МАУ ИЦ «Норильские новости»

Экзамен для учителя

Экзамен для учителя

Экзамен для учителя

Ученики 23–й школы с удовольствием посещают уроки изобразительного искусства. Еще бы! Ведь рисовать их учит лучший учитель Красноярского края. Кроме того, Лариса БУДНИКОВА в этом году вошла в число лучших учителей России.

В марте в Норильске стартовал городской конкурс «Учитель года». Лариса Владимировна уже не впервые участвовала в нем. Конкурсантам нужно было подготовить эссе на тему «Моя педагогическая философия», и Будникова написала о том, как в детстве посещала уроки в сельской школе, где преподавали ее бабушка и дедушка. В конкурсе она заняла пятое место. После чего пять участников, вышедших в финал, провели мастер–классы для коллег–педагогов.

По итогам двух туров Лариса Будникова вошла в тройку лучших, и ее эссе направили на краевой конкурс. На этом этапе из почти 150 участников выбрали 20 человек, которых пригласили в Красноярск. Там им предстояло пройти ряд испытаний: урок в незнакомом классе, мастер–класс по представлению технологии своей работы. Лариса Будникова попала в десятку лучших. Далее ей нужно было провести еще один мастер–класс и принять участие в пресс–конференции с министром образования и науки края Вячеславом Башевым. По итогам всех испытаний Лариса Будникова была признана лучшим учителем Красноярского края и продолжила участие в конкурсе уже на всероссийском этапе, который стартовал в сентябре. Проходил он в Липецке – городе, учитель из которого победил в прошлом году. В этот раз свои регионы представляли 77 педагогов.

– Какие задания вам предстояло выполнить?

– Первым испытанием был «Урок в незнакомом классе», мой урок назывался «Каждая минута таит в себе чудо», это цитата из Альбера Камю. С пятиклашками, которых я видела впервые в жизни, мы порассуждали на эту тему, а потом я показала им довольно простую, но очень интересную технику рисования. Без помощи рук из пятнышка краски нужно было «вырастить» дерево. Мы делали из обычных ручек трубочки и раздували капельку с краской, при этом на бумаге получалось фантастическое дерево. ребята были в восторге — они буквально рисовали воздухом. Затем я объяснила им, что такой способ рисования называется аэрографией, при помощи нее из ничего можно создать волшебную картинку. Затем мы рисовали пейзажи на влажной ткани, в общем, урок получился насыщенным и интересным.

Также нам предстояло рассказать конкурсной комиссии о своих методах работы, на что нам отводилось всего 20 минут, по–моему, я и здесь неплохо справилась.

– Какое испытание показалось более сложным и волнительным?

– Пожалуй, беседы с родителями школьников. Вытянув билет, мы должны были пообщаться с ними на заданную тему. Мне выпало «Свободное время школьника: приоритет школы или родителей?». Мы пришли к тому, что школа должна уметь организовать детский досуг, но при условии, что родители не будут перекладывать всю ответственность на учебное заведение. Я принесла на эту беседу апельсиновое дерево. И начала со сказки о нем: в одном городе человек посадил прекрасное апельсиновое дерево, оно росло и радовало жителей, но вышел закон о запрете сажать растения на муниципальной земле, тогда садовник придумал весьма оригинальный выход из положения. И мы с родителями обсуждали, что же он придумал, все предлагали свои решения. Одна из мам ответила правильно: дерево неким хитрым способом подняли над землей, и оно росло в воздухе. Это доказывало, что из любой ситуации можно найти нетривиальный выход. Беседу оценивало жюри, а дерево после беседы я отдала родителям, чтоб они передали его своим детям–восьмиклашкам в их классный кабинет.На прощанье я сказала: «Пусть это дерево растет вместе с вашими детьми, и, глядя на него, вы будете вспоминать о нашей встрече».

– Это был определяющий этап?

– Еще нет, на следующий день в рамках конкурса ко мне приходили уже дети этих родителей. Мы обсуждали тему: «Красивая жизнь, что это такое?». В конце беседы обобщили мнения ребят и пришли к выводу, что красивая жизнь — это все–таки семья.

По результатам испытаний были отобраны 15 лучших учителей России, которые продолжили участие в конкурсе. В этот раз испытания проходили на базе Липецкого государственного педагогического университета, где мы провели очередной мастер–класс, председателем жюри был ректор МГУ Виктор Садовничий. Позже состоялась пресс–конференция с журналистами липецкой «Комсомольской правды» на тему: «Современный учитель, кто он такой». Правда, мне не повезло: когда нас разбили на три группы, чтобы удобней было общаться с журналистами, я оказалась одна среди мужчин–учителей. Мужской интеллект, видимо, мощнее, и они показали себя более креативными. В результате выбрали пять финалистов, я оказалась по рейтингу шестой...

– Что дал вам этот конкурс?

– Это лучший способ повышения квалификации, потому что все мы, норильские учителя, общаемся в узком кругу, между собой. А конкурс — это возможность посмотреть, как работают учителя в других регионах, пообщаться с лучшими из них, позаимствовать их опыт.

– Наверное, нелегко было психологически выдержать все эти испытания, чувствуя такую ответственность перед всем краем?

– Ощущение дружбы и единства, возникшее между участниками, сглаживало сложные моменты. Ведь почти 24 часа в сутки на протяжении двух недель мы были вместе. Случалось, засиживались до четырех утра, обсуждали свои программы, разбирали ошибки, просматривали видео с конкурса. С нами работали и психологи, что очень важно: ведь у некоторых конкурсантов были даже срывы, когда они попадали в следующий этап.

– Какими качествами должен обладать современный учитель?

– Стране нужны учителя новой формации, которые не только обладают глубокими знаниями своего предмета, но и умеют проникать в другие сферы образования. Я, к примеру, хорошо знаю английский язык, в последнее время всерьез занялась изучением физики и химии. Должна быть метапредметность, не нужно ограничиваться только своей специальностью. Многие учителя, вошедшие в число 15 лучших, преподают по два предмета. например, учитель из Тюмени ведет уроки физики и физкультуры, а кто–то — литературу и мировую художественную культуру.

– Вы общались с лучшими учителями России, как вы теперь оцениваете уровень норильского образования?

– У Норильска есть потенциал, и в прошлом году наш педагог Любовь Овчинникова вошла в десятку лучших по краю. Все предпосылки к тому, чтобы занимать лидирующие позиции, у нас имеются. Единственное, что хотелось бы добавить, — методическое сопровождение. Было бы полезно приглашать к нам для обмена опытом учителей из разных регионов, победителей конкурсов предыдущих лет.

Все–таки учитывая специфику Норильска нам не хватает общения с другими территориями. дистанционно взаимодействие осуществляется, но живого контакта, увы, нет. И еще меня в Липецке впечатлили некоторые школы своим оснащением и оборудованием — просто школы будущего.

По итогам конкурса в 2012 году абсолютными победителями стали два учителя, набравшие одинаковое количество баллов. Президент России Владимир Путин вручил главный приз – Большого хрустального пеликана – учителю русского языка и литературы московского центра образования Вите Кириченко и учителю мировой художественной культуры Сергиево–Посадской гимназии Александру Демахину. Глава государства также поздравил всех учителей с профессиональным праздником — Днем учителя.

Конкурс «Учитель года» проводится в России с 1992 года. В этом году в финал вышли 77 человек. Среди них: 15 учителей русского языка и литературы, 12 математиков, 12 историков, 11 преподавателей иностранного языка, а также преподаватели физики, информатики, ОБЖ, физкультуры, биологии, географии, химии, изобразительного искусства.

Дарья СТРЕЛЬНИКОВА

Фото автора, Владимира МАКУШКИНА и Елены ХУДАНОВОЙ

16 октября 2012г. в 17:00
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.