МАУ ИЦ «Норильские новости»

Алексей Текслер: «Главное — сбалансировать бюджет»

Алексей Текслер: «Главное — сбалансировать бюджет»

Начало осени — время, когда в Норильске открывается новый политический сезон, общественная жизнь после отпусков становится более насыщенной, проходят последние перед зимой проверки объектов жилищно–коммунального хозяйства. Лето — в Норильске тоже обычно горячая пора, на которую приходятся основные капитальные ремонты, работы по благоустройству города. Такая у нас специфика. Сейчас уже можно подводить итоги. Стало ли нынешнее лето испытанием для нового руководителя администрации? На эту тему мы и пообщались с главой администрации Норильска Алексеем ТЕКСЛЕРОМ.

– Вы более полугода занимаете пост главы администрации Норильска. О каких достижениях, успехах в работе уже можно говорить?

— Думаю, говорить о достижениях пока преждевременно. Правильнее говорить об улучшении ситуации по ряду направлений. Например, по капитальным летним ремонтам, реконструкции, ремонтам дорог. То, что начали ремонтировать фасады, — видят все. Я, как житель Норильска, замечаю, что наш город в целом стал значительно чище.

Если говорить языком цифр о программе реконструкции, то, к примеру, по состоянию на конец нынешнего лета фактическое освоение средств составило почти 50% против 18% аналогичного периода в прошлом году. При этом программа реконструкции нынешнего года на 17% больше прошлогодней. Примерно такие же цифры можно привести по капитальным ремонтам — выполнено около 65% против 26% в 2007 году.

Ремонт дорог в этом году мы начали раньше и уже почти его завершили.

В целом же итоги нашей работы можно подводить через год или несколько лет, когда изменения станут системными.

– Перечисленные вами вопросы были самыми проблемными?

— В нашей работе все вопросы значимы. Хотя, безусловно, есть наиболее важные, ключевые направления, которые напрямую влияют на качество жизни горожан: жилищно–коммунальное, городское хозяйство, социальная политика, транспорт, образование, спорт, культура.

– Вы упомянули, что исполнение некоторых муниципальных программ лучше, чем в прошлом году. Говорит ли это о том, что требования администрации города стали жёстче?

– Для того чтобы решить любой вопрос, нужны ресурсы — организационно–управленческие, финансовые, инфраструктурные. На первом этапе мы столкнулись с управленческими вопросами, ведь чтобы решить ту или иную проблему, нужно её понять, продумать, как можно из неё выйти. Для этого в первую очередь нужны грамотные, квалифицированные кадры. С финансовыми ресурсами тоже понятно — можно всё знать, но ничего не решить, если денег нет. Ну, и третий вопрос заключается, например, в наличии на территории хороших подрядчиков с развитой материально–технической базой.

В этом году у нас нет проблем только с финансами — поступления в бюджет соответствуют запланированным. К сожалению, уже в следующем году ситуация с бюджетом будет менее благоприятная — ожидается снижение цен на никель. Естественно, и налоговые отчисления «Норильского никеля» в муниципальный бюджет будут значительно ниже.

Серьёзной проблемой системного характера для Норильска является инфраструктурная обеспеченность, к примеру, в области ЖКХ, капитальных и текущих ремонтов. Не хватает квалифицированных подрядчиков. Таким образом, даже своевременное размещение муниципальных заказов и наличие денег ещё не гарантирует своевременное исполнение работ. Нередко подрядчики берут на себя обязательства, которые не могут выполнить. Таких примеров масса. Трудно в Норильске найти объект, на котором бы чётко соблюдался график выполнения работ.

– С какими подрядными организацими легче работать — местными или иногородними?

– Чтобы выполнять серьёзные объёмы работ в Норильске, подрядной организации необходимо обладать соответствующей базой, т.е. иметь оборудование, необходимые материалы, рабочие руки... У местных подрядчиков, конечно, в этом плане преимущество. Другой немаловажный момент — подрядчик должен понимать, какими ресурсами он должен обладать, чтобы участвовать и побеждать в проводимых нами конкурсах.

