МАУ ИЦ «Норильские новости»

Глава – всему голова

Глава – всему голова

Глава – всему голова

Как быстро летит время. Осень–2003 в Норильске была вся такая бурно–выборная, всё кипело от политических страстей. Выборы, суды... Отменят или признают?! А если признают выборы состоявшимися, то как жить будем... А если не признают — по новой выбирать?!
Глава – всему голова

И вот прошел год. Первый год работы новой администрации города. Не все гладко складывалось: были победы, но были и просчеты, в основе которых — недостаток опыта в управленческой, административной работе. К тому же чиновничья среда не сразу восприняла пришедшую команду. Да и депутатский корпус вначале с недоверием отнесся к новой команде. Более того, даже в день инаугурации вновь избранный глава города с утра выступал ответчиком в суде за якобы допущенные нарушения в ходе предвыборной кампании. Впрочем, все судебные иски были погашены, выборы признаны легитимными. Новая команда приступила к работе. Кстати, нужно отдать должное Валерию Мельникову, он не боится признавать свои ошибки, а чтобы таковых было как можно меньше, буквально через полгода было создано контрольно–ревизионное управление, которое и призвано выявлять нарушения в работе администрации. Причем это единственная структура, которая возникла при новом главе, и состоит она всего из двух человек.

Прошел год, и время подвести итоги. Есть повод спросить у мэра города: “Что сделано хорошего за этот год, все ли свои обещания он выполнил?”. Этот год для Валерия Мельникова был нелегким, наверное, он и сам с этим согласится. Это не только год становления новой команды, но и год реформ: коммунальной, пенсионной, местного самоуправления.

Город взял на себя ответственность за коммунальное хозяйство и муниципальный заказ, в истории Норильска это впервые. Так же впервые городской транспорт перешел в ведение муниципалитета, что очень логично. Городской транспорт должен быть городским, а не в руках частной компании. Частная же компания заинтересована в выводе непрофильных активов, что тоже вполне логично. Однако впервые за всю историю компании, при выводе непрофильных предприятий, пришлось сесть с городом за стол переговоров.
Мельников выдвинул ряд условий, и они были приняты. Вообще стоит отметить, что для главы принятие НПОПАТ в муниципалитет стало и проверкой. Добившись для работников предприятия сохранения пакета социальных льгот, заработной платы и возможности для всех желающих выехать на материк по социальным программам ЗФ ГМК “НН”, Мельников доказал, что он состоялся и как политик, и как хозяйственник.

* * *

Что касается коммунальной реформы, то на этом стоит остановиться несколько подробней. Некоторые упрекают Валерия Мельникова, что в своих предвыборных речах он неоднократно говорил о том, что в Норильске оплата коммунальных услуг ЖКХ населением не будет повышаться. Тем не менее, не прошло и полгода, как новый мэр постановил начать коммунальную реформу.

– Валерий Владимирович, как же так получилось, что слово и дело разошлись?

– Я от своих слов никогда не отказывался. Да, я действительно считал, что осенью 2003–го и даже зимой 2004–го город не готов был перейти на 90–процентную оплату ЖКХ. Я говорил, что в Норильске не будет коммунальной реформы до тех пор, пока не будет прописан механизм защиты населения от падения уровня доходов. Пока не изменится сама система предоставления услуг ЖКХ, несмотря на то что федеральный закон, руководство края требовали немедленного проведения в Норильске реформы. Здесь надо отдать должное Михаилу Прохорову: видя тупиковость ситуации, он предложил сесть за стол переговоров. Его инициатива о компенсации для работников Заполярного филиала стоимости оплаты услуг ЖКХ, дополнительное финансирование ремонтов коммунальной системы города позволили начать реформу. На сегодняшний день проработана и действуют система компенсационных выплат для всех жителей Большого Норильска. Кто не может платить — должен оформить или субсидии, или ЖКВ. Другое дело, что есть отдельные граждане, которые не могут и не хотят. Они были всегда, к сожалению. И еще у нас теперь есть “Заполярная столица”, в эффективности ее работы, наверное, не приходится уже сомневаться. Заключены договоры между администрацией, жилищно–коммунальными компаниями и управляющей компанией “Заполярная столица”. Четко выдерживается график финансирования текущих платежей.

