МАУ ИЦ «Норильские новости»

Ленинский проспект: Комсомольская площадь

Ленинский проспект: Комсомольская площадь

Ленинский проспект: Комсомольская площадь

Ленинский проспект: Комсомольская площадьЛенинский проспект: Комсомольская площадь

История

«Заполярка» продолжает заново знакомиться с улицами Норильска. Сегодня мы вновь идем на главный его проспект, перед нами — Комсомольская площадь. По первому генплану города 1943 года площадь должна была выглядеть совсем иначе. На ней попросту не планировали строить ни здание кинотеатра имени Ленина, ни Дворец культуры. Зато там должен был быть парадный вход в парк, которому хотели отвести всю территорию «горы». Комсомольский парк с беседками и танцплощадкой действительно появился, хотя и не такой масштабный, как планировалось. От него вниз спускалась освещенная, украшенная вазонами лестница. Она выходила на площадь, в честь парка тоже названную Комсомольской. ДК еще не был построен, на его месте было небольшое карстовое озерцо, а на подходе к тротуару Ленинского проспекта были разбиты клумбы, стояла гипсовая скульптура (на фото 1).
Архитектор Витольд Непокойчицкий, автор генплана Норильска, писал: «Формирование застройки Комсомольской площади происходило медленно, претерпело значительные искажения. Ленинский проспект не пересекает площадь, а только касается одной из ее сторон. Поэтому главной композиционной осью является в данном случае не проспект, а перпендикулярное к нему направление». На этой перпендикулярной оси находятся здания, равнозначные по композиции: бывший кинотеатр имени Ленина, ДК, бассейн, музыкальная школа, пятая гимназия. Архитекторы, шутя, называли эту архитектурную линию «шашлыком Непокойчицкого».
Оба главных здания площади тоже задумывались совсем другими. Здание кинотеатра имени Ленина проектировал архитектор Якоб Трушиньш, бывший заключенный. Правда, он его представлял себе иначе. Например, у кинотеатра должны были быть два боковых крыла, а фасад хотели украсить монументальной скульптурной группой, которую, кстати, даже успели изготовить. Но в борьбе с архитектурными излишествами кинотеатр лишился просторных фойе, буфета, декор фасада сильно упростили. Непокойчицкий такое «обструганное» здание впоследствии считал одним из самых неудачных, предлагал отобрать у него имя Ленина и отдать Дворцу культуры. Тем не менее кинотеатр был первым широкоформатным в городе. Он открылся 30 апреля 1960 года, а имя получил из–за отмечавшегося незадолго до этого 90–летия со дня рождения вождя революции. В кинотеатре было два кинозала на 1200 человек, за первый год работы его посетили четыре миллиона зрителей, то есть каждый норильчанин сходил в кино по 20 раз.
На другой стороне Комсомольской площади (а не на Южной линии, как вышло) изначально хотели построить два корпуса техникума, между которыми наметили парадный вход в парк. Потом были предложения воздвигнуть там еще один памятник Ленину, а озеро, по которому летом мальчишки катались на плотах, сделать городским прудом. В итоге его засыпали и построили на этом месте Дворец культуры комбината. Правда, и тут не обошлось без задержек и перекройки проектов. Стройка замораживалась, за это время вариант здания устаревал, в итоге Дворец культуры, на ватманах возникший еще в 1952 году, открылся только в 1965–м, к 30–летию комбината. Автором проекта и руководителем группы архитекторов была Лидия Миненко, проектировщиком — Витольд Непокойчицкий.
Чем дальше протягивался Ленинский проспект, тем больше на его облике сказывалось «ухрущение» архитектуры. Если здания ресторана «Лама» (поначалу столовая № 32) и ДЮСШ (раньше кинотеатр «Победа») зеркально похожи на другую пару, «Таймыр» и «Родину», то дальше дома постепенно теряют архитектурную сложность и богатый декор. А после пересечения «рубикона» улицы Советской Ленинский проспект и вовсе отказался от классицизма сталинок в пользу кубизма хрущевок.

Знаки

Памятник «Жертвам Норильлага». Открыт 30 октября 2004 года на территории музейного комплекса. Авторы — архитекторы Елена Арсеньева и Лада Давыденко, скульптор Сослан Баскаев. Проект монумента выбирался по общественному конкурсу комиссией по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий. Памятник истории местного значения.
Скульптура оленя. Олень в натуральную величину на газоне Ленинского проспекта был установлен летом 2006 года в рамках проекта «Параллельный мир». Авторы проекта — дизайнер Александр Соболев и архитектор Ирина Соболева. Скульптуру весом в 500 килограммов отлили на заводе «ВяткаСтройДеталь», состав — пополам металл и песчаник. Рога у оленя натуральные, правда, вандалы трижды отрывали их, и он очень трогательно смотрелся с «перебинтованной» головой. Теперь норильчане к олешке привыкли и на прочность больше не проверяют.
Дом–музей «Первый дом Норильска» (Ленинский пр., 14а). В народе зовется Домом Урванцева, так как был построен экспедицией первооткрывателя Норильска в 1921 году. Поначалу дом стоял на Нулевом пикете и до 1970–х годов был жилой постройкой. В 1978 году его отреставрировали геологи НКГРЭ, приблизив к первоначальному варианту благодаря рекомендациям Урванцева. В 1985 году дом стал частью мемориального комплекса на Нулевом пикете, затем его вывезли к старому зданию музея (Ленинский пр., 47). После переезда музея в новое здание вслед за ним отправился и первый домик. Сейчас он – памятник истории регионального значения.
Мемориальная доска Гунару Кродерсу (Ленинский пр.,11). Помещена 29 октября 2000 года на здании, где с 1975 по 1999 год жил Гунар Кродерс. Авторы доски — Роман Кравчишин и Виталий Курагин. Гунар Кродерс — журналист, работал в Таймырском радиокомитете, в газете «Огни Талнаха», был главным редактором газеты «Горняк» с 1975 по 1995 год. Член союза журналистов России, заслуженный работник культуры РФ, ветеран труда Норильского комбината и СССР.
Памятник строителям Норильска (Ленинский пр., 7). Был открыт 9 августа 2002 года. Фигура строителя высотой в 3,6 метра держит в руках кирпич и мастерок, достраивая символическую арку. На облицованном черным гранитом постаменте — доска с надписью: «Строителям Норильска. Их мужеству и жизненной силе». Авторы памятника искусства местного значения — архитекторы Александр Соболев и Ирина Соболева, скульптор Вячеслав Мелихов. Натурщиком был норильский студент.

Эксперт

Михаил ЖУРАВЛЕВ, начальник отдела менеджмента качества НФ «Норильскпроект», с 1994 по 1998 годы — главный архитектор Норильска:
– Комсомольская площадь изначально задумывалась как общественно–культурный центр Норильска. В начале 1960–х годов здесь было три кинотеатра: «Родина», «Победа» и широкоформатный кинотеатр имени Ленина. Затем, заменив бывшие столовые, площадь обрамили два лучших ресторана города, «Таймыр» и «Лама». Такое великолепие было построено в маленьком и еще совсем молодом городе.
Чуть позже на площади построили и Дворец культуры комбината. Он возводился уже в хрущевские времена и по архитектуре отличается от окружающих его сталинок. Но, несмотря на борьбу с излишествами в архитектуре, у здания ДК есть и необычные детали, некие вольности, например, шестиугольные окна на боковых фасадах. Кроме того, в пластическое решение Дворца культуры включены архитектурные детали, перекликающиеся со сталинками, нацеленные на то, чтобы здание органично вписывалось в общий ансамбль. Например, надстройка по периметру крыши и верхняя часть ДК в целом схожи с аналогичными деталями домов «Таймыра» и «Ламы» (на фото 2).
Присутствуют единые архитектурные членение и ритм в фасадах кинотеатра имени Ленина и Дворца культуры. Поражает, как бережно относились в то время архитекторы к единому ансамблю проспекта и площади. С обеих сторон кинотеатра стояли доски почета, и даже они сохраняли общее лицо Ленинского, повторяя то же самое членение и декор. На разделительных газонах Ленинского проспекта стояли тогда скамейки, росли высокие деревья, где после киносеансов любили сидеть норильчане.
А на верхнем этаже Дворца культуры когда–то была детская изостудия, в которой занимался и я. И еще благодаря тому что моя мама работала в «Норильскпроекте» и я бывал у нее на работе, мне посчастливилось немного знать Якоба Карловича Трушиньша, проектировавшего кинотеатр имени Ленина, он учил меня рисовать. Это был скромный, немногословный человек. Яркое детское воспоминание о нем — его открытая улыбка.
Но вернемся на Ленинский проспект. С конца 1950–х — начала 1960–х годов политика стала отражаться на архитектуре. Живописные фасады постепенно уступают места менее парадным зданиям, уменьшается количество деталей, упрощаются линии силуэта домов, души в них становятся меньше. Но при этом, надо отдать должное норильским архитекторам, даже хрущевки они, как могли, старались украсить фальшбалкончиками, орнаментом.
Недавно Комсомольская площадь была отреставрирована, историческая часть города снова нарядна и торжественна. Вызывает, правда, вопрос цветовое решение в окраске домов Ленинского. А ведь когда–то колористику Ленинского проспекта специально проработали такие известные архитекторы, как Лариса Назарова и Александр Сорокин, при этом они предлагали использовать спокойные, пастельные, величественные, что ли, цвета. Институт «Норильскпроект» тоже разрабатывал свой цветовой вариант окраски, и он тоже хранится в архивах и не используется. Почему–то сейчас, обновляя здания исторической части Ленинского, мы предпочли яркие, кислотные краски, не учитывая опыт наших предшественников, создавших город.
Строительство Дворца культуры
Строительство Дворца культуры

Архитектор

ТРУШИНЬШ (Трушинш) Екаб–Ольгерт Карлович, архитектор и инженер–строитель, член Союза архитекторов, доктор технических наук. Окончил архитектурный факультет Латвийского гос. университета, Всесоюзный заочный политехнический институт. Был репрессирован, в 1951–1956 гг. — заключенный Норильлага. Работал в проектном отделе Норильского комбината главным инженером отдела экспериