МАУ ИЦ «Норильские новости»

Шеф, два счетчика…

Шеф, два счетчика…

Шеф, два счетчика…

Наверное, если бы я не была журналистом, то стала бы таксистом. За день побываешь в сотне разных мест, пообщаешься с десятками людей, узнаешь последние новости и сплетни. При этом свободный график, отсутствие начальства, оплата по факту... Так, по крайней мере, это выглядит со стороны.
Шеф, два счетчика…

Писать статью о таксистах оказалось не менее интересным. Тут тебе и узкоспециальная информация, и неожиданные повороты сюжета, и несколько героев, каждый из которых просит не указывать его фамилию, номер машины, название фирмы, тип двигателя и цвет глаз. Все люди и события реальны, но совпадения случайны, образы собирательны, а фактология не может быть использована в суде. Действие происходит в нескольких машинах различных фирм такси, звуковое сопровождение — реплики диспетчеров и поющее радио.

Завязка истории такова: в сентябре 2011 года был принят закон (название которого герои не помнят), обязывающий таксистов регистрировать свою коммерческую деятельность. Для получения официального разрешения норильским водителям требовалось собрать пакет документов и, что больше всего их тогда озадачило, отправить его в минтранс края, в Красноярск. С тех пор прошло полтора года. Мы решили выяснить, как работается легальным и нелегальным таксистам, сопоставить их версии событий. Параллельно услышали некоторое количество жалоб, признаний, обвинений, калькуляций и баек. Было даже заявление, что все рассказанное вчера, сегодня уже не актуально.

Заметки по дороге

По мнению самих водителей, сегодня в Норильске соотношение легальных и нелегальных таксистов, работающих на рации, примерно 30 на 70. Но нужно помнить, что каждый прочий автолюбитель не упускает возможности взять пассажира «с руки». «Пол– Норильска «бомбит», пол–Норильска катается». Таксовать меньше не стали даже после того, как резко ограничили доступ к «левой» солярке, и она резко подорожала на заправках. Найти топливо подешевле все равно удается: если официально дизель стоит 44 рубля за литр, то «из–под полы» можно найти и по 35 рублей. Кроме того, примерно половина машин в городе ездит на бензине, а он сейчас дешевле солярки.

Помеха справа

Итак, персонаж первый: зарегистрированный таксист, коренной норильчанин, подрабатывающий за рулем после основной работы на комбинате:

– Чтобы стать легальным таксистом, нужно было оформить разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Я прошел эту процедуру год назад. Сначала переделал ОСАГО под такси, доплатив примерно 30 процентов от стоимости обычной страховки. Затем заключил договор с наркологией о прохождении предрейсового осмотра — плата за один визит около 50 рублей. Заключил договор со станцией техобслуживания, на тот момент только одна СТО в Норильске получила соответствующую лицензию. За договор с ней о предрейсовом техосмотре я отдал 4500, но по сути это фикция, обхожусь без их услуг. Затем встал на налоговый учет как индивидуальный предприниматель. Весь этот пакет документов обошелся в шесть–семь тысяч. С такими бумагами от многих наших таксистов в Красноярск отправился один человек, и я получил на руки разрешение.

Теперь я плачу налог — 5,5 тысячи в квартал плюс 500 рублей за оформление декларации. На машине должны быть шашки и наклейки, в салоне — табличка с моей фотографией и фамилией. Пассажиру я обязан выдавать квитанцию на оплату с моей собственной печатью, это вместо кассового чека. Только всего этого я не делаю: ни медосмотра, ни техосмотра перед началом работы, ни шашек, ни квитанций. А зачем? Все равно никто не проверяет. Я все это оформил, как дурак, больше года плачу налоги, машину содержу в нормальном состоянии, а кто–то, как «бомбил» без регистрации на раздолбанном «мерсе», так и продолжает. Так что я в ближайшее время снимусь с учета в налоговой, как и многие другие бывшие легальные таксисты. А зачем платить, если ничего не изменилось.

Но таксовать все равно буду, это выгодно даже с учетом налогов и подорожавшего топлива. Иначе бы столько народу этим не занималось. Примерные заработки? За день непрерывной езды накатаешь около пяти тысяч рублей, хотя раз на раз не приходится. Из них 300–400 рублей в день заплатишь фирме такси. Если так крутиться месяц — можно заработать и 100 тысяч рублей, знаю таксистов, которые доходили до двухсот тысяч в месяц. Но при этом нет больничных, отпускных, «дороги». Поэтому многие таксуют только вечером, после основной работы. Хороший приработок, занимать не надо, сел за руль, вечер погонял — и все.

Заметки по дороге

Количество машин в Норильске растет. По некоторым прикидкам, за последние десять лет их число увеличилось вдвое. Поэтому в городе появились даже «пробки». Некоторые перекрестки можно проехать только на третий зеленый сигнал светофора. Самое «тормозное» движение при выезде с Ленинского на Орджоникидзе, с 50 лет Октября от мечети в Старый город, с Советской на Комсомольскую. Пробки, естественно, возникают в часы пик. «Утренний развоз» в Норильске длится примерно с 7.30 до 9.10. «Вечерний развоз» — с пяти до восьми, в пятницу переваливает за полночь.