Сумма, выделенная на капитальные ремонты в этом году, превышала сумму прошлого года на 80 млн. рублей. Город достойно подготовлен к зиме. В этом году мы смогли отремонтировать значительно больше подъездов жилых домов и мягких кровель. Наконец–то даже в “Арктике” сделали ремонт крыши, а это большое дело. Ремонтировали фасады и даже раскрашивали их в непривычные для Норильска цвета. Причем все это делалось не на главном городском проспекте, а на окраинных улицах города. Завершили так называемые долгострои. Достроили автовокзал и отремонтировали подстанцию “Скорой помощи” в Талнахе. Ремонтируем детские сады. Вот на днях сдали садик №90. Кстати, если говорить о последнем, то этот ремонт длился чуть ли не 11 лет, фактически начат был на заре перестройки. Надеюсь, что будет наконец–то отремонтирован музей и колледж искусств. Держу эти два объекта на личном контроле. Работники “Топаза” еженедельно отчитываются о проделанной работе. Хочу, чтобы в Норильске везде были построены теплые остановки. Не должны люди мерзнуть, не те у нас климатические условия.
В 2003 году финансовые средства из местного и краевого бюджета на содержание городских улиц и автомобильных дорог Большого Норильска не выделялись. Все работы производились за счет средств ЗФ ОАО “ГМК “Норильский никель”. В 2004 году разработаны единичные расценки на выполнение работ по содержанию улично–дорожной сети и технических средств организации дорожного движения на всей территории промрайона. Проведена инвентаризация всех технических средств организации дорожного движения. Организована работа по контролю качества работ по содержанию улично–дорожной сети. Продолжаются работы по переводу загородных автомобильных дорог: пять дорог переданы в собственность края. В стадии подготовки технической документации — работы по передаче внутриведомственных дорог в муниципальную собственность.

Впервые в этом году мы разработали план мероприятий по капитальному ремонту объектов коллекторного хозяйства и наружного освещения в городах Большого Норильска. А для улучшения транспортного обслуживания в сфере пассажирских перевозок введены новые автобусные маршруты: кольцевой (автовокзал — автовокзал), соединяющий улицы Комсомольскую и Талнахскую; двухсторонний (ул. Набережная — “Арктика”), соединяющий ул. Комсомольскую и Ленинский проспект. В этом году управление городского хозяйства, на мой взгляд, достаточно оперативно разработало и осуществило мероприятия по вывозу брошенного автотранспорта.
Как видите, коммунальная реформа в Норильске действительно идет, и это не оголтелое повышение цен на услуги ЖКХ, это планомерная работа по реформированию всего городского хозяйства, требующая и сил, и времени, и денег, разумеется.

– Кстати, о деньгах. Если бюджет этого года можно назвать бюджетом развития, то следующий будет весьма скромным. Как городская администрация готовится к этому?

