МАУ ИЦ «Норильские новости»

Светя другим, сгораю сам

Светя другим, сгораю сам

Светя другим, сгораю сам

На следующей неделе все медики страны будут отмечать свой профессиональный праздник. «Заполярка» встретилась с теми, кто оказывает людям помощь в первую очередь. Врач с сорокалетним стажем Светлана ТЯН рассказала нам, каково это — работать в скорой кардиологической бригаде, и разрешила съездить с ней на вызов к больному.
Светя другим, сгораю самСветя другим, сгораю сам

Светлана Тян оканчивала вместе с мужем Алма–атинский медицинский институт в Казахстане. Через восемь лет с двоими детьми они переехали в Норильск. Здесь же родился их третий сын.

— Вы, наверное, даже знаете моего старшего сына, он работал в нашем роддоме — Анатолий Геннадьевич Тян, — с гордостью рассказывает Светлана Викторовна, — а дочка у меня трудится в Канаде стоматологом — третье поколение врачей растет; даже внук собирается идти в мединститут.

Муж Светланы Викторовны, Геннадий ТЯН, тоже работает в скорой — в детской бригаде. Единственный, кто отклонился от этого пути, — младший сын, но семья не стала настаивать — ну нет в мальчике склонности к медицине, а работу свою, убеждены Тяны, нужно любить по–настоящему. Медицина — это не просто профессия, это образ жизни. Есть у медиков такое неписаное правило: даже не находясь на дежурстве, ты обязан оказать помощь больному. Помоги чем можешь, пусть даже простым советом.

Сердечные врачи

После того как в диспетчерскую службу скорой помощи поступает вызов, оператор в зависимости от жалоб больного определяет, какую бригаду направить на вызов. Профиль линейной бригады — температура, боли в животе; фельдшерской — незначительные травмы, переломы; психиатрической — судороги, странное поведение; реанимационной — серьезные травмы. Название детской бригады говорит само за себя.

В функциональные обязанности кардиобригады входит соответственно оказание помощи больным кардиологического профиля, но, если все бригады уже находятся на линии, кардиологи выезжают на любой другой вызов. Рабочая смена — 24 часа, с девяти до девяти.

В просторной комнате старшего врача Светлана Викторовна чувствует себя уверенно — пока хозяин в отпуске, все обязанности легли на нее. Поэтому в перерыве между вызовами она проверяет больничные карты, занимается бумажной работой. При этом она ни на минуту не забывает, что кардиологическая бригада должна обслужить не менее 12–13 вызовов за смену.

Во время нашего разговора раздается голос в динамике: «Девятая бригада, на выезд!» «Это не наша», — спокойно говорит Светлана Викторовна и продолжает рассказ:

— Некоторые пациенты обращаются в скорую, потому что якобы не могут или не хотят дожидаться приема у терапевта. Но ведь мы можем оказать только экстренную медицинскую помощь, и, если речь идет о хроническом заболевании, и нет угрозы для жизни, лечиться нужно амбулаторно или в стационаре. Но есть и другая категория больных, которые даже при сильном недомогании терпят и спасаются обезболивающим: «Я думал, пройдет...» Часто именно такие случаи оказываются самыми тяжелыми. Запомните: поводом для вызова скорой являются острые заболевания, обострение хронических болезней, несчастные случаи с угрозой для жизни.

Нередко врачи скорой сталкиваются и с агрессией:

— Есть у меня одно наблюдение, подтвержденное многолетним опытом: больные ведут себя совершенно по–разному, когда они сами посещают медицинское учреждение, и когда врач приходит к ним в квартиру. Их как будто подменяют. Очень много «профессоров», которые любят поспорить с диагнозом и назначаемым лечением по принципу «зачем медвуз, когда есть Интернет». Трудно переубедить таких, но я стараюсь относиться к этому спокойно.

Еще одна проблема — когда мчишься на вызов, а никто из водителей даже не думает пропускать машину со спецсигналом. Я в такие минуты вспоминаю фильм, в котором мужчина вот так же не пропустил машину скорой, которая везла его собственного сына... Да, теперь другое отношение к врачам. Часто мы слышим: «Вы едете сорок минут, вас не дождешься!» Хотя максимальное время прибытия скорой по норильску – двадцать минут. Понятно, что для человека, которого мучает боль, каждая минута длится вечность. Однако напомню, что время вызова и момент нашего прибытия на место фиксируются в журнале и регистрируются компьютером, так что все это легко проверить.

Болея за каждого

Светлана Викторовна по–прежнему переживает за каждого пациента:

— Если что–то недоделала, даже уснуть не могу — это с годами выработалось. У нас работа такая: выходишь на смену и понятия не имеешь, что тебя ждет. Казалось бы, самый банальный вызов: приезжаешь — тяжелейший больной, и не всегда получается его спасти... Я никогда не поверю, что к этому можно привыкнуть. Сколько врачей я знаю, у всех одинаково — переживаешь такие случаи очень долго, хотя сделал все возможное. Постоянно прокручиваешь в голове: что же пошло не так? Говорят, что у каждого врача есть свое «маленькое кладбище», которое всегда носишь с собой, но, даже если бы мне удалось начать жизнь заново... я не представляю, кем еще могла бы быть.

А вообще, почему вы меня все время спрашиваете о тяжелом грузе и сложных моментах? Почему не спрашиваете о том, как замечательно – быть врачом? Самое приятное — когда видишь, что помог человеку. Вы даже не представляете, какое в этот момент испытываешь счастье. Даже не радость или удовлетворение, а именно счастье. И даже благодарности не надо!

«Четвертая бригада, на вызов!» — раздается из динамиков. «Наша», — говорит Светлана Викторовна, и мы выезжаем.

Прибыв по нужному адресу, мы заходим в квартиру. Больная — женщина с очень высоким давлением, оказалось, забыла принять лекарство. Кардиограмма, несколько уколов и обязательные укоризненные наставления от медиков: нельзя так пренебрежительно относиться к своему здоровью.

Убедившись, что пациентке стало лучше, бригада покидает квартиру, а Светлану Викторовну ждут бессонная ночь и кипа бумаг.

В 1939 году начальник Норильлага лейтенант Алексеенко подписал приказ об организации при санотделе лагеря службы скорой помощи, как для вольнонаемных, так и для заключенных. В штате тогда числились пять человек: врач, два фельдшера, медсестра и технический персонал — возница. Новой службе даже выделили телефон, было организовано круглосуточное дежурство транспорта — лошади. В 1946–м скорая помощь уже была самостоятельным предприятием. А когда Норильск в 1953 году получил статус города, автопарк скорой насчитывал четыре автомобиля.

В 1955 году главным врачом Норильской станции скорой медицинской помощи стал Михаил Борисович АКСЕЛЬРУД, проработавший в этой должности более 20 лет.

В 1963 году открылась Талнахская подстанция скорой помощи.

С 2001 года Норильскую станцию скорой медицинской помощи возглавляет кандидат медицинских наук, врач высшей категории, член редколлегии журнала «Неотложная помощь» Владимир Васильевич МОРОЗ.

Дарья СТРЕЛЬНИКОВА

Фото Елены ХУДАНОВОЙ

7 июня 2013г. в 17:15
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.