МАУ ИЦ «Норильские новости»

Директора всех времен советуются

Директора всех времен советуются

Необычная встреча состоялась накануне Нового года в РАО "Норильский никель" - здесь чествовали бывших директоров прославленного предприятия, крупнейшего в мире комбината по добыче никеля и других цветных металлов.

Комбинат создавался в тяжелейших условиях Заполярья и внес огромный вклад в развитие цветной металлургии страны, производство высококачественных сталей, освоение Северного морского пути, в победе над фашизмом. Во всей этой огромной работе ключевую роль играли директора Норильского комбината.

27 декабря в московском офисе РАО "Норильский никель" состоялась встреча генерального директора РАО А.Хлопонина, нынешнего директора комбината Н.Абрамова и четырех бывших директоров, ныне пенсионеров: Алексея Борисовича Логинова (был директором с 1954 по 1957 гг.), Владимира Ивановича Долгих (1962-1969), Николая Порфирьевича Машьянова (1969-1973) и Бориса Ивановича Колесникова (1973-1988).

Формальным поводом встречи стало решение правления РАО о назначении ежемесячного дополнительного пенсионного обеспечения бывшим директорам, согласно которому, начиная с 1 января 1997 г., они будут получать солидную ежемесячную прибавку к своим основным пенсиям.

Однако встречи с бывшими работниками комбината в РАО отнюдь не рассматривают как протокольные: в таком же примерно составе бывшие и нынешние директора встречались летом этого года. На подобных встречах обсуждается положение дел на предприятии, идет плодотворный обмен опытом. В этот раз А.Хлопонин разъяснил ветеранам суть проводимой в РАО реструктуризации, предполагающей разделение предприятий, входящих в РАО, на относительно независимые комплексы. Это позволит определить реальную ценность и эффективность тех или иных производств, найти реальный режим финансирования социальной сферы, повысить управляемость предприятий. На первом этапе реструктуризация пройдет на АО "Норильский горно-металлургический комбинат" - ключевом звене и основе производства всей структуры РАО.

Центр общественных связей РАО "Норильский никель".


РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ: ИТАК, НА ЧЕМ МЫ ОСТАНОВИЛИСЬ?..

Александр ХЛОПОНИН:

"Нам скрывать нечего"

Как мы и обещали, публикуем материалы пресс-конференции с генеральным директором РАО "Норильский никель" Александром Хлопониным. На пресс-конференции присутствовали журналисты практически всех средств массовой информации Норильска. Их вопросы и ответы г-на Хлопонина мы и предлагаем вашему вниманию.

- Мы поработали с документами комбината, вскрыли серьезные проблемы. Эффективно поработали также с профсоюзами, пообщались с людьми в подразделениях: были у портовиков, у горняков, встречались с новыми главами администрации Таймыра и Норильска.

В целом могу сказать, что наше пребывание в Норильске было успешным, собранную информацию обработаем в Москве, сделаем выводы, потом доведем их до норильчан. Объективно все понимают, что в новый год мы входим в очень тяжелом финансовом положении. Задолженность, которая висит на комбинате, исчисляемая в десять с лишним триллионов рублей, практически не ликвидирована и ликвидировать ее невозможно - она равна фактически годовому объему производства. Поэтому единственная задача, которую мы ставили сейчас перед властями всех уровней, - это реструктуризация долга, то есть приостановка штрафов за несвоевременную выплату всевозможных задолженностей.

Начиная с 1997 года, нужно формировать реальные бюджеты города, округа, края с точки зрения финансирования социальных программ. Дело в том, что комбинат нес и несет значительные расходы на содержание социальной инфраструктуры, которые равны примерно 1,4 триллиона рублей. Мы проедаем прибыль, которая есть лишь на бумаге, не успевая ее реально заработать. В связи с этим мы не в состоянии выплачивать текущие налоговые платежи.

Мы подготовили программу развития комбината на 97-й год. К 20 января в РАО будет утвержден бюджет комбината на 97-й год, в котором четко обозначены платежи по всем видам налогов. Исходя из этого, главам администраций и губернатору нужно будет сформировать бюджет и вместе выходить в правительство для решения проблем переселения и трудоустройства. Сейчас ведется работа по привлечению займа мирового банка в 1 млрд. долларов (практически она завершена), 400 млн. долларов из этих денег должны пойти в НПР под программу переселения.

Хочу отметить, что мне немного не понравилось настроение среди рабочих, профсоюзных лидеров, директоров в отношении программы реструктуризации. Есть недопонимание или полное непонимание. Возможно, по причине слабой информированности, возможно, ситуация подогревается изнутри. Якобы программа реструктуризации направлена на то, чтобы разделить комбинат на предприятия, часть людей выкинуть, перенести долги на предприятия для того, чтобы обанкротить их.

Программа реструктуризации имеет другую цель - она позволит экономическими способами проводить систему взаимозачетов по расходу на содержание социальной сферы в обмен на налоговые платежи. Таким образом, мы как содержали социальную сферу, так и будем ее содержать, но только под определенное налоговое освобождение.

Сейчас разработана программа развития РАО до 2005 года, мы договорились с профсоюзами, что они дадут свое заключение, свой комментарий к ней, затем она будет опубликована.