Часто организации заявляются на конкурс просто ради участия, пытаются выиграть его, сбросив цену контракта. Нас такой подход не устраивает. Мы с этим боролись и будем бороться. Нам нужны серьёзные подрядчики, поскольку мы живём в достаточно агрессивных климатических условиях. Нам постоянно необходимо ремонтировать и содержать должным образом жилищный фонд, объекты образования, спорта, культуры и так далее. Надо учитывать и тот факт, что время для ремонтов, которое отводит для нас природа, крайне ограничено — с мая по сентябрь.

– То есть идеальных подрядчиков у нас нет?

– В Норильске есть неплохие фирмы–подрядчики, но о каких–то идеальных я говорить не могу. Есть и такие организации, которые мы сразу заносим в так называемый чёрный список и передаём на федеральный уровень. Но, согласитесь, ничто не мешает той или иной фирме, которая раньше уже «прокололась», участвовать в конкурсах под другим названием. Образовать новое юридическое лицо сегодня не так уж и сложно.

– Большой ли сегодня этот чёрный список?

— Речь идёт о десятках организаций.

– Цены на никель продолжают падать. Как это отразится на городском бюджете, который практически полностью зависит от налоговых поступлений Заполярного филиала «Норильского никеля»?

– Безусловно, с точки зрения наполнения бюджета ситуация в следующем году будет хуже нынешней. Не надо быть оракулом, чтобы это предвидеть. Достаточно вспомнить о ценах на тонну никеля в позапрошлом и прошлом годах (до $50 тыс.) и сравнить их с нынешними ($18–$23 тыс.).

Ситуация для города будет нелёгкой. Мы предпринимаем определённые меры, консультируемся с федеральными и краевыми структурами по поводу того, как можно выровнять эту ситуацию. Нужно будет сбалансировать бюджет таким образом, чтобы не потерять имеющиеся социально–экономические показатели развития территории, а наоборот, поступательно их развивать.

– Какие потери бюджета ожидаются?

— Сейчас было бы не совсем правильным называть какие–то конкретные цифры.

– Однако недавно в «Норникеле» предполагаемые потери бюджета обозначили на уровне двух миллиардов рублей...

— Сегодня трудно говорить о том, какие именно цены на никель будут рассматриваться при формировании бюджета, ведь можно говорить как о $17 тысячах за тонну, так и о $23 тысячах. Наши же расходные полномочия остаются прежними.

Поэтому сегодня важно определить приоритеты, оптимизационную структуру бюджета. В следующем году, к примеру, нужно будет оптимизировать тему приобретений.

Бюджет–2009 должен быть таким, чтобы содержание учреждений, с точки зрения их обеспеченности, не было снижено по ключевым направлениям деятельности, а имеющиеся целевые приоритеты (ЖКХ, транспорт, соцполитика, переселение из ветхого и аварийного жилья) не «просели». Вопрос о том, в каких цифрах будет исчисляться дефицит и возникнет ли он вообще, предстоит обсудить немного позже.

– Обязательства по бюджету нынешнего года будут выполнены в полном объёме?

– Все ключевые — да. Но... Рачительный хозяин, понимая, что у него в будущем возможны какие–то финансовые изменения, сдерживает себя в текущих расходах. В разумных пределах, естественно.

Сейчас все подразделения администрации работают в этом направлении, и такая работа поможет нормально пережить следующий год. Отмечу: ограничения в расходах не скажутся на качестве обслуживания населения.

– Сколько средств можно сэкономить подобным образом?

– Мы только начали эту работу. Ещё раз подчеркну, что она проводится для того, чтобы ликвидировать дефицит бюджета следующего года. Если говорить в цифрах, то ожидаемая экономия составит сотни миллионов рублей.

