МАУ ИЦ «Норильские новости»

Улица Севастопольская

Улица Севастопольская

Улица Севастопольская

Улица Севастопольская

История

Чтоб рассказать об улице Севастопольской, нужно написать книгу, газетного формата ей мало. А чтобы представить, какой она была 60 лет назад, мало фотографий, нужно на полную включать фантазию. Пройдемся по Севастопольской, попытаемся увидеть фантомы давно снесенных фасадов.
По первоначальному проекту Севастопольская должна была быть длиннее. Начинаться на Комсомольской, у парадного фасада школы № 1, а заканчиваться у Восточной линии, в районе нынешней Талнахской, 1. Но перед 1–й школой — крутой откос, на котором пришлось выстроить лестницу. А значит, как вспоминал главный архитектор Витольд Непокойчицкий, «парадный въезд вел бы в никуда». Проект изменили, Севастопольская замкнулась домом № 3 на Ленинском проспекте, тогда еще на улице Орджоникидзе. А школа № 1 вместе с лестницей, балюстрадами и вазонами оказалась во дворе, где такая пышность вроде бы и ни к чему. Что касается окончания улицы, то в 1980–х годах от Талнахской Севастопольскую отрезала улица Кирова, поглотив при этом пару домов.
Год рождения Севастопольской — 1942-й, тогда был сдан дом № 5/6 на углу Севастопольской и Пионерской – первых улиц Горстроя. Кстати, на планах 1940–х годов все дома на перекрестках, даже не угловые, носили двойной, дробный, номер. Сейчас эта традиция на Севастопольской сохранилась в домах № 6/4 и 8/3. В 1945 году вдоль Севастопольской вытянулся дом № 7. А последними, в 1948–м, выросли дома № 1 и 2. Оба эти угловых дома четырехэтажные со стороны Севастопольской, но пятиэтажные — на Ленинском. В первом находились почта и сберкасса, во втором — аптека, парикмахерская и ясли. Сегодня дома № 1, 2 и 7 — все, что осталось от Севастопольской тех лет.
Идея присвоить улице имя города–героя возникла у горожан еще в 1942 году. 17 декабря 1945 года Севастопольская была сдана в эксплуатацию, но официально название за ней закрепили только в 1947 году. Во время строительства Севастопольской посреди нее проходила ветка узкоколейки, маленький паровоз подвозил стройматериалы. Когда улица оформилась, на месте рельсов разбили первые в Горстрое газоны (на них высевалось по 50 килограммов семян овса, на фото 1), также Севастопольская стала первой асфальтированной улицей, с первыми кирпичными домами, с первыми подземными коммуникациями. Летом во дворах журчали мини–фонтаны, зимой появлялись новогодние елки. На Севастопольскую приходили люди из поселков, чтобы просто погулять по настоящим тротуарам. В то же время дома поначалу отапливались углем, на кухнях были кирпичные печи, а воду набирали из колонок. За перекрестком с улицей Кирова Севастопольская несколько теряла свою элегантность, тут стояли двухэтажные домики попроще — № 13 – 18. Зато дом № 20 делал Севастопольскую культурным «Бродвеем». В 1954–м туда переехал Норильский театр (сейчас это угол Талнахской, 1, и бара «Beerлога», на фото 2). В старом здании театра на улице Горной стал проседать фундамент, и филиал ДИТРа в конце Севастопольской начали быстро перестраивать. За считанные недели пристроили фойе, гримерные, сделали сцену.
В 1978 году, когда в городе почти не осталось незастроенных участков, на Севастопольской выросли гостинки – дома № 13 и 18. Первую сейчас окружила улица Кирова, вторая — лишь ростверк. С 1981 года на улице стали расти девятиэтажки — 7а и 7б (магазин «Урожай»), в то же время снесли трехэтажку на Севастопольской, 4.
С этого началось падение улицы и многолетняя борьба норильчан за ее сохранение.

Знаки

Памятная доска на Севастопольской, 1. Открыта в октябре 1976 года. Надпись на ней гласит, что «улица названа норильчанами в честь героической обороны черноморской твердыни». Сейчас доски на месте нет, надеюсь, временно. В ходе летних ремонтов нынешнего года ее сняли, после полировки обещают вернуть на историческое место.

Эксперт

Михаил ЖУРАВЛЕВ, начальник отдела менеджмента качества НФ «Норильскпроект», с 1994 по 1998 год — главный архитектор Норильска:
– В 1961 году в конце улицы Севастопольской в двухэтажных домах коридорного типа, что стояли напротив старого театра, жила моя бабушка. Там были квартиры, состоящие из общей кухни и двух комнатушек, с удобствами на улице. Комната моей бабушки была всего пять квадратных метров, там умещались только кровать и сундук, который играл роль платяного шкафа. На этом же сундуке я – тогда маленький мальчик, иногда спал.
Были на Севастопольской и самые красивые дома города. В архитектуре уже снесенных домов № 3, 6, 8, 10 смешивались классицизм и элементы армянской культуры. Ее привнес архитектор Микаэл Мазманян, именно он спроектировал некоторые жилые дома на Севастопольской. Но работа чаще всего велась авторскими коллективами, которыми руководил Витольд Непокойчицкий, и куда входили также Лидия Миненко и Геворг Кочар. Но все же именно Мазманян воплотил в трехэтажных кирпичных домах свою тоску по родной Армении: южная архитектура воплотилась в широких балконах и балюстрадах, в арках и коринфских ордерах на колоннах (на фото 4). Дома отделывались серым туфом и терракотовым камнем, благодаря этому естественному сочетанию дома не нужно было красить. Правда, функционально эти дома для Севера не совсем подходили. Балконы заносились снегом и из них немилосердно дуло, потому жильцы заделывали их фанерой или закладывали кирпичами, что портило фасады.
Севастопольская имела свой особый архитектурный облик, в том числе благодаря авторским работам Мазманяна, а 3–4–этажная застройка улицы была комфортна для человека с точки зрения масштабности. К сожалению, нам, норильчанам, не удалось отстоять эти дома, в августе 1989–го были снесены последние. Эта проблема вызвала огромный общественный резонанс: норильчане требовали сохранить исторический облик, архитекторы организовали конкурс проектов реконструкции улицы, составлялись открытые письма, был объявлен сбор средств в фонд Севастопольской. Но городские власти, ссылаясь на угрозу обрушения зданий, настаивали на сносе. Хотя варианты реставрации, конечно, были: оставить, например, только фасады, полностью перестроив начинку, или возведение точных копий домов, благо проекты сохранились. Институт «Норильскпроект» даже подготовил документацию для новой отстройки снесенного дома по чертежам Мазманяна, но идею спустили на тормозах.
В 1995 году контракт на строительство новых жилых домов на Севастопольской получило совместное российско–хорватское предприятие «Нортех». Когда шло проектирование и строительство, я был главным архитектором города. Хорватские проектировщики сначала предлагали обычные угловые прямоугольные секции без всякой связи со старыми домами, но архитектурно–художественный совет Норильска два первых их варианта отклонил. Совет настоял, чтобы цокольная часть была с рустовкой, т.е. горизонтальной насечкой, как на «сталинках», фасады были украшены розетками, как на домах Мазманяна, а окна в цокольной части по стилю были похожи на «сталинские». Эти элементы хоть как–то перекликаются со старой Севастопольской. Третий вариант хорватов был одобрен, но «Норильскпроект» плотно с ними работал, и фактически всю инженерную часть и нулевой цикл спроектировали норильские специалисты. Дома должны были постепенно понижаться к Вечному огню: переходить от девятиэтажных секций к семи– и пятиэтажным, чтобы монумент не был зажат между высотками. Но финансирование кончилось, и «элитные–монолитные» дома не были достроены, как планировалось. Сейчас, я полагаю, у Севастопольской нет прежней малоэтажной комфортности, оттого что четырехэтажные дома чередуются с девятиэтажками, а «сталинки» с их ярким архитектурным обликом соседствуют с типовыми панельными домами.
История улицы Севастопольской вобрала в себя все этапы норильской архитектуры: от армянских авторских трехэтажек до монолитных хорватских высоток, от сгоревшего театра до спрятавшихся во дворах хрущевки и гостинки. Улица переживала и звездные дни, и падения, и триумфы, и ошибки.

Архитектор

Микаэл Давидович Мазманян, 1899–1971 гг. Заслуженный деятель искусств Армянской ССР, один из организаторов Союза советских архитекторов (ССА). Окончил Высший художественно–технический институт (ВХУТЕИН), жил в Ереване, работал в Армгосстрое. В 1937 году Мазманяна вместе с другим архитектором Геворгом Кочаром за связь с врагами народа арестовывают, исключают из членов правления ССА, высылают в Норильск. С 1938 года Микаэл Мазманян был заключенным Норильлага, работал в проектном отделе комбината, руководил бригадой архитекторов. В начале 1950–х он был освобожден, продолжал работу в проектном отделе. В 1955 году Мазманян по болезни увольняется и возвращается в Ереван.
Вот некоторые норильские здания, в проектировании которых принимал участие Микаэл Мазманян:
• участие в разработке генплана и проекта первой очереди строительства Норильска;
• участие в разработке проекта застройки Октябрьской и Гвардейской площадей;
• трехэтажные кирпичные дома на улице Севастопольской № 6, 8, 10, 12;
• двухэтажный детский сад–ясли на 60 детей, построен в 1945 году (Севастопольская, 6а);
• два двухэтажных дома на ул. Кирова и 50 лет Октября, построены в 1946 году;
• проект планировки и застройки квартала № 31 (между улицами Кирова, Советской, Московской и Ленинским проспектом).

• Автор благодарит за помощь в подготовке рубрики институт «Норильскпроект», архивный отдел, управление архитектуры и градостроительства и управление жилищного фонда администрации Норильска, Музей истории освоения и развития НПР и Станислава Стрючкова.

Светлана ГУНИНА
Фото Евгения БУСЛАЕВА, Николая ФОМИНА и из архива редакции

1 декабря 2011г. в 17:00
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.