МАУ ИЦ «Норильские новости»

«Хозяйка огня» победила «Человечков»

«Хозяйка огня» победила «Человечков»

«Хозяйка огня» победила «Человечков»

В этом году «Полярная сова», нарезав несколько кругов над Путоранами и изрядно покружив над обширным сибирским регионом, осталась в Норильске.
Хозяйка огня

Изящная статуэтка Гран-при фестиваля визуальных искусств, проходящего в нашем городе, в четвёртый раз досталась Александру Жохову и его замечательным ученикам. Из полусотни мультиков именно работа «Хозяйка огня» киностудии «Экран» при кинотеатре «Родина» была признана самой-самой.

Впрочем, у анимационного фильма, созданного ребятами из норильской школы-интерната № 2 под руководством педагогов Жохова и Шалимова, были серьёзные конкуренты. Выполненный в сыпучих техниках красочный и нежный мульт «Песнь эльфов», сделанный 10-летней девочкой Ксенией Аксёновой из Новосибирска, поразил жюри ничуть не меньше.

Номинация «Анимация» вообще считается самой плодовитой на «Сове». С детьми в специальных студиях по-прежнему работают талантливые взрослые: хорошо «поливают» и «удобряют» эти «полянки» не только в Сибири, но и в Татарстане, Поволжье и других регионах. Нынче, правда, авторы из Москвы, Питера и Казани представлены не были. Видимо, приставка «краевой» всё же смутила некоторых постоянных участников норильской «Совы».

СпецСОВА

Cпециальным призами жюри «Совы-2009» отмечен фильм «Черепаха» новосибирской студии «Старая мельница» – за «вкусную» работу с материалом (все герои, а также природа и фактура вокруг созданы там из натуральных фруктов: изюма, долек мандарина, кружков киви и так далее). Не остался без внимания «Охотник» – изящная, чёрно-белая работа в технике оригами. Призы «улетели» и в новосибирскую студию «Рыжий воробей» (за смешной и неожиданный фильм «Как появилось солнце»), и в киностудию «Поиск» (несмотря на название – за добрую и непосредственную работу «Ночной кошмар маленького человечка»). Посылки с призами отправлены в детские студии «Чудо-юдо» и «Ормулька» Новосибирской области. Красноярская студия «ПрактикУМ» удостоилась спецприза за серию анимационных роликов.

Споры вызвал игровой фильм «Человечки» (студия «Старая мельница», Новосибирск). По мнению председателя жюри, режиссёра Сергея Серёгина (Москва), эта работа претендовала на главную награду. Посовещавшись, жюри отдало «Человечкам» пальму первенства в своей номинации. В фильме двое мальчишек бурно и эмоционально что-то отстаивают, при этом один говорит только «Да!», а второй – только «Нет!». Доходит не только до музыкальных фраз («Нет-нет-не-е-ет...»), но и до импровизированной пулемётной очереди («Да-да-да-да-да!»). Очень смешно и очень по-детски. Если бы у «Совы» была номинация «Лучшая актёрская работа», эти милые человечки обязательно поделили бы премию.

Номинации «Лучшая операторская работа» тоже не было, тем не менее диплом с таким названием вручили переменовцам из Дома детского творчества за фильм «Мир спортивной гимнастики». Норильская студия «Перемена» (руководитель Геннадий Ратанов) победила и в разделе «Лучший видеосюжет на школьную тему» с работой «Девушка с обложки» – о простой норильской школьнице, ставшей фотомоделью столичного журнала «Маруся». Были и другие неожиданные работы: фильм «Мамочке» студии «Линьки» (Красноярск), Bon Tone студии «Классики» (деревня Новый Шарап), музыкально-социальный клип «Не беда» о подростковых суицидах (новосибирский центр «Родник») и т. д.

Наши

Норильчане в этом году удостоились бОльшей части дипломов «Совы». Организаторы фестиваля отмечают, что наши работы стали мягче, теплее, социальнее. «Полярная сова» собрала под своим крылом тех, кто уже имеет опыт, определённую творческую сноровку, желание выразить конкретный посыл и при этом владеет мастерством передачи того или иного материала.

Среди наиболее техничных, ярких и злободневных работ отмечена лаконичная «Арена. Перезагрузка» киновидеостудии «Экран». В мультике наша с вами недостроенная «Арена-Норильск» поддерживается двумя натуральными гигантскими скелетами. В момент аварии на перекрёстке скелеты хватаются за голову. Арена, оставшись без «атлантов», рушится как карточный домик. Сюр? А как похоже на реальность... Да, перед титрами в мультике (или социальном ролике?) значится надпись «Кризису посвящается...». А говорят, дети ничего не понимают!..

Маленькие сценаристы и режиссёры фильма «Как я провёл лето, или Путешествие на Ламу» (творческое объединение «Видеомир», СЮТ) награждены за любопытный рассказ о родном крае; смешной и познавательный фильм «Библиотека» (автор Юлия Кох) получил диплом фестиваля.

Глазами режиссёра

Прокомментировать детские работы и фестивальный уровень «Полярной совы» мы попросили председателя жюри Сергея Серёгина.

– Вы в 1991 закончили журфак МГУ. Почему – кино?

– Кино меня всегда манило. Да и на журфак я пошёл, имея в виду, что там научусь делать фильмы, настоятельно пробивался для этого на телевизионное отделение. Раньше была система практик: это когда люди разъезжаются по редакциям, целый месяц живут и снимают там, куда тебя пошлют, – в Сибири, во Владивостоке... Мы с одногруппником попали на Север, с тех пор я очень полюбил ваши края.

– Где сегодня больше снимают кино?

– Взрослое кино – и авторское, и коммерческое – больше снимается в Москве и Питере, в Екатеринбурге последние лет 15 очень сильная школа. Что касается детских студий, здесь лидирует Новосибирск – их школа широко известна в наших узких кругах (по большому счёту наших мэтров-аниматоров мало кто знает: спроси, кто такие Михалков и Хитрук, и посмотри, как ответят... Молодежь, правда, по фильмам и Хитрука, и Татарского вроде узнаёт).

– Что вы больше всего цените в работе?

– Честный материал. Как в «Последнем солдате», например, – это был заказ от РТР, фильм посвящался выводу войск из Афганистана. И солдаты, и командиры, которые сами участвовали в тех событиях, прямо на месте показывали, как всё происходило.

– Ваши ощущения от города и работы в Норильске?

– С удовольствием сюда приехал, отложив работу. Первый раз был здесь лет 20 тому назад, в студенчестве, а второй раз – в 2005 году, тогда в Усть-Аваме несколько недель мы снимали документальное кино «Внук шамана» о Леониде Костеркине.

Работать в жюри было легко и комфортно, уровень конкурсных работ меня порадовал. Обычно в регионах я встречаюсь с детской аудиторией, у вас этому грипп помешал. Зато удалось провести мастер-класс со взрослыми учениками студии Саши Жохова.

Что касается норильских фестивальных работ: если учесть, что их делали дети, то всё отлично, и вы, ребята, на правильном пути.

– Напишите что-нибудь хорошее для читателей нашей газеты.

Читателям “Заполярной правды” с самыми добрыми пожеланиями. Оставайтесь детьми как можно дольше! Смотрите мультфильмы! Читайте сказки! Они учат добру и нестандартному взгляду на жизнь!”

Марина КУЗНЕЦОВА

Фото Владимира МАКУШКИНА

24 ноября 2009г. в 16:45
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.