Помеха слева

Но как полагается в хорошем детективе, на следующий же день ситуация изменилась. В городе начался рейд по проверке законности деятельности перевозчиков, координируемый прокуратурой. Конечно, оперативную информацию никто выдавать не стал, было известно только, что «совместные проверки проводят все органы контроля».

Подробности рейда рассказали сами таксисты. Кого–то сотрудники ГАИ остановили за то, что в мороз подобрал женщину с ребенком, впрочем, уверениям, что водитель их отвезет и поедет дальше на работу, — поверили. Кто–то попал на «подсадку»: клиент вызывает машину, например, к поликлинике, таксист его забирает и едет по указанному им адресу, а там ожидают несколько проверяющих из тех самых разных органов контроля, клиент им сообщает, что ехал не пристегнутым, квитанции не получил... Штраф за перевозку пассажиров без разрешения — пять тысяч. Легальный таксист сообщил, что, пожалуй, повременит сниматься с налогового учета, а лучше закажет печать для квитанций. Теперь самое время поговорить с таксистами нелегальными: как им живется во время рейда.

Персонаж второй: таксист без регистрации предпринимательской деятельности, работает «на рации» в одной из фирм, в Норильске живет пять лет:

– Иметь машину сейчас — очень дорого. Вы видели, сколько уже топливо стоит? В месяц оно обходится мне минимум в 15 тысяч рублей, а то и все 20. За стоянку платить — пять тысяч в месяц, гараж еще дороже. Гаражи все где–нибудь в Старом городе, туда приехать–уехать — 300 рублей в день на такси. А машину еще и ремонтировать надо, хорошо, если она новая–целая, а если старая? Вот и выходит, что в месяц на ее содержание нужно около 30 тысяч рублей.

Но и без машины тоже никуда — ребенка в поликлинику отвезти, в садик каждый день. Либо другому будешь за такси платить, либо сам таксовать, чтобы «отбить» деньги. А если я зарегистрируюсь, так мне вообще таксовать невыгодно будет. Легальный водитель в год тратит 25–30 тысяч на налоги, тех– и медосмотры, документы... Кому это надо? Если на то пошло, дешевле штраф пять тысяч заплатить. Да, честно говоря, пока и не проверяют особо, у нас на фирме все тихо.

Заметки по дороге

Ездит на такси также все население города, включая алкашей, переезжающих от гостинки до гостинки. Такси дешево, и потому общедоступно. Находятся клиенты с маршрутом «до ларька и обратно». Даже когда цена поднимается до 150 рублей, в метели или морозы, количество заявок только растет. Таксист сталкивается с сотнями людей, иногда встречи бывают смешными, иногда опасными. Навскидку водитель вспоминает и пассажира с ножом; и группу агрессивных людей, пытающихся перевернуть машину, чтобы извлечь клиента; и переодевающуюся в салоне девушку; и интимное предложение на финансовой основе от подсевшего мужчины.

Нерегулируемый перекресток

Что мы получаем на выходе? Сейчас такси в Норильске — редкая сфера деятельности, где действует дикая конкуренция. Хочешь, езди на дорогой чистой машине с легальным водителем, хочешь — на старой с нелегальным. Вызвать машину к подъезду сегодня не проблема, фирм много, «с руки» клиенты голосуют редко. Предложение превышает спрос, поэтому цены давно держатся на доступном уровне: даже если в фирмах повысят тариф, найдется «бомбила», который повезет дешевле.

Каким видят развитие ситуации сами таксисты? Представим, что контролирующие органы полностью «закрутят гайки», пресекут нелегальный извоз. Тогда, опасаясь штрафов, одни фирмы снимут с линии нелегальных таксистов, а иные вовсе закроются — за неимением легальных. Оставшиеся не справятся со спросом, не увезут всех желающих. Затраты на легализацию, естественно, будут включены в стоимость поездки, да и зачем «держать» цены, если спрос превысит предложение. Не желая долго «висеть на трубке», ожидая машину, и дорого платить, пассажиры будут ловить такси «с руки. Вряд ли подобравшие их «бомбилы» будут легальными таксистами. Во–первых, не у всех в порядке даже обычные документы, типа наличия российского гражданства, во–вторых, зачем регистрироваться, если на рации не работаешь, а занимаешься извозом по случаю. Вопрос будет в том, что им страшнее: штраф или упущенная прибыль. Пассажиры легальных такси получат плюсы в виде заведомо исправных машин и трезвых водителей: комфортно, безопасно, но дорого. И где гарантия, что на перекрестке им не встретится нелегальный, нарушающий водитель на неисправной машине? Есть и другой вариант развития ситуации. Все останется, как было, закон принят, и таксисты делают вид, что его соблюдают.

Светлана ГУНИНА

Фото Елены ХУДАНОВОЙ

1 марта 2013г. в 17:15
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.