МАУ ИЦ «Норильские новости»

Потерянный Ленинский

Потерянный Ленинский

Потерянный Ленинский

В нынешнем году исполнится 60 лет с начала строительства главной улицы Норильска — Ленинского проспекта. Сейчас проспект переживает не лучшие времена, но мало кто помнит, какая судьба готовилась для него изначально.
Потерянный Ленинский


По замыслу разработчиков Сталинский проспект должен был иметь изгиб и соединяться с дорогой, ведущей к вокзалу и на Кайеркан. Но руководителям Норильска хватило ума не проектировать никаких поворотов на проспекте. И не завершать проспект никаким административным зданием.

В 1947 году, когда началось строительство Ленинского проспекта, первые дома были своеобразным экспериментом. Никто ещё не знал и даже не предполагал, каким именно станет архитектурный облик столицы Заполярья. Хватало других дел — Норильск был ещё не городом, а лагерем при Норильском комбинате.

В 1953 году в новоиспечённом городе было всего шесть улиц, включая Сталинский проспект, которому ещё только предстоит стать Ленинским. Проспект был тогда застроен домами серии «447», больше известными в народе под названием «сталинки». Сталинский проспект был на то время самой длинной улицей нового Норильска и заканчивался в том месте, где сейчас находится кинотеатр «Родина».

Эра «сталинок» практически завершилась три года спустя — теперь Норильску суждено стать «хрущёвским». Нелишне вспомнить, что в Норильске уже научились строить дома на свайных фундаментах — площадки со скальным основанием для строительства жилья практически закончились. Кроме того, свайные фундаменты были дешевле обычных и позволяли не нарушать температурный режим слоя вечной мерзлоты.

Фасады домов на Сталинском проспекте из–за экономии средств на строительство лишились многих украшений — лепнины, балконов и т. д. Зато их по–прежнему строили из кирпичных блоков, качество которых, впрочем, регулярно «хромало». Тем не менее это было понятно: строительство в те годы в Норильске шло масштабное и бурное, и материалов зачастую не хватало.

На 1 января 1958 года жилищный фонд Норильска составлял 457 тыс. квадратных метров. Из них 140 тысяч — в бараках и временном жилье.

А в 1959 году члены градостроительного комитета исполкома Норильского горсовета признали, что будущее — за крупнопанельным строительством. Для этого архитекторы рекомендовали обустроить полигон для деталей и панелей домов.

Кстати, в ноябре того же 1959 года архитектурная комиссия при главном архитекторе города провела дискуссию на тему «Внешний облик жилого дома в условиях Заполярья». В Норильском городском архиве сохранился протокол заседания, в котором я с удивлением обнаружил, насколько придирчиво обсуждалось буквально всё — от освещения квартир до их переустройства и зависимости жильцов и учреждений от угольной пыли. Особые нарекания чиновников вызывали такие проблемы, как размещение на первых этажах зданий магазинов с выносными витринами, отсутствие оригинальных цветов краски для фасадов, незаконные перепланировки, некачественный строительный материал — кирпич и главное — отсутствие смелых экспериментов при строительстве.

Таким самым смелым экспериментом стала корректировка плана генерального строительства весной 1958 года. Архитекторы, депутаты, партийные руководители города и края и представители Госстроя СССР обсуждали будущее Сталинского проспекта. Были разработаны три варианта планировки и застройки главной улицы Норильска. И каждый из них имел главный недостаток — проспекту не хватало прямолинейности.

По замыслу разработчиков, проспект должен был иметь изгиб и соединяться с дорогой, ведущей к вокзалу и на Кайеркан. И изгиб этот должен был находиться в районе нынешней мэрии (по одному варианту) или в районе Театральной площади (по другому варианту). В заключении бригады Госстроя говорилось, что это позволит облегчить работу транспорта — по тогдашним правилам любые магистрали (дороги) должны были обладать минимальным количеством перекрёстков и поворотов. Но руководителям Норильска хватило ума не проектировать никаких поворотов на проспекте. И не завершать проспект никаким административным зданием.

Тогда же среди чиновников и архитекторов нашлись и такие люди, которые высказали довольно смелую идею: Сталинский проспект должен быть закрыт для движения промышленного транспорта Норильского комбината. Этот поток было предложено перенаправить на Комсомольскую улицу. Спустя некоторое время идея прижилась, и теперь грузовики на Ленинском проспекте можно увидеть только при работах по уборке и вывозу снега.

Очередной революцией для города стал план строительства, представленный главным архитектором Витольдом Непокойчицким. Строительство предполагалось вести кварталами, в каждом должна быть собственная инфраструктура — школы, парикмахерские и т. д. Всё это удалось воплотить. Правда, проектировщики рассчитывали строить 3–4–этажные дома, а в результате стали строить более экономичные пятиэтажки, которые со временем довершили облик главной улицы Норильска.

Другим важным событием стало переименование Сталинского проспекта. Как писала в Норильский городской Совет народных депутатов трудящихся норильчанка Шишкина, нужно «дать ему (проспекту) более тёплое, близкое сердцу трудящихся название — он достоин звания Ленинского, ведь все первые строители Норильска и их семьи, да и все ленинцы, я уверена, с благодарностью встретят это событие». Аналогичных просьб, как, впрочем, и вариантов названий, было много — люди выступали за переименование и на митингах, и в индивидуальном порядке. Народные избранники пошли электорату навстречу: 1 декабря 1961 года исполнительный комитет горсовета принял решение о присвоении проспекту имени Ленина. Этим же решением уже бывшая в Норильске улица Ленина была переименована в улицу Кирова.

Сейчас роскошь Ленинского проспекта постепенно исчезает, хотя кто–то может мне возразить и заявить, что роскошь эта исчезла давно. К великому сожалению горожан, дома разрушаются, а не восстанавливаются, и легче вешать таблички, предупреждающие прохожих о том, что балконы, лепнина, да и просто куски штукатурки могут свалиться на головы.

Ален БУРНАШЕВ.

Автор выражает благодарность специалисту Норильского городского архива Ирине Перфильевой за помощь в подготовке материала.

2 июня 2007г. в 16:00
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.