МАУ ИЦ «Норильские новости»

Половину прибыли – на дивиденды

Половину прибыли – на дивиденды

Половину прибыли – на дивиденды

Выручка компании «Норильский никель» за I квартал этого года выросла на 41%. Увеличился и размер дивидендов за прошлый год. О динамике развития «Норникеля» в непростой для мировой экономики период в интервью телеканалу «Россия 24» рассказал генеральный директор компании Владимир СТРЖАЛКОВСКИЙ.
Половину прибыли – на дивиденды

– Владимир Игоревич, 2009 год для «Норильского никеля», как и для многих других компаний, оказался непростым. Цены на никель и медь были низкими. В 2010–м дела пошли в гору. Насколько хорошо себя чувствует «Норникель» сегодня?

<foto>Фото: Владимир Стржалковский</foto>
Фото: Владимир Стржалковский

– Действительно, 2009 год был очень тяжёлым и для мировой экономики, и для российской. Конечно, «Норильский никель» не являлся исключением. В разы уменьшились цены на металлы. Усложнился процесс сбыта продукции, потому что увеличивались запасы наших металлов как на складах предприятий, крупных компаний, так и на мировых биржах — в первую очередь на Лондонской. В этот период на компанию давило достаточно большое кредитное плечо, которое «Норникель» получил, приобретая в предыдущие годы зарубежные активы. Ряд этих факторов показывал, что компании надо сосредоточиться, сконцентрироваться, убрать лишние издержки, оптимизировать траты, оставив только разумные, уйти от непрофильных активов. И, безусловно, все это делать с пониманием того, что сокращать людей, в первую очередь в Норильске, нельзя, потому что им в кризис просто некуда будет пойти работать. Вот такое сочетание негативных ситуаций случилось в прошлом году.

Рад, что в целом мы завершили год успешно, не скрою, лучше, чем сами ожидали. Наша чистая прибыль по итогам 2009 года составила 2 миллиарда 651 миллион долларов. Мы заплатили долгов 1 миллиард 200 миллионов долларов, причём ничего не брали, только платили. И уже за первую половину 2010 года в конце июня будет погашено ещё 2 миллиарда 200 миллионов долларов долгов. Кроме того, принято решение, которое должно будет утвердить собрание акционеров: о выплате по итогам 2009 года дивидендов в размере 50 процентов от чистой прибыли. Это 210 рублей на одну акцию, что по доходности составляет 4,5 процента годовых.

— Вполне прилично, учитывая, что был кризисный момент. А какие шаги вы предприняли в первую очередь, когда проблемы навалились на «Норильский никель»? Это избавление от непрофильных активов либо забота о рабочих?

– Все эти вопросы всегда приходится решать одновременно. Была принята программа, на основе которой был издан приказ об оптимизации и упорядочении расходов. Мы определили, где можем подсократиться, что в первую очередь всё равно надо сделать, а что можно отложить на последующие периоды. Безусловно, сократили, как я уже сказал, непрофильные траты, в частности очень большие расходы были на спортивные команды, консультации, рекламу и прочее.

– По всем направлениям пришлось урезать?

– Это то, что можно было урезать безболезненно. Значительно сократили мы и головной офис — за полтора года на 30 процентов, без ущерба для работы. С моей точки зрения, стало даже более функционально, потому что каждый человек знает, чем он занимается. А в Норильске, как я уже сказал, мы приняли решение не сокращать людей. И государство пошло нам навстречу: практически год не существовало пошлины на никель.

– Это в какой–то мере спасло ситуацию?

– Серьёзно способствовало. И потом, было понятно, что государство готово в случае какого–то негативного развития ситуации оказать содействие. Моральная поддержка тоже очень важна.

– Владимир Игоревич, кризис, как правило, обнажает сильные и слабые стороны той или иной компании. Горно–металлургический комплекс — не исключение. Что вы для себя выявили, что определили на будущее, над чем нужно поработать и что получилось действительно хорошо?

– Ещё раз подтвердилось, что «Норильский никель» — это самый низкозатратный производитель никеля и один из самых низкозатратных производителей меди, платины и палладия в мире. Безусловно, нашей компании выдерживать резкое падение цен было легче. Какие выводы сделаны? Конечно, должно быть соразмерное кредитное плечо. Кредиты не должны давить, компания должна иметь возможность инвестировать, расти, развиваться, своевременно проводить модернизацию производства. Сейчас мы серьёзно сократили кредиты, и это благоприятно сказывается на перспективах развития компании. Какой ещё вывод? Наверное, в первую очередь нужно понимать, что экономика не может расти вечно, бывают периоды кризисов и спадов, и всегда надо быть готовым к тяжёлому периоду. С нашей точки зрения, в благополучные годы уделялось недостаточно внимания перспективам развития производства именно российских активов. Был сделан упор на приобретение иностранных, что не дало даже близко того эффекта, который ожидался. А в тех регионах, где присутствует компания, существует и инфраструктура, и человеческий и транспортный потенциал. Поэтому сейчас в первую очередь будет уделяться внимание инвестициям именно в тех местах, где расположены предприятия компании.

– Насколько изменился рынок сбыта до и после кризиса? Он стал гибче или, наоборот, строже к тем компаниям, которые выходят на рынок?

– Очень правильный вопрос. Действительно, во время кризиса мы почувствовали, что необходимо больше диверсифицировать рынки сбыта. Если раньше основным рынком сбыта были Европа и в какой–то мере США, то за последние год–полтора мы существенно расширили наши предложения в Индии и Китае, для которых стали крупнейшим поставщиком наших металлов. В Китае открыли и дополнительный сбытовой офис в Шанхае, что дало существенные результаты. Теперь у нас более сбалансированный рынок, и он не зависит так от группы стран, которые может поразить кризис или в которых могут возникнуть определённые сложности с развитием экономики. Таким образом, достигается устойчивость, а это тоже очень важный фактор стабильности работы компании.

– А останутся ли деньги на то, чтобы поддержать своих сотрудников? Будет ли разрабатываться какая–то новая программа, учитывая то, что могло произойти во время кризиса?

– Безусловно, «Норильский никель» — это не только компания, которая принадлежит своим акционерам. Она должна учитывать интересы государства, потому что это стратегическое предприятие. А интересы государства — это забота о своём населении. Мы тоже заинтересованы, чтобы со стороны работников было позитивное отношение и к руководству компании, и к основным акционерам. Нам, несмотря на кризис, удалось без задержек выплачивать заработную плату, платить премии. Более того, с 1 января мы в среднем на 10 процентов повысили заработную плату. У нас существует большой социальный пакет. 17 тысяч человек отдохнули в прошлом году в санатории «Заполярье» в Сочи и в ряде зарубежных стран по программе «Отдых за рубежом». Приобретён участок земли в Архипо–Осиповке для строительства детского лагеря, проект которого уже сделан. Существует целый набор пенсионных программ, которые будут продолжаться. Запущена новая программа «Наш дом» — её пилотный проект утверждён в этом году, заложены средства в бюджет. В соответствии с программой компания на 4 миллиарда 200 миллионов софинансирует приобретение жилья работникам ведущих, самых нужных специальностей.

Публикуется с сокращениями.

18 июня 2010г. в 17:00
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.