– Уже начата работа над антикризисной программой с перспективой на ближайшие пять лет. Для Норильска это особенно важно, учитывая новые межбюджетные отношения между краем и городом, в свете чего нам предлагается жить по краевым стандартам, то есть поделиться основной частью своих доходов, а самим потуже затянуть пояса. Мы готовимся к этому. В частности, разрабатываем новые целевые программы для бюджетников. На ближайшую сессию городского Совета мы уже готовы представить новую социальную программу по переселению работников бюджетной сферы, достигших пенсионного возраста, на материк. Аналогов в городе ей еще не было и нет. Изучая опыт ГМК в этом вопросе, мы постарались максимально учесть все плюсы и минусы. Как вы знаете, по мнению руководства края, в Норильске необходимо привести бюджетные ставки в соответствие с краевыми стандартами. Речь, прежде всего, идет о работниках здравоохранения и образования. Что касается первого, то здесь нам необходимо устранить перекос. На сегодняшний день у нас ощущается нехватка врачей узких специальностей, например, детских невропатологов, младшего медицинского персонала. Что касается учителей, то у нас оказались лишние ставки, которые мы не смогли отстоять в крае. Поэтому и была разработана данная программа. Наша основная задача — дать возможность выехать на материк тем, кто желает, тем, кто достаточно отработал на Севере и заслужил возможность получить льготы. Участниками проекта станут 500 муниципальных служащих. Администрация планирует выкупить у отъезжающих квартиры. Сумма выкупа составит 330 тысяч рублей. Тем, у кого цена жилья по рыночной стоимости окажется меньше, будет сделана доплата до базовой суммы. Тем, у кого цена квартиры по рыночной стоимости будет больше, доплатят до реальной стоимости. Материальная поддержка выезжающим на материк по этой программе составит 2 тысячи рублей в течение пяти лет. На мой взгляд, более удачного проекта для бюджетников, которые не попали в другие программы переселения, еще не было. Более того, выкупая квартиры у отъезжающих, мы решим еще одну проблему — переселим людей из ветхого жилья.

Кроме того, для неработающих пенсионеров и инвалидов, выезжающих на материк, мы планируем, помимо возмещения затрат по проезду и провозу багажа, производить еще и ежемесячные выплаты негосударственной пенсии в течение пяти лет по 1000 рублей, а также выплачивать единовременную доплату в сумме, равной сумме субсидии, определенной сертификатом на покупку жилья.
Продолжая разговор о социальных проектах городской администрации, хотелось бы еще отметить, что в этом году мы решили выдать новогодние подарки всем детям, независимо от того, где работают их родители. Дети работников и горно–металлургической компании, и “Норильскгазпрома”, и коммерческих структур, дети неработающих и бюджетников — они все наши дети, норильчане, значит, у всех у них к празднику будут подарки.

– Поначалу вас упрекали в том, что вы никак не можете наладить взаимоотношения с руководством “Норильского никеля”, теперь — в том, что эти отношения наладились и крепнут день ото дня...

– В Норильске в свое время был очень популярен лозунг: “Мы все в одной лодке”. Так вот мы действительно в одной лодке. Норильск, его жители, комбинат связаны между собой общими проблемами. И разрывать эти связи — верх неразумности. Хотя к взаимопониманию мы шли долго и трудно. Между нами и дальше, возможно, будут возникать разногласия в рабочем порядке, я подчеркиваю это и считаю это нормальным. К сожалению, не всегда совпадают интересы частного бизнеса и города, но мы всегда должны помнить: у нас общие задачи и цели. Не может город существовать без горно–металлургической компании, но и компании без города не будет.

– Какая городская проблема для вас самая важная?

– У городского головы не может быть важных и неважных проблем. Все важно. Вот, например, жалуются жители одного из домов на Кирова, что холодно в квартирах. Это важно или так, мелочь?! На мой взгляд, это очень важно. Значит, мы где–то недоработали, где–то схалтурили. Нужно исправлять.

Обеспечить людям комфортное существование не менее важно, чем провести реформу хоть того же местного самоуправления. У людей ежедневно возникает сотни проблем, и каждая важна для городской администрации. Чиновники должны быть для людей, а не наоборот. Поэтому самое важное для меня — преодолеть чиновничье равнодушие.
Организовали телефон доверия, регулярно провожу “Прямые линии” в газете “Заполярная правда”. Каждый житель города может позвонить и рассказать о своей проблеме. К сожалению, зачастую эти проблемы возникают именно от равнодушия некоторых должностных лиц. Бабушка три года живет без электропечи, и никому нет дела. Ей пришлось обращаться ко мне за помощью. Разве это такая непреодолимая проблема?! Оказалось, что да. В идеале хотелось бы, чтобы такого не было. Уверен, мы к этому придем.

Лариса СТЕЦЕВИЧ.

24 ноября 2004г. в 17:30
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.