– Не приведёт ли снижение доходов бюджета в следующем году к каким–либо разногласиям с краевыми властями?

— Безусловно, ключевым игроком в формировании бюджета, определении приоритетов является краевое правительство. Наша же задача в том, чтобы донести до краевых властей проблематику Норильска, защитить наши приоритеты. Чем, собственно, мы сейчас и занимаемся.

К тому же многие наши коллеги в правительстве Красноярского края — норильчане, которые хорошо понимают, что такое Крайний Север, знают климатические особенности нашего региона. Кроме того, Норильск и «Норильский никель» — основные налогоплательщики в крае. Думаю, душить курицу, несущую золотые яйца, никто не станет.

– На ваш взгляд, нужен ли Норильску некий стабилизационный фонд? Знаю, в администрации города была идея его создать.

– Идея действительно интересная, разумная, но до недавнего времени она противоречила Бюджетному кодексу.

Ситуацию в Норильске можно сравнивать с обстановкой в целом по стране. Поступление налоговых платежей в России формируются за счёт нефтегазового сектора. Мы же зависим от того «продуктового набора», который производит «Норильский никель».

Когда мировые цены на базовую линейку металлов «Норникеля» находятся на самой высокой отметке, в Норильске можно сконцентрировать некоторые денежные средства и сформировать из них стабилизационный фонд, который очень пригодился бы городу, когда цены на никель или медь вновь начнут падать.

– Побывавшие недавно в Норильске Владимир Потанин и Владимир Стржалковский заявили о том, что будут помогать городу. В каких именно направлениях?

– Есть ряд серьёзных проектов, которые реализуются на уровне Федерации. Например, программа реформирования жилищно–коммунального хозяйства, которой занимается целая госкорпорация. Или же программа переселения по 125–му Федеральному закону. Программа реформирования муниципальных финансов (сейчас мы тесно работаем с Минфином, который ежегодно устраивает среди муниципалитетов конкурс). Мы пытаемся участвовать в каждой федеральной и краевой программах, чтобы покрыть выпадающие доходы бюджета следующего года.

– Правда ли, что край самостоятельно снижает участие норильчан в региональных программах?

– В этом году мы должны освоить все средства, поступившие из края. Но в прошлые годы действительно были случаи, когда не до конца осваивались те или иные программы. Отчасти это происходило потому, что городские чиновники не успевали с подготовкой тех или иных вопросов. Иногда потому, что краевые программы были не адаптированы к норильским условиям. К примеру, как в Норильске можно было реализовать краевую программу строительства нового жилья? Что мы можем построить в нашем городе на предлагаемое финансирование? Часть фундамента?

В этом году Норильск по целевым краевым программам получил порядка 280 млн. рублей. Сегодня перед нами стоит задача: при подготовке бюджета на 2009 год не только не снизить эти объёмы, но и по возможности их увеличить.

– И последний вопрос. В Норильске в скором времени стартует четвёртая очередь Пилотного проекта по переселению жителей из районов Крайнего Севера. Насколько она по вашему мнению актуальна для норильчан?

– Мы надеемся, что Пилотный проект продолжит работу в Норильске. Сегодня все необходимые документы на утверждении в правительстве страны.

Мы заинтересованы во всех переселенческих проектах. И в первую очередь ориентируемся на социально не защищённые категории населения. Будем приобретать жильё у уезжающих по проекту норильчан и параллельно решать вопросы программы переселения из ветхого и аварийного жилья. По условиям 125–го закона при переселении люди должны сдавать муниципалитету имеющееся жильё. Так вот раньше участники программы разменивали квартиры и сдавали муниципалитету разбитые гостинки. Нас это не устраивает. В этот раз мы планируем в рамках Пилотного проекта приобретать у населения такое жильё, в которое могли бы вселиться жильцы аварийных домов.

Вопросы задавал Ален БУРНАШЕВ.

Фото Алексея СИЧКАРЯ.

24 сентября 2008г. в 16:45
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.