МАУ ИЦ «Норильские новости»

Людвик ван Строитель

Людвик ван Строитель

Людвик ван Строитель

За плечами у ветерана труда, почетного строителя комбината Владимира Людвика — 48 лет насыщенной норильской жизни. Про людей, подобных ему, говорят: «Таких сейчас не делают».
Людвик ван Строитель

В управлении строительства нам «доверили» Людвика с трепетом, «вручили» как драгоценный кубок. В канун своего профессионального праздника неунывающий Людвик, «редкий экземпляр», человек–легенда, поделился с «Заполяркой» некоторыми секретами мужского и общечеловеческого, житейского счастья.

Мы усаживаемся в скверике около его любимого музея.

– Везде так зелено — просто загляденье, — восклицает он в первую минуту нашей встречи. — Вот ведь может весь Норильск таким быть!

– А как, Владимир Андреевич?

– Взять, кинуть клич, выдать людям лопаты, технику. Народ бы вышел, уверяю вас. В нас сохранилась радость от коллективного труда, ее только разбудить надо...

Владимир Андреевич — ровесник управления строительства норильского комбината. И тому и другому нынче 75 лет стукнуло. Ну редкий герой! Из серии «Это наша с тобой биография». Но не всю жизнь Людвик был строителем.

Родом из СССР

«Я и тонул, и горел, и плутал, и замерзал, а всегда улыбался!» — говорит он о себе. Знаменитая улыбочка Людвика часто его и губила, и спасала. Особенно начальство не любило, когда Владимир улыбался в неподходящие моменты. Но он не изменил себе: «с улыбкой по жизни» — его кредо.

Людвик — патриот Советского Союза. Не скрывает этого, поскольку не понаслышке знает, чего стоила страна Советов и в социальном, и особенно в оборонно–промышленном контексте того времени. Дело в том, что в молодости он трудился старшим мастером на оборонном комплексе под Павлоградом на Украине, обслуживал производство стратегических ракет (в его обязанности входила защита хвостов ракет), так что про эту отрасль он знает все или почти все. Межконтинентальный «Скальпель», которого «страсть как боялись американцы», от мощной штатовской «Сатаны» до сих пор с закрытыми глазами отличит...

На север, к песцам

В один из дней по причине плохой смазки обтекатель (семитонная часть ракеты, которой занималась бригада Людвика и которая шла прямо на Байконур. — Авт.) не выдержал «обкатки». За срыв плана и за улыбку «на ковре» Людвик имел трехъярусный советский нагоняй в кабинете шефа: «Да я тебя на Север загоню, — кричал в ярости начальник. — Там тебя песцы сожрут!»

За сутки гигантскую деталь переделали, снова пропустили через специальную печь, в итоге все получилось.

— Но идею про Север мне подали не зря! — смеется Владимир Андреевич.

Через несколько месяцев после этого инцидента он уже работал в норильской сейсморазведке. Запись в дипломе «Обработка металлов резаньем» скрывала истинную оборонную профессию и очень пригодилась в геофизических экспедициях по Заполярью, где он проработал больше двух лет.

— О, там, где мы были, сейчас овцебыки пасутся! — вздыхает наш герой. Почти сразу после переезда он вызвал жену. — Я тогда таскал ее везде за собой в экспедиции. Помню, как ее волосы к стенкам балка примерзали... Много мы пережили...

Следующий этап норильской жизни Людвика — «переход на технику», работа на лантокойском камне, строительство ЛЭП Норильск — Снежногорск. После он возводил «Надежду». Затем была дудинская дорога — от и до, а также строительство мостов на Косой, Ямной, на Быстром ручье, работа на Кайерканском угольном разрезе, реконструкция взлетной полосы, строительство металлоконструкций в УСМР (управлении строительных монтажных работ).

