МАУ ИЦ «Норильские новости»

В капкане

В капкане

В капкане

Лифт считается самым безопасным видом транспорта. Мы пользуемся им ежедневно, и, не особо задумываясь, на автомате. До тех пор, пока не окажемся в ловушке застрявшего лифта.

Вчера я первый раз застрял в лифте,
Прекрасная возможность поговорить с собой...
(Группа «Чайф»)

Ещё лет двадцать назад лифты в Норильске были вовсе не так безопасны. Тогда не существовало электронной системы контроля и не всегда можно было связаться с диспетчером. Происходили даже несчастные случаи, а некоторые заканчивались смертельным исходом. В Талнахе лифт вдруг пошёл с открытой дверью, и женщина упала в шахту. В Норильске мальчишки катались на противовесе, и одного из них зажало, хорошо, что не насмерть. В Оганере погибла девочка, которая с друзьями каталась на крыше лифта.

Условия эксплуатации лифтов в Норильске несильно отличаются от материковских. Безопасность и антивандальность — основные к ним требования.

В НПР лифты обслуживают две организации: дома Норильска, Оганера и Кайеркана находятся в ведении ЗАО «Оганер–Сервис», в Талнахе работает ООО «Таймырлифт».

Первое упоминание о подъёмном механизме относится к 2600 году до н.э.: египтяне использовали их при строительстве пирамид.

Самый древний лифт археологи откопали в римском городе Геркулануме, погибшем во время извержения Везувия одновременно с Помпеями. Находка представляла собой остатки агрегата, предназначавшегося для подъёма кулинарных блюд из кухни в столовую.

Считается, что первый лифт в современном понимании установили в 1743 году во дворце французского короля Людовика XV в Версале. Громоздкая конструкция, приводимая в движение слугами, была сконструирована для того, чтобы 33–летний король мог подниматься в апартаменты своей любовницы, жившей этажом выше.

В России подобие лифтов было уже при Петре I. Неизвестный умелец, например, установил в Петергофе обеденный стол, который курсировал между первым и вторым этажами.

Лифты использовались на протяжении тысячелетий, однако самостоятельным архитектурным элементом они не были до тех пор, пока в 1852 году американец Элайша Грэйвс Отис не добавил в конструкцию лифта механизм, который предотвращал падение кабины лифта, даже если обрывались все канаты. Это был первый автоматический ловитель.

Современные лифты оборудованы системой ловителей, и вероятность падения кабины сейчас практически исключена. Также в каждом лифте предусмотрена система вентиляции воздуха внутри кабины: поэтому кислородное голодание застрявшему пассажиру не грозит.


Александр СКАЛОЗУБОВ
Александр СКАЛОЗУБОВ
Чтобы выяснить, насколько безопасны норильские лифты сегодня, мы обратились к главному инженеру ЗАО «Оганер–Сервис» Александру СКАЛОЗУБОВУ:

– Первые кабины лифтов в Норильске вообще были деревянными. У нас на ТЭЦ–2 до сих пор такой стоит, но, конечно, уже не работает. Самые старые действующие лифты, из тех, что мы обслуживаем, были на Молодёжном проспекте, но недавно мы провели на них капитальные ремонты. Ещё в последние десять лет мы ввели систему связи АРМ ЛАСК (Автоматизированное рабочее место — программно–аппаратный диспетчерский комплекс лифтовой аварийной службы контроля). С её помощью в единой централизованной диспетчерской оператор может не только поддерживать голосовую связь с пассажирами, но и видеть на мониторе техническое состояние каждого лифта: стоит он или едет, открыты двери или нет. Система позволяет контролировать любые нештатные ситуации. А раньше в Норильске у диспетчера только лампочка загоралась, если «вызов» нажимали. Оператор не знал, что в лифте случилось: то ли действительно кому–то помощь требуется, то ли балуется кто–то.

Кроме того, и сами лифты теперь намного безопаснее. С открытой дверью лифт уже не поедет. Раньше как наши хулиганы делали: открывали внешние двери, подпирали их чем–нибудь, лезли в шахту. Теперь, если двери на любом этаже открыты, кабина автоматически останавливается, лифт полностью блокируется. С тех пор, как наши лифты автоматизированы, то есть с конца 1990–х годов, никаких несчастных случаев не было. Сейчас у «Оганер–Сервиса» на обслуживании порядка 1000 лифтов: в жилых домах и больницах, на предприятиях, в организациях.

– Но опасность застрять в лифте по–прежнему остаётся. Или можно как–то этого избежать?

– Лифт, как и любой механизм, может сломаться. В течение дня в среднем около десяти лифтов застревают, вечером, особенно в пятницу, может быть десять застреваний за пару часов. Часто они ломаются из–за наших собственных действий. Например, в лифте нельзя прыгать, стучать по стенам. Так любят развлекаться наши дети, и добиваются того, чего хотят, — застревают в лифте. Ещё нельзя сильно облокачиваться на двери кабины. Кроме того, лифт может просто заблокироваться, если слишком долго держать двери, не давая им закрываться.

Что ещё может случиться с лифтом? Обрывов канатов и падений кабины на моей памяти не было. Вообще обрыв всех канатов, которые держат лифт, — это нереально, но предусмотрено. Каждый лифт оборудован ловителем, который срабатывает автоматически и намертво удерживает кабину, если её скорость увеличивается. Кроме того, в приямке (место внизу шахты, ниже уровня первого этажа) стоит буферное устройство. Это такая большая пружина, которая амортизирует кабину. Поэтому падений лифта с высоты тоже можно не бояться.

