МАУ ИЦ «Норильские новости»

Человек противоречий

Человек противоречий

Человек противоречий

Инженер–механик по образованию, проработавший 29 лет машинистом ПДМ на руднике «Комсомольский», всю свою жизнь посвятил творчеству, а именно фотографии, причем на этом поприще успел снискать известность не только в России, но и за ее пределами. И таких противоречий в характере Игоря СИПАВИЧЮС немало.
Игорь Сипавичюс

Может быть, тут все дело в имени? При знакомстве наш герой представился Игорем, но свой номер попросил внести в память телефона, обозначив его иначе — Григарас. Как выяснилось, родился он в Латвии, а паспорт гражданина СССР получал на Украине, где учился в высшем военном училище. «Сложносочиненное» имя местным паспортисткам, видимо, пришлось не по душе, в итоге Григараса Сунус Станисловаса записали Игорем Станиславовичем.

В Норильск он попал 29 лет назад, как и многие тогда — по комсомольской путевке. Взяли выпускника Уральского государственного горного университета на рудник «Комсомольский», и с тех пор в его профессиональной карьере ровным счетом ничего не изменилось. Разве что водит ПДМку он теперь не в шахте, а на поверхности, все–таки возраст и здоровье уже не те. К тому, чтобы занять руководящую должность, Игорь никогда не стремился, поскольку в его жизни была другая страсть — фотография.

Женский монастырь в Тибете
Женский монастырь в Тибете

Если можно так выразиться, Игорь подсел на это дело в 11 лет, в школьном фотокружке. Тогда это была настоящая магия, с разными растворами, метровыми пленками, приглушенным светом. Сейчас, безболезненно перейдя с пленки на «цифру», Игорь считает, что именно старые аппараты воспитывают в фотографе терпение и стремление к самосовершенствованию.

— Я специализируюсь на фоторепортажах и поэтому цифровую технику люблю и уважаю. Когда ты идешь в толпу народа на «охоту» за сиюминутными эмоциями, скорость и неприхотливость фотоаппарата в работе очень приветствуются. Но именно пленка заставляет учиться фотографировать. Сейчас много людей, которые научились спускать затвор и работать с фотошопом, и уже считают, что они все умеют. А с пленкой нужно было ценить каждый кадр, выстраивать композицию, подстраиваться под освещение. Я и сейчас иногда достаю старые аппараты. Например, когда работаю в студии со свечами. «Цифра» все равно автоматически корректирует изображение, а пленка в этом смысле гораздо честнее и искреннее.

За работой
За работой

Вот вам опять противоречие. Вроде как он фоторепортер и вылавливает случайные кадры на улице, но также с удовольствием занимается и съемкой в студии. Цифровой фотоаппарат любит, но и пленку уважает. В одном он категоричен — на свадьбах не работает. «Там, где начинаешь зарабатывать деньги, кончается творчество, а художник должен быть голодным», — уверен наш герой.

Осваивать тонкости любимого дела он привык сам — премудростям фотографии нигде специально не учился. А приобретенный опыт обогащает постоянным общением. Случайные, и не очень, встречи необходимы ему как воздух. Без них не было бы и вдохновения, которое Игорь называет «картинками на забрале».

— Эти картинки застилают мне глаза, словно забрало на рыцарском шлеме, и не дают спокойно жить. Некоторые фотосессии я могу год вынашивать, прежде чем решусь воплотить их в жизнь. А когда снимаю на улице, я смотрю в объектив и словно могу предсказать следующее движение объекта. Это позволяет на долю секунды раньше спустить затвор и не упустить ценный кадр. Это чуйка.

Самой яркой и необычной в своей практике Игорь считает фотосессию, которую «сделал, когда тонул» — так он выразился. К слову, когда он был маленький, цыганка нагадала его маме, что смерть настигнет ее сына на воде. И ведь на самом деле от воды у него вечно какие–то неприятности, хотя плавает он уверенно и с удовольствием. Правда, несмотря на пророчество, он спокойно отслужил на флоте, разве что матери это стоило немалых нервов. Кроме того, он ежегодно в марте, когда идет корюшка, отправляется на Енисей. И не пропускает ледоход в Дудинке. Как может художник пропустить такие пейзажи, когда рассветы и закаты сходятся на движущемся ледоходе! И, забывая в такие моменты о предсказании цыганки, наш герой неоднократно проваливался под лед, когда пытался поймать удачный кадр. Спасал его в этих случаях ремешок родного фотоаппарата.