— Золотое время тогда было у строителей — город и комбинат стремительно, мощно развивались. Наши руки и головы были востребованы, и это очень подогревало. Кадры требовались разные: от рабочих до ИТР. Перестройка дала трещину в отрасли. Тяжело стало от сокращений, другого отношения к нам. После 1993 года я ушел на пенсию. Но через год вернулся, сел на передвижную электростанцию, где и работаю по сей день.

После шестилетней работы на предприятии «Норильский промышленный транспорт» благодаря директору управления строительства Андрею Евгеньевичу Антипину и главному энергетику Михаилу Иосиповичу Яцишину я вернулся «на родину» — в любимое мое управление строительства.

На тягаче

Орден Трудовой славы третьей степени, медали, памятные значки и редкие грамоты, коих не счесть, мой собеседник принес на встречу в аккуратном дипломате. Значок строителя Хантайской ГЭС показывает в первую очередь — он ему дороже ордена. С этим связана большая часть жизни, личных побед и поисков.

Водитель огромного гусеничного тягача-болотохода вспоминает, как с напарниками с «боями» гнали до Южного Ергалаха БелАЗы, как не спали по два–три дня.

— А один раз из–за пурги меня за рулем не меняли ровно семь дней. В кабине жил буквально. Это еще чепуха! Вот при Андропове рейс длился как–то целых 42 дня, представляете?! Это было в начале мая, шел серьезный этап строительства газоконденсатного месторождения, тогда ледоколы на Игарку ходили. Нам требовалось растащить сваи и успеть подвезти станки. Опасность была в том, что лед мог вспороться в любую минуту, и мы бы не вернулись оттуда...

А дудинская дорога чего стоит! Когда работали на этом объекте, не раз слетали с нее, потом вахтовки нас наверх выталкивали.

Еще был случай: как–то мы с товарищем за зайцем на наших тяжеловозах погнались и застряли в так называемой «пятнистой» тундре — это места такие опасные, скрытые провалы с водой. Целый день, часов десять кряду, по пояс в снегу, мы пилили листвяки и таскали тяжеленные бревна на место «залипания», чтобы вытащить машины. А до лесу было далеко! Еле выбрались с этого гиблого участка — вот так от трассы–то отвлекаться...

Владимир Андреевич, привыкший к тяжелым северным дорожным условиям, приспособился не просто перекусывать на ходу и кипяток для чая по выхлопной трубе «получать». Рассказывает, как однажды даже жаркое из тушенки на радиаторе варил.

Что касается редкой, изысканной фамилии, ее этимологию он объясняет просто: «Мы не из немцев, нет. Просто через наши края (родом он из–под Днепропетровска. — Авт.) когда–то французы проходили. Так что у нас полдеревни — Людвики...»

6 июня, в канун своего 75–летнего юбилея, наш герой получил от председателя Законодательного собрания Красноярского края Александра Усса поздравительную открытку. Владимир Андреевич несомненно и безоговорочно заслужил такое пожелание. Думаю, не он один. Возьму на себя смелость опубликовать это поздравление и адресовать его всем строителям Норильского промышленного района — и бывшим, и настоящим. Вы же не против, товарищ Людвик?

«С искренней душевностью благодарю Вас за многолетний труд, за все добрые дела, которые вершили Вы на родной Сибирской земле».

По–моему, здорово.[/table]

– Как сохранить такую бодрость духа, как у вас? — спрашиваю напоследок у нашего машиниста–оптимиста.

– Улыбаться надо чаще, как я. Даже если это кому–то не нравится.

– А что вы говорите тем, кто стонет?

Не хнычь. Жизнь дается для того, чтобы изучить свои возможности и сделать себя и мир лучше. ...Ну, вы это..., не пишите много, не расхваливайте меня сильно...

– Ладно. Тогда скажите, недостатки у вас есть, Владимир Андреевич?

– А как же! Я Север люблю. Уезжать отсюда не хочу. Вот мой недостаток. Я ответил на ваш вопрос?!

Марина КАЛИНИНА. Фото автора

9 августа 2013г. в 16:30
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.