МАУ ИЦ «Норильские новости»

Таких и берут в космонавты!

Таких и берут в космонавты!

От войска Российского на Таймыре осталось всего ничего. Сейчас рубежи Севера Крайнего охраняет... частей, ещс меньше - в промрайоне. Самая большая - космических войск. Наверно, условно две сотни служащих там офицеров и солдат можно назвать заполярными "космонавтами".

Этот гарнизон подчиняется знаменитому космодрому в Плисецке. Чем часть занимается? Во-первых, это военная тайна. А во-вторых... Вы что-нибудь понимаете в высокоточных измерениях при испытаниях перспективных образцов техники? Словом, важным государственным делом заняты. И по оценке высокого командования - поставленные задачи норильчане выполняют достойно. Накануне Дня защитника Отечества мы побывали здесь в гостях.

Координаты части известны всем - на задворках улицы Лауреатов, недалеко от пивзавода. В начале 60-х тут, посреди тундры, обосновались военные моряки. Мы ребятишками пробирались сюда, чтобы хоть издалека поглазеть на живого медведя, главную для нас военно- морскую достопримечательность. Мало кто тогда ведал, что здесь проводятся измерения, связанные с запуском ракет с подводных лодок аж в Северодвинске. Но для армии нет расстояний. Зато есть тяжелые времена. К 98-му морячков "сократили", с этого времени в части и обитают наши "космонавты".

Среда, 20 февраля, 9 утра. Мы недалеко от объекта, но точно не знаем, как пройти на КПП. Ага, вот мимо один за другим пробегают офицеры, торопятся из своих городских квартир на службу. Точнее ориентира не придумать. Успеваем как раз к разводу. Нет, это не та неприятная для многих процедура в нарсуде. Как я уразумела, это такая армейская плансрка, когда сначала офицеры, а потом солдаты получают от командования задания на день. Солдат разводят прямо в казарменной спальне, которая здесь же, на просторах штабного корпуса. Многие парни еще в шлспанцах на босу ногу. На обуви белой краской выведены номера кроватей. Чистота в спальне традиционно идеальная. Умилили портреты легендарных героев, щедро развешанные по колоннам. На одном надпись: "Успех делу приносит единодушие начальства и рвение подчинснных".

Начальник части полковник Николай Иванович Похно торопится по предпраздничным делам, но кое-что нам удается разведать. Офицеры здесь - классные специалисты, выпускники лучших российских учебных заведений связи.

А солдаты - сплошь наши, норильские. Во время призыва предпочтение отдастся ребятам из неполных семей, сиротам и женатым мужчинам, у которых была отсрочка ради того, чтобы подрастить наследников до трехлетнего возраста. У самого командира сын - студент нашего индустриального института, потом пойдет служить в армию. Интересно, что в молодости Николай Иванович учился в Харьковском военном училище с ныне известным в наших краях командиром отряда ГОиЧС Сергеем Борисовичем Беруновым. Под стеклом его рабочего стола мы заметили фотографию товарища. Командир уверен, что жизнь складывается из отношений. Братские связи наших защитников со многими людьми и организациями в НПР помогают части выживать в драматических для современной армии условиях.

Неожиданна установка командира на творческую жизнь. Оказывается, именно она "повышает безопасность службы, укрепляет дисциплину и помогает выполнять ответственные задачи части". Но главенствует над всем, по его мнению, - "доброе и уважительное отношение к людям". И чтобы у солдат никогда не проявлялись "нечеловеческие инстинкты", служба до предела заполнена делами - от секретных до вполне светских. Сюда приходят гости из детских садов, школьники, политики, священники. На досуге - занимайся в спортзале, читай, смотри кино, рисуй боевые листки. В части есть свой ансамбль "Северный космодром", отличившийся уже в двух городских конкурсах солдатской песни.

Командир подчинснными доволен. В день праздника будет торжественный приказ о поощрениях, солдатам - увольнительные, сладкий стол. Пожелания? Главное - стабильности, что родной армии пока не светит. Снова грядст сокращение численности, с июля военные ожидают лишения многих льгот, поскольку им добавят довольствие. Прощаясь, командир передаст всем норильским воинам пожелания здоровья, счастья и денег, мол, что еще нужно нормальному человеку?

Дневальный "на тумбочке" весело отдает нам честь. Ребята из отделения энергообеспечения наводят порядок в щитовой. Рядовой Влад Осипов в январе принял присягу, он профессионал, закончил индустриальный. Говорит, что ему не хватает на службе свободы, сладкого и подруги. Дмитрий Дементьев из Талнаха здесь после профучилища, уже второй год. Ему было интересно послужить в армии, откуда вернулись уже многие его знакомые.