Коварный Енисей
Коварный Енисей

Есть еще одно противоречие в его натуре. Вроде как он живет и работает в одном и том же месте уже почти 30 лет, но при этом все время срывается куда–нибудь. Как он сам говорит, ему необходимо оторваться от рутины и наполниться новыми впечатлениями, которые в полной мере обеспечивают путешествия. Причем к посещению новых мест у Игоря свое, неординарное, отношение. Ему мало их просто увидеть — важно прочувствовать там саму атмосферу. Например, в Европу его уже вряд ли занесет, потому что она у фотохудожника ассоциируется с «жирной, обалдевшей теткой с маленькими крылышками, которая силится взлететь, но не может». Особенно впечатлила его поездка в Казахстан, поскольку казахи в России и в Казахстане, по его мнению, — две совершенно разные нации. Его покорил быт этого народа, когда в доме хозяина многотысячного поголовья скота есть спутниковая тарелка, но нет телевизора. А в доме глиняный пол, просто утоптанный ногами многочисленных гостей. Но самый сильный эмоциональный след оставила фотоэкспедиция в Тибет. Туда Игорь попал в компании иностранных фотографов, причем те его сами нашли, он никаких заявок не посылал.

— Это совершенно другой мир и другая психология, особенно для нашего техногенного восприятия. Люди, которые там живут, с молоком матери впитывают простые истины, к которым мы можем идти всю жизнь. Я умудрился на одной из стоянок в местном кафе оставить кошелек с весьма внушительной для этой страны суммой денег. Наша группа уже отъехала, когда я обнаружил пропажу. Гид убедил меня в том, что надо вернуться, хотя я категорически не верил в успех. У нас бы давным–давно все содержимое такой «находки» выпотрошили. Каково же было мое удивление, когда мы подъехали к кафе, а его хозяин выбежал нам навстречу с моим бумажником. Оказывается, он уже собирался снарядить лошадь и отправиться вслед за нами. Я в изумлении украдкой вытащил 100 долларов и хотел отдать их в награду столь честному человеку. Хорошо, что мою руку вовремя перехватил наш гид. «Не оскорбляй его, — сказал он мне, — хозяин это сделал не потому, что рассчитывал на награду, а просто потому, что так правильно». Фантастика!

«Любовь» – напечатана в журнале «Максим»
«Любовь» – напечатана в журнале «Максим»

За годы увлечения фотографией он сдружился со многими коллегами по цеху из других городов и стран. Старается регулярно организовывать свои выставки в Петербурге, успевает поработать с профессиональными моделями в Новосибирске, обменяться опытом с коллегами из Красноярска. В общем, география его фотодеятельности довольно обширная. Но при всем этом, даже достигнув пенсионного возраста, он продолжает жить в Норильске, невзирая на то, что ему приходится здесь снимать квартиру. Такую преданность Северу Игорь объясняет страхом того, что материк может убить в нем художника. Во–первых, Норильск дает ему определенную степень отчужденности от остального фотографического сообщества. Это необходимо ему, чтобы сохранить свой авторский почерк и не удариться в «тупое зарабатывание денег». Во–вторых, признается он, для полноценного творчества ему требуется постоянно преодолевать препятствия. В студиях крупных городов все отлажено, как часовой механизм, и у каждого там своя маленькая роль: один человек выстраивает свет, другой накладывает грим, а фотограф только делает снимки. В своей студии Игорь должен сам все решать. Доходит до того, что ему приходится собственноручно шить костюмы... степлером!

– Есть еще кое–что, — добавляет он. — Я считаю, что своим творчеством многим норильчанам открываю глаза на необыкновенный край, в котором мы живем. Казалось бы, не так сложно во время ледохода доехать до Дудинки, чтобы полюбоваться этим захватывающим зрелищем. Ан нет! В Норильске хватает людей, которые дальше Алыкеля никуда и не выезжали, в смысле на территории. А я своими фотографиями могу показать им всю красоту Севера. Это некая миссия, от которой я отказаться пока не могу.

Надежда ПЕТРОВА

Фото Игоря СИПАВИЧЮС

1 ноября 2013г. в 17:15
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.