ВЕГЕТАРИАНЦАМ И АКТИВИСТАМ "ГРИНПИС" ЧИТАТЬ НЕ
ВЕГЕТАРИАНЦАМ И АКТИВИСТАМ "ГРИНПИС" ЧИТАТЬ НЕ
Небольшой магазин с внушительного вида крыльцом и буйно заросшим газоном (помню с лета) перед входом. Три года как на Ленинском проспекте висит вывеска, указывающая куда-то во двор: "Золотой теленок". Расходящиеся и негаснущие слухи: "У них в "Теленке" самое вкусное сало, которое я когда-либо ел..." Почти постоянная очередь в маленьком торговом зальчике. А запах...
Разве все это не повод зайти и поинтересоваться, откуда же берется это мясное богатство?
"Золотой теленок" - это первый фирменный магазин совхоза "Норильский". К слову, по его примеру сегодня открыты и успешно работают еще два: в столовой "Метелица" и гастрономе "Москва". Но базовым был и остается именно "Теленок", как его ласково величает уже половина города. Сюда привозят каждый день свежее совхозное мясо для переработки. Признаться, когда мы с нашим фотокорреспондентом Валерой Барковым отправлялись сюда на репортаж, я, помня о запахах, сопровождающих процесс изготовления колбасы на многих российских мясоперерабатывающих заводах (про местный ничего сказать не могу: не был), заранее морщился. Но, к счастью, мои опасения не оправдались. Технологический процесс отработан и проходит с неуклонным соблюдением всех санитарных норм. Везде пахло либо хорошим свежим мясом, либо готовыми к продаже мясными продуктами.
Мясо поступает, как водится, полутушами, которые разделываются прямо здесь. Если вы смотрели гениальный фильм Рязанова "Гараж", то наверняка знаете, что мясо делится по сортам в зависимости от места нарастания на животном. Нам тоже показали, где у бывшей свиньи и коровы вырезка, а где мясо, которое идет вторым сортом (еще раз поясню: второй, не потому что не свежий, а потому что выросло это мясо где-нибудь на ребрах, а не в верхней части задней ноги).
Из свинины и говядины в стенах этого заведения производят более пятидесяти видов колбас и копченостей. Честно говоря, я так толком и не разобрался во всех оттенках специфики приготовления, скажем, бастурмы или шейки, не смогу я вам и объяснить, чем "Одесская" колбаса отличается от "Краковской". Впрочем, покупатели, которые после первого же посещения "Золотого теленка" становятся постоянными, давно разобрались во всех тонкостях вкуса десятков сортов мясных продуктов.
Все делается прямо здесь, качество имеет отменное, на вопрос: "А свежее ли?" - продавцы даже обижаются. Я могу засвидетельствовать этот факт: несвежего в этих стенах не найти. Огромные коптильни, промышленные мясорубки, большие разделочные столы - и, несмотря на это, воистину домашний вкус у колбасы или грудинки. Что касается сала, то оно действительно самое вкусное из попавшегося на моем гастрономическом пути.
Люди, работающие здесь, на жизнь свою не жалуются, улыбаться умеют и не забывают это делать. Может еще и поэтому мне и многим моим знакомым снова и снова хочется заходить в этот родной уже магазин.
А.АРСЕНЬЕВ.
Фото В.БАРКОВА.
АЙ, БОЛИТ!
Эмоциональный фон понижен, но врачи пациентов не бросают
Все уже заметили, что после распада СССР дружба закончилась не только между республиками - каждый российский регион стал считать свои деньги. Северяне это ощутили первыми - особенно в сфере медицинского обслуживания: "на материке" нам ненавязчиво дали понять, что теперь бесплатно и штаны не снимешь для укола. В отпуск летаем со страховыми полисами, которые выдаются территориальными фондами обязательного медицинского страхования.
Страховая медицина в нашей стране существует с 93-го года. Таймыр заключил договоры со всеми субъектами Федерации, и, имея полис на руках, можно было надеяться на экстренную медицинскую помощь. Однако на каждой территории были разработаны свои базовые программы, и из-за этого возникали проблемы. Случалось, люди умирали, когда отказывали в помощи человеку без полиса.
В этом году такую практику признали ошибочной, и по всей стране разработали единую программу. Теперь договоренность о взаимном сотрудничестве не требуется. В любом городе каждому из нас обязаны оказать неотложную помощь даже без полиса - возмещение затрат должно решаться на уровне субъектов Федерации. Сначала помощь, потом деньги. Однако бесплатную помощь оказывают только в экстренных случаях. Все, что без проблем можно вылечить на своей территории, в отпуске "на материке" придется оплачивать из своего кармана.
Раньше некоторые жители Таймыра предпочитали лечиться в норильской больнице, и дудинские врачи давали направления. После передела края любителей норильского комфорта не стало меньше, однако там стали жестко отказывать. Почему? Разъясняет главный врач ТТМО Тамара Полякова.
- По нашим направлениям всегда принимают. Мы их выдаем, если возникает необходимость узкопрофильной помощи или консультации специалистов, которых у нас нет. В Норильске жителям округа оказывают помощь...
- Ну, а если все-таки хочется полечиться в Норильске? Если направления нет, а норильская койка кажется теплее, то приходится платить деньги.
- Иногда, правда, и при правильно оформленных документах случаются отказы, - продолжает Т.Полякова. - Оганерская больница не финансируется, у нее большие долги, там нет лекарств, перевязочного материала. Они вынуждены отказывать в госпитализации. Соглашаются, если родственники поставляют все необходимое, вплоть до постельного белья. Таймыр платит дважды: из фонда и из кармана больного.
- И что делать?
- Мы же не отказываем больному из-за отсутствия чего-либо. Выходим из ситуации, не создаем трудности пациенту. В Норильске сейчас сложно. Медицина финансируется из края, а денег в его бюджете нет: комбинат перестал отчислять налоги.
- Если некоторые все-таки рвутся в Оганер, значит, не доверяют окружной медицине?
- На протяжении многих лет сложился определенный стереотип - в Норильске лучше. Он действительно был лучше оснащен, там типовые больницы. У нас же больница приспособленная. Однако за последние 3-4 года мы поднялись. У нас новейшее импортное оборудование, кое-чего нет даже в Норильске. Наши врачи постоянно специализируются и повышают профессионализм. В Красноярске некоторым нашим медсестрам сразу присваивают высшую категорию... У нас нет специалиста в области онкологии, кардиохирургии, нейрохирургии. Они и не нужны в регионе с населением в 47 тысяч человек - это дорогостоящее удовольствие. Для этого существуют центры в Красноярске, Омске, Томске, Норильске. Норильский онкодиспансер открывался с учетом Таймыра. Фонд медицинского страхования не безразмерный, надо решать вопрос о целесообразности направлений. Это ударит по нашему престижу, если мы будем направлять пациентов с банальными заболеваниями.
- Говорят, однако, что случаются и необоснованные отказы в приеме больных с Таймыра.
- Мы уже обсуждали этот вопрос с начальником краевого управления здравоохранения Борисом Павловичем Маштаковым и с его норильским коллегой Вячеславом Александровичем Вакаревым. Он сказал, что это не система, а эпизодические моменты. Из-за невыплаты зарплаты эмоциональный фон в медучреждениях понижен. Если пациенты к нам обращаются, то мы разбираемся с каждым случаем отказа на уровне администраций округа и Норильска...
Подготовил Н.ЕФИМОВ.
ПРИКОЛЫ НАШЕГО ГОРОДА
Анекдот от Митрича
Есть анекдоты от Никулина, но это столичные. А я хочу, чтобы были анекдоты местного масштаба, скажем, от Митрича.
Например, такой.
Сел один мужик в автобус N 27. Понятное дело, в Талнахе, а тут вдруг (а может, и не вдруг) появляется нечто среднего пола (все же, кажется, женщина) и произносит: "Граждане, предъявите билеты".
Граждане, кто может, предъявляют, но в основном не предъявляют, а делают некие заявления о своей честности, порядочности и т.д. Настырная мадам-контролер требует паспорт и другие документы, записывает место работы и двигается дальше по проходу автобуса, собирает свой "урожай". На пути сей дамы оказался мужик. Помните, он в самом начале моего анекдота сел в автобус. Мужик вопрошает эту сборщицу: "А кто вы такая?"
Она: "Контролер".
Мужик: "Ваше удостоверение".
Она: "Пожалуйста".
Мужик (вслух): "Так, фотография на месте (сличает), подпись есть, штамп (подносит документ к окну)", - и заявляет: "Граждане, удостоверение недействительно!"
У контролерши отвисает сначала челюсть, затем выпучиваются глаза. Заикаясь и оглядываясь по сторонам, контролер говорит: "Это как же так, это почему же?" Пассажиры, даже оштрафованные, дружно встали на ее сторону, заявив: "Она при исполнении, не валяй дурака, мужик!"
Мужик: "Граждане, в удостоверении нет подписи психиатра".
Контролер и пассажиры (хором): "А при чем тут психиатр?"
Мужик: "Братья по разуму! Мы не получаем зарплату больше трех месяцев. Правда это или нет?"
Пассажиры и контролер (хором): "Правда! И что?"
Мужик: "Кто же с нормальной психикой будет требовать от нас билеты, если не на что купить молока нашим детям?"
Содержимое всего автобуса так же хором ахнуло. До мужика донеслось: "Во, блин, и точно!" Взгляды всех пассажиров, как острые ножи, вонзились в контролера. Владелица удостоверения, опустив очи долу, стала быстренько протискиваться к выходу. Вслед ей неслось: "Выходи быстрее, а не то выбросим! Кого штрафуешь? Нищих!"
На следующий день я сел в автобус этого же маршрута. Смотрю, вновь на задней площадке стоит тот же мужик. Через остановку входит тот же контролер. И вновь: "Граждане! Предъявите ваши билеты!" Мужик: "Вы опять здесь?" Контролер, немедленно нырнув в толпу на остановке, с улицы кричит: "Ну, гад, ты мне еще попадешься!"
Воистину: голый голого терзает и кричит - не рви рубашку! Кто-то скажет: "А при чем тут Никулин?" И то правда. Это уже ближе к Зощенко.
Ваш МИТРИЧ.