Ещё один совет, чтобы не застрять, — не нажимайте кнопку «стоп», старайтесь ею вообще не пользоваться. Часто лифт застревает именно из–за этого. Если вы ошиблись кнопкой этажа, лучше доехать, а потом нажать требуемый. А когда вам сильно невтерпёж её нажать, то делайте это правильно: удержите и отпустите только после остановки кабины. Но, повторюсь, я, например, ей вообще никогда не пользуюсь. В новых лифтах её уже не делают, вместо этого в них есть кнопка «отмена». Например, вы зашли в кабину и ждёте кого–то, нажимайте на эту кнопку и двери не закроются, то же самое делайте при ошибочном выборе этажа.

Надо отметить, что чаще всего не лифт ломается, а его ломают. Но есть один момент, не зависящий от жильцов. Обязательное условие для нормальной работы лифта — плюсовая температура. В Норильске, как вы понимаете, эта проблема особенно остро стоит. В шахте лифта, да и вообще в подъезде, должно быть не ниже +5 градусов. Если холоднее — мы обязаны останавливать лифт, потому что иначе он становится небезопасным. При минусовой температуре кабели лифта перемерзают, становятся жёсткими и лопаются. То есть если лифт зимой стоит, он не обязательно поломан, может быть в подъезде слишком холодно. Мы сотрудничаем с жэками, они утепляют приямки, следят за отоплением в подъездах. Но есть у нас такие «больные» дома, в подъездах которых постоянно холодно.

Кстати, на нашем сайте (service.oganer.net) можно узнать, почему не работает лифт в вашем подъезде. Там размещена сводка за последние пять лет обо всех ремонтах и поломках.

Диспетчерская ЗАО «Оганер-Сервис»
Диспетчерская ЗАО «Оганер-Сервис»
– А что делать, если всё же застрял в лифте? Ведь не все могут спокойно ждать «освобождения», или, как вы говорите, «эвакуации». У некоторых, может, клаустрофобия*...

– Во–первых, наш диспетчер на мониторе сразу видит, что лифт остановился, и выходит на связь, чтобы узнать, есть ли там люди. Но и пассажир, не дожидаясь этого, должен первым делом нажать кнопку связи с диспетчером. Даже не надо объяснять, какой дом, какой подъезд, просто говорите, что застряли, и ждите мастера. В получасовой срок аварийная служба обязана вас эвакуировать. В час пик (у лифтов он тоже есть), то есть в вечерние часы с пяти до девяти, когда лифты ездят практически безостановочно, и подряд могут поступить десять сигналов о застреваниях, бывает, аварийщики едут больше тридцати минут, около сорока. Но это уже внештатные ситуации, и наши люди за такие вещи отвечают, мы обязаны отреагировать в течение тридцати минут. Конечно, пассажиру в капкане застрявшего лифта кажется, что он просидел все три часа, но наша электронная система фиксирует, сколько простоял лифт.

– Но тридцать минут начинаются с того момента, как диспетчер принял сигнал SOS, а если связи нет, что делать?

– Если кнопка связи с диспетчером не работает, можно диспетчеру позвонить. Сейчас у всех есть мобильные телефоны, занесите себе в память номер диспетчерской по своему городу:

Норильск — 34–04–04, Кайеркан — 39–56–01, Оганер — 41–11–81,
Талнах (ООО «Таймырлифт»): 3 мкр. — 37–36–23, 4, 4а, 4р мкр. — 37–20–02,
5 мкр. – 37–36–23, 44–25–52.

Самый худущий вариант: кнопка связи не работает, телефона с собой нет. Тогда кричите, зовите соседей, просите позвонить в диспетчерскую, вас из кабины всегда услышат. Самостоятельная эвакуация запрещена, ждите, когда приедут аварийщики. Вылезти из кабины сложно, для этого надо её просто раскурочить. У нас были случаи, когда подвыпившие люди освобождали из «плена» своего товарища и топором рубили двери лифта. Но лифт — собственность администрации Норильска, за его повреждение придётся платить. Это же касается подростков, которые поджигают кнопки и сами кабины.

– Александр Викторович, а вы сами когда последний раз застревали?

– Последний раз — лет восемь назад, но дело в том, что я живу на первом этаже. И тем не менее, мой совет: чтобы спокойно доехать, надо ехать спокойно.

* Клаустрофобия — это тревожное расстройство, при котором человек испытывает сильнейший беспричинный страх, когда находится в замкнутых и тесных помещениях. Симптомы клаустрофобии похожи на симптомы других фобий: обильный пот, учащённое сердцебиение, одышка, дрожь, головокружение, ощущение предобморочного состояния, ощущение опасности.

Для того чтобы быстро и эффективно снять приступ клаустрофобии, необходимо:

– сконцентрировать взгляд в какой–нибудь точке,

– глубоко, ровно, но часто дышать,

– если хорошо развита фантазия, представить себе лестницу и мысленно (не переставая глубоко дышать) считать ступеньки.

Беседовала Светлана ГУНИНА

Фото автора и Владимира МАКУШКИНА

31 октября 2008г. в 14:00
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.