродукция доставлялась из Дудинки в Мурманск судами Мурманского морского пароходства, там разгружалась и сторонними судовладельцами доставлялась в Европу.
«Мончегорск», порт приписки которого — Мурманск, имеет ледовый класс Arc7, то есть может ходить без ледокольной проводки во всех зонах Арктики, способен преодолевать в условиях самостоятельного плавания более чем полутораметровые арктические льды. Он возит генеральные грузы: металл в контейнерах ISO, файнштейн — полуфабрикат для Кольской ГМК, пром– и продтовары для Норильского промрайона. Дедвейт судна, то есть полная его грузоподъемность, — 18,3 тысячи тонн. Стоимость «Мончегорска» — около 82 миллионов евро.
