Сегодня ты играешь джаз
Сегодня ты играешь джаз
Ежегодный джазовый фестиваль, уже десятый в Норильске и четвертый в качестве международного, радовал своих поклонников живым звуком на протяжении шести дней вместо пяти, запланированных вначале. В городском Центре культуры был настоящий праздник для джазовых эстетов. Вчера, уже после официального закрытия фестиваля, вне плана, выступали Олег Бутман и TY STEPHENS, которые пользуются таким признанием у норильчан, что билеты на первый день их выступления разошлись мгновенно и гости согласились дать еще один концерт. Украинский сикстет MANSOUND завоевал сердца зрителей, которые отказывались отпускать музыкантов со сцены на протяжении 20 минут.
В числе гостей фестиваля приехал в Норильск ансамбль «Уральский диксиленд», который в прошлом году отметил 40–летний юбилей. Тогда это был тройной праздник: его руководитель, Игорь Бурко, отмечал свое 65–летие и 50 лет профессиональной деятельности — история и у ансамбля, и у его создателя весьма серьезная.
В музыкальную школу юного Игоря родители не водили, и даже всячески противились такому образованию сына. Однако вопреки запретам уже в 10 лет он начал играть на трубе, а в 13 — выступать на концертах. В 1957 году на открытии Челябинского Дворца культуры ему пришлось одно произведение четырежды сыграть на бис.
Человек, которого приглашали в свой ансамбль Эдди Рознер, Батыр Закиров и многие другие яркие представители музыкальной культуры, выбрал собственный путь. Не отправился покорять столицу и не остался после первых же гастролей за границей. Все 40 лет «Уральский диксиленд» относится к Челябинской филармонии, но провинциальным от этого ни на секунду не становился. Ансамбль объездил практически весь мир, стал лауреатом множества премий и блистал на самых престижных сценах, однако первый визит в Норильск, в начале 70–х, Игорь Бурко до сих пор вспоминает очень эмоционально:
– В первый раз я в ужас пришел. Я подумал, что это конец света. Вначале мы долго, чуть ли не сутки, сидели в аэропорту в Красноярске: не пускал Норильск. Там было +16, все одеты достаточно легко. У меня была шляпа «под кожу» — красиво, в то время шиком считалось, пальто и шарф широкий. Я думал, что если холодно будет, спасусь шарфом. В команде у меня тромбонист был хороший, всегда такой интеллигентненький, маленький. У него плащик, тоненький пиджачочек и рубашечка. Туфельки. Без картуза, без ничего.
Прилетаем в Норильск, и нам объявляют: –21 градус. Но это еще ерунда. Ветер сшибал с ног. С трапа сходим — ветер сгибает; я шляпу держу, чтоб не улетела. На нас в этот момент стоило посмотреть. Прибегаю я к этой избушке на курьих ножках, к аэропорту вашему, а у меня шляпа прилипла ко лбу, примерзла, это ж не кожа была, а заменитель. Я ее отлепил, а след красный остался. А тромбонист наш, по–моему, не сам пришел, его ветром за нами принесло — он такой легонький и стоит без признаков жизни, как мумия. Я тут же разрезаю пополам этот шарф, даю ему половину, отрезаю еще кусок, выклеиваю шляпу изнутри, чтобы она больше не примерзала к голове. Приехали в гостиницу, а там из окна ничего не видно, сугробы одни. Как тут не подумать, что это конец света! Зато в буфет зашли, а там куропаточки, тушенка любая, у нас–то ничего этого не было. Я отсюда увез ящик тушенки.
– То есть потом стало понятно, что жить можно? Не так все страшно, как показалось на первый взгляд?
– Нет, дышать–то тяжело, а как играть, если дышать не можешь? Я вначале не понял, почему это, спрашиваю — что такое? А мне говорят: «Так у нас 24% кислорода не хватает, поэтому и дыхания не хватает, и сохнет все». И вот я сейчас думаю: как я завтра буду играть?
Зрители эти сомнения Игоря Бурко не почувствовали: весь концерт музыканты отыграли совершенно феерично. А о том, что Норильск — это конец света, «Уральский диксиленд» больше не думает, коль скоро здесь уже десяток лет проводятся джазовые фестивали. О поколении Next, которое влюбилось в джаз, Игорь Бурко, как полководец, говорит: «Сколько мы на том концерте молодежи победили!». Только жалеет, что старых вояк остается все меньше, а достойной смены им нет. «Диксиленд» ждет, например, трубача, чтобы сменить на сцене самого Игоря, но пока найти достойную кандидатуру на эту почетную роль не удается.
Впрочем, с годами, как они сами признаются, тот юношеский драйв, с которым играли музыканты 40 лет назад, никуда не уходит, потому что юность у них затянулась до сегодняшнего дня.
Джазом увлекалась Марина АНДРИЮК
Фото Владимира МАКУШКИНА