МАУ ИЦ «Норильские новости»

Долгая дорога в школу

Долгая дорога в школу

Долгая дорога в школу

XXI век на дворе, а все еще «помоги пойти учиться»... Неужели есть семьи, где родители забывают, что ребенку надо идти в первый класс, или помнят, но по каким–то причинам не в состоянии отправить его туда? Оказывается, бывает и так.
Долгая дорога в школуДолгая дорога в школу

Елена Бастрыгина
Елена Бастрыгина

Мы находимся на «низком старте»: три социальных педагога Центра внешкольной работы и журналисты «Заполярки». Рейд «Помоги пойти учиться» — дело, привычное для профессионалов от образования, и не очень ясное для остальных. Чтобы понять, как это работает, надо поучаствовать в акции лично.

За знаниями

Исполняющая обязанности заведующего отделом социальной педагогики ЦВР Елена Бастрыгина провожает в очередной поход своих «гвардейцев». Подобные рейды накануне и в начале учебного года — с 15 августа по 1 октября — проводятся два раза в неделю. Итоги — по окончании акции.

— Семьи, где есть дети школьного и предшкольного возраста, — вот наш контингент. Важно в первую очередь выяснить, оформили ли родители детей в школу, нет ли в семье старых проблем, не возникли ли новые и т.д. Цель акции - оказать содействие семье в оформлении ребенка в школу. Одни специалисты работают со списками из поликлиник, другие — со списками из дошкольных учреждений. Порой ситуация усложняется из–за того, что мамы–папы и в сад–то ребенка не водят... Тут узнать о «школьной судьбе» ребенка сложнее, на этот случай ведется особая база, вводится особый контроль, — объясняет Елена Геннадьевна суть рейдов.

Осенний марафон

По плану с соцпедагогами Юлией Пригородовой, Натальей Донсковой и Анжелой Солдатченковой мы отправляемся в семьи, числящиеся в базе данных ЦВР, где есть дети 2005–2006 годов рождения. Первый адрес: Талнахская, 8.

У каждой из наших сопровождающих — серьезный стаж социальной работы и сотни километров, исхоженных по непростым норильским адресам. И у каждой — своя территория: город для социальных педагогов, так же как и для почтальонов и депутатов, поделен на «квадраты». Учителя школ в свою очередь делают свои поквартирные обходы. Эффективность такой «двойной» работы проверена и доказана временем. Базы данных школьных и социальных педагогов регулярно сверяются и обновляются: из школ сведения о детях идут в ЦВР, и наоборот. Так что пропустить семью, где есть неорганизованный ребенок, практически невозможно.

Главная задача соцпедагогов в акции «Помоги пойти учиться»: не только узнать, пошел ли ребенок в школу, но и выявить проблему в том случае, если он там не появлялся, определить семьи, нуждающиеся в социальной защите.

– Ну вот нашли вы такую семью, где ребенку в школу не в чем пойти, и что дальше? — спрашиваем мы у специалистов.

Юлия Пригородова:

– К таким ходим не единожды, семью берем на учет, ведем наблюдение, оказываем возможные виды помощи: консультативную, социальную, психологическую. Также содействуем в сборе документов, обеспечиваем необходимыми вещами и школьными принадлежностями — у нас в Центре внешкольной работы организован сбор вещей от населения. Если надо, задействуем органы и учреждения системы профилактики безнадзорности, информируем комиссии по делам несовершеннолетних...

***

Наш визит по первому адресу оказался неудачным: мужчина, видимо, папа потенциального первоклашки, спросил у нас через домофон, кто такие и зачем пришли, но дверь, когда мы поднялись на этаж, нам не открыли. Юлия Пригородова (это ее участок) оставляет в двери уведомление о посещении. На нем — телефоны и адрес, куда и когда семья может обратиться за помощью и — обязательно — просьба сообщить о месте обучения ребенка.

– Иногда родители почему–то считают ребенка еще маленьким для школы, — говорит Анжела Солдатченкова, — или ждут 1 сентября: думают, что кто–то придет и отведет их ребенка в школу. Позаботиться о том, куда пойдет первоклашка, стоит загодя. Недаром еще с апреля начинается формирование списков по классам. Приходить в школу в конце августа или в начале сентября и требовать место — по меньшей мере странно...

– В этой квартире проживает малыш 2006 года рождения, — добавляет Юлия Пригородова, — причем ребенок — декабрьский, то есть ему еще нет семи лет. А по закону родители могут отдать его в первый класс до восьми лет включительно. Зачастую мы берем с родителей расписку, что они знают об этом и несут ответственность. Эта семья стоит у нас на контроле, так что наведаемся сюда позже.

Во время рейда из шести адресов нас пустили только в две квартиры. Видимо, были на то причины.

***

– Была недавно такая семья, — рассказывает Наталья Донскова о последнем походе по своему участку, — там у дошкольника нет прописки. Поставила семью на контроль, поможем матери оформить необходимые документы. Вообще, каждая из нас обходит больше 25 адресов за месяц. О наших визитах заранее не предупреждаем, так что для родителей приход соцпедагога всегда неожидан.

– А как обычно встречают?

– В основном спокойно. Иногда некоторые реагируют отрицательно или не открывают двери, но, в конце концов, это их право. Иногда успокаивать приходится, объяснять. Да все бывает...

Все будет хорошо

По одному из адресов дверь открывает молодая женщина. Снимать себя не разрешает, ребенка — тем более. Между соцпедагогом и мамой первоклассника происходит следующий диалог:

– В школу пошел ребенок?

– Да.

– Все принадлежности есть?

– Абсолютно, все в порядке.

– Материальную помощь от управления соцполитики намерены оформлять? На школьно–письменные принадлежности выделяется от трех до пяти тысяч рублей тем семьям, в которых подушевой доход меньше 11 тысяч...

– Нет, у нас доход 88 тысяч на семью из четырех человек.

– Вот и хорошо. Извините за беспокойство. Всего доброго.

– Чтобы получить матпомощь, семья должна собрать немало справок. Если есть трудности с получением справок из жэка или иных служб, мы помогаем это сделать или рекомендуем, куда обратиться, — объясняют нам социальные педагоги. Идем дальше.

***

Еще семья. Мама Инга встречает нас без напряжения, свободно открывает дверь, свободно впускает целую делегацию к себе в дом.

– В 31–ю школу мою дочь Мишель не взяли, — рассказывает женщина, — в 29–й мест не было. Я волновалась, звонила по поводу школы, в итоге в управлении образования нам посоветовали обратиться в 21–ю на Хантайской. Там нас с удовольствием приняли. Сейчас соберу справки на бесплатное питание, в остальном с дочкой управились.

– Хожу в школу, познакомилась с учителем, — добавляет бойкая Мишель, — все нравится: и русский, и математика, и письмо. За партой сижу с Русланом...

В этой семье не все просто, но малышка — не без помощи соцпедагогов ЦВР — устроена. Сейчас у девочки есть и красивый портфель, и десятки ярких школьных мелочей: ручки, карандаши, линейки, пенал и даже новые стол и стул для уроков.

– Знаете, почему у меня колокольчики на рюкзаке? — спрашивает она взрослых, столпившихся у порога.– Чтобы я не потерялась.

Теперь Мишель точно не потеряется. Мама оформляет документы для устройства на работу, ведь дочка пристроена, учится, да еще и под таким контролем.

Марина КАЛИНИНА

Фото Владимира МАКУШКИНА

12 сентября 2013г. в 17:15
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.