...К нам приближается натурально невеселый старший лейтенант Роман Кудзиев. Говорит, это он такой, потому как скоро праздничный КВН (тут вспоминаю признание командира части, что восемь офицеров по такому случаю временно "ушли от основных задач"). Возможно, старлею взгрустнулось и от нахлынувших воспоминаний о том, что год назад страна приказала ему стать героем - сменить зарплату шахтсра на жалованье офицера. Разница в 10-15 тысяч руб. весьма ощутима. Роман из Осетии, закончил там знаменитый Северо-Кавказский технический университет, кузницу кадров для Норильского комбината. Когда-то там учился Джонсон Хагажеев. Хоть в институте и была военная кафедра, Романа всс-таки призвали служить. Ещс неизвестно, сможет ли он вернуться на свой "Таймырский", где работал электрослесарем.

...В лазарете крепко спит болеющий солдат. С интересом разглядываем устрашающий самиздатовский плакат об ужасах СПИДа. Худенький дежурный медбрат увлечен изучением справочника практического врача. Представляется: Самофеев Андрей Александрович. Он пришсл в армию, не закончив медучилище, но после службы, наверно, станет учиться на стоматолога. Уж больно много солдат зубами мучаются.

Вообще-то парни в части крепкие. Иногда простужаются, от головной боли Андрей даст им цитрамон или аскофен. Давление измеряет доисторическим тонометром. Пока нет посетителей - хочет узнать из справочника о краснухе. Нет, никто из солдат не захворал. Но среди свехсрочников есть молодые отцы, вот у одного дочка заболела, папа волнуется. Надо помочь ему разобраться, как лечить эту хворь.

Самофееву в армии нравится: "Я считаю, что раз служу здесь - значит, тоже Отечество защищаю. Иначе для чего бы призывался?" Кстати, старший брат Андрея служит в подразделении этой же части, которое находится недалеко от Кайеркана, его ещс называют "пятисоткой". Про это место по дороге в медпункт уже упоминала здешний работник санчасти Татьяна Борисовна Натахина. Она хорошо знает армейскую жизнь, весь свой женский век с мужем по гарнизонам ездила, недавно его не стало. Остались три дочери, а все здешние ребятки ей как сыновья. Эта трогательная женщина уверена, что у ребят для Севера недостаточно теплое обмундирование. Вот и морозят - кто уши, кто пятки, простужаются.

В части служит 17 женщин, в основном по контракту. Мы хотели познакомиться с дамами в ЗАСе (засекреченной связи), но ес женская половина пребывала где-то в другом месте. Работницы службы тыла оказались на редкость скромными, молчаливыми. Жаль, что не удалось познакомиться с ещс одной "дамой" - старенькой овчаркой Джиной. Нас предупредили, что лучше не действовать ей на нервы.

Вот где уж с нами душу отвели, так это в горячем цехе. Так в части называется кухня. Две поварихи как раз готовили классический солдатский обед - гороховый суп и гуляш из куриных окорочков как бы с отварной картошкой. При нас вскрывали банки с консервированными картофелинами. Это такой немыслимый полуфабрикат со вкусом металла. Однажды знакомые военные угостили своим пайком - век не забуду. Сезон свежих овощей в части закончился, сухофруктов для компота тоже нет. Сегодня с утра была каша гречневая с молоком, какао, в день ещс положено 30 граммов баночного сливочного масла.

Надо сказать, ни один из бойцов так и не пожаловался на плохую кормсжку. Даже хвалили плов. Милые стряпухи Валентина Владимировна (бывшая машинистка политотдела) и Роза Хайдаровна (оператор присмо- передач той самой "пятисотки", брошенная на выручку в горячий цех - некому работать!) открыли нам главный секрет солдатской кухни. Они просто готовят с материнской любовью. И даже свежемороженная мойва (другой рыбы тут не бывает) кажется солдатам деликатесом...

Жаль, обед ещс не готов, хотелось бы оценить чудеса местной кухни. Неспроста русский народ сочинил сказку про кашу из топора. А вот чаем нас угощали в уютном кабинете с неожиданной надписью на дверях - "Психолог". Круглый столик для задушевных бесед, цветы, настенный календарь "Русь святая". Майор Иван Александрович Лебедев, он же и.о. начальника штаба, он же местный психолог, угощает конфетками- бараночками. Лебедев напоминает незабываемого героя Ролана Быкова из "Проверки на дорогах". Таковы в мосм представлении настоящие отцы-командиры. Лебедев по предкам - мариец, с 17 лет в армии, служил на Северном флоте в морской авиации, на многих ответственных должностях. По разговору - человек тонкий. Не зря мудрый командир назначил его гарнизонным психологом, как "наиболее подходящего по личным и морально-деловым качествам". Лебедев в 90-х уже увольнялся в запас, но, приехав в Норильск, снова вернулся в строй.

Спрашиваю, как в части с психологическими проблемами. Майор уверен, что неразрешимых не бывает. "Неуставные отношения неизбежны, но находятся под контролем. В части служат бойцы разного образования, воспитания, здоровья, у некоторых раньше были приводы в милицию. В армии жссткие условия - конфликты лезут наружу". Первый месяц новобранцы адаптируются в так называемом "карантине", где штудируют Устав и теорию. К ним присматриваются ещс в военкомате во время призыва. В части знают, кого им брать "в космонавты". В прошлые годы подводила комиссия, как-то пропустили наркомана, у которого в части началась ломка. Попадали и психически больные. Сейчас такого не случается.

Скромный Лебедев улыбается, когда я рассказываю ему о наших "кухонных" впечатлениях. "И офицеры, то же самое в пайках получают. Делим тяготы вместе с солдатами. А на форму посмотрите. Выдают такое, что я как офицер не хотел бы на себя надевать. У нас принцип - если можешь - купи сам".

Иван Александрович свободно говорит на любые темы. "Техника у нас гарантийный срок выработала. Модернизация? Есть такое. Здоровенную старую систему, которая занимала несколько комнат, заменили на три новых персональных компьютера. Пока всс. Конечно, хорошо, что в армии ввели контрактную систему, раньше надо было трубить от звонка до звонка, но зато с зарплатой - смех сквозь слсзы. Похоже, общество отчасти осознало, что престиж армии надо поднимать, но пока не хватает ни сил, ни средств. Армия - жссткая государственная система, сама себя не может изменить. Государство должно меняться, а с ним и Министерство обороны, другие институты. Армию должны изменить гражданские люди. Военные привыкли исполнять приказы, а за неисполнение сами знаете, что бывает. Вот мы вроде понимаем, что потеряли главные ценности - патриотизм, истинную государственность. Но если не вернсмся к ним, погибнем. Инстинкт самосохранения толкает общество серьсзно готовить молодежь к армии. Если этого не случится, наркоманов, больных, уклонистов будет ещс больше".

Интересно, чем занимаются в армии бывшие политруки? Нынче они зовутся замами по воспитательной работе. У "космонавтов" этим важным делом заведует майор Валерий Владимирович Микешин. Он нижегородский, заканчивал Рижское военно-политическое училище, 22 года служит верой и правдой. Говорит, что знает историю Вооруженных сил от начала и до конца. В свос время он, как многие, не сдал партбилет, но говорит, что сейчас уже не коммунист - военным запрещено состоять в каких-либо политических движениях и партиях.

Товарищ майор заодно попенял на продажных журналистов, которые занимались огульной критикой армии... "К чему это привело - сейчас и наблюдаем. Об армии надо не сочинять, а рассказывать правду, чистую правду". А мы что - против? Заодно интересуемся - читают ли в части "Заполярную правду"? Оказывается, в этом году не нашлось денег на подписку. В кабинете майора заметила лишь подшивки "Российской газеты" и "Красной звезды". В части служат местные ребята - естественно, хотят знать о жизни в регионе. Кто бы сподобился сделать подарок к празднику - подписать часть на все местные издания? Ну, пора и честь знать. Нас со всем уважением отправляют в редакцию на командирском уазике. У ворот замечаем чей-то шикарный джип. Явно не местный. Водитель Юрий Гращенко размечтался: "Нам бы такой цвета хаки. В конце концов, начальник норильского гарнизона имеет право на солидную машину? А наш ездит на такой, которой столько лет - сколько не живут. И вообще мы тут держимся на голом солдатском оптимизме и боевом духе командиров".

Наверно, эта и есть наша главная военная тайна, - смекнула я и принялась по дороге сочинять в уме праздничный репортаж. Господа военные, не судите строго. С праздником!

Ирина ДАНИЛЕНКО

22 февраля 2002г. в 13:45
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.