Объявят ли РАО банкротом?

- Мы готовим пакет документов на чрезвычайную комиссию, не раз уже встречались, показывали цифры. Мое мнение, что если предприятие производит ликвидную продукцию, пользующуюся спросом на мировом и внутреннем рынке, оно не может быть банкротом. Расходы, которые должны быть отнесены на федеральный или областной, или краевой бюджеты, должны регулироваться механизмом взаимозачетов. Вопрос о банкротстве, конечно, может быть, поднят, но, думаю, что в ближайшее время мы сумеем доказать правительству, что сейчас говорить об этом просто никто не вправе.

Об отношениях с налоговыми органами

- Достичь стопроцентной договоренности с силовыми структурами очень сложно - они выполняют свои обязанности. Но если мы выработаем и согласуем такую же программу, какую мы подготовили в Мурманске, то этот вопрос можно будет урегулировать.

О выходе комбината из состава РАО

- Я скажу так: РАО "НН" - это прежде всего государственная собственность. Вопрос о комбинате - вопрос государственного масштаба. Наверное, профсоюз (а его влияние чувствуется) обязан формировать мнение и высказывать его, но... Идет сепаратистская политика на отделение комбината. На самом деле она ничего не изменит. Мы с профсоюзами этот вопрос обсудили, но, наверное, еще придется говорить на эту тему.

О сокращении работников комбината

- Вопрос очень тяжелый. Программа по сокращению еще не готова и назвать реальную цифру, сколько людей будет сокращено, нельзя - ее просто нет. Официальная установка, которая была дана со стороны руководства РАО - прекратить набор людей на комбинат. Вопрос сокращения мы будем обсуждать с профсоюзами, его нужно производить только в рамках программы переселения, а для этого нужны значительные денежные средства. Поэтому либо будет естественная убыль (когда люди увольняются в связи с уходом на пенсию или самостоятельно разрывают трудовые отношения), либо переселение по мере получения денежных средств и сокращения в соответствии с программой реструктуризации самого производства.

Как известно, ряд предприятий является планово-убыточным для комбината, часть из них находится в аварийном состоянии, там просто невозможно работать, эти предприятия нужно консервировать. Еще раз повторяю: программу сокращения мы составляем, но пока никаких реальных указаний комбинату на этот счет не было. А цифра, которую называют, варьируется - иногда 10 тысяч, иногда 30 тысяч. Но реально переселить такое количество людей без денежных вливаний невозможно.

Связан ли приезд руководства РАО с кадровыми перестановками?

- Конечно, связан. Выводы мы сделаем в Москве. Здесь высказывают много замечаний в адрес господина Гущина - о том, что он узурпировал власть, по-хамски себя ведет. Но, знаете, как только на предприятии появляется человек, который начинает реально контролировать каждую копейку, мы тут же сталкиваемся с определенной степенью противодействия. Комбинат - машина тяжелая, сложная... Ситуация, как по всей стране, - мы пытаемся управлять сломанной машиной, которая катится под откос и остановить ее очень сложно. Сейчас о кадровых перестановках конкретно я сказать не могу. Мы должны уже в Москве посмотреть реальные данные, реальные цифры, кто за что отвечает и какие нарушения допускает, потом пригласим генерального директора и будем решать, что делать.

Планируется ли здесь представительство РАО?

- Нет, не планируется.

О деньгах, якобы скрытых РАО

- Цифра называется различная: кто нашел 7 миллиардов, кто 600. На этот вопрос ответ очень прост: есть данные, которые ни для кого не являются секретными. Есть бюджет комбината и РАО. На первом этапе от управления комбината поступает информация об объемах планируемого производства товарной продукции и график отгрузки ее в порт. Соответственно, есть переходящий из месяца в месяц остаток. На основании данных составляется план денежных поступлений в конкретном месяце. Давайте, к примеру, возьмем декабрь. Исходя из плана поступлений декабря, комбинатом вместе с РАО планируется расходная часть - на что эти деньги будут потрачены. Расходная часть в декабре включает 18 статей - от налогов всех уровней, зарплаты до материально-технической части. После того, как деньги поступают на счет РАО (на счет комбината их не всегда можно зачислить, потому что деньги могут быть списаны за долги), они в соответствии со статьями начинают расходоваться. Другое дело, что зачастую происходят сбои - все знают о том случае, когда была в порту арестована продукция на 600 млрд. рублей, судно не вышло вовремя, в результате мы не получили соответствующего количества денег. Возникло много проблем, потому что зарубежные контракты оказались неисполненными. Но, повторяю, скрывать нам нечего. На сегодняшний день за декабрь в соответствии с планом должно было поступить (к сожалению, у меня под рукой нет цифр) где-то около 890 млрд. рублей, 540 уже израсходовано на зарплату и на разного вида налоги и материально-техническое снабжение. 140 уже получено и подлежит распределению по платежам. Часть денег идет на проплату поставщикам, смежникам, подрядчикам со счета РАО. Просто сейчас почему-то все считают деньги Норильского комбината - от Москвы до самых до окраин - вот отсюда и слухи. Создается впечатление, что это единственные деньги, которые еще остались в стране.

Записала Н.МЕЗЕНЦЕВА.


2 января 1997г. в 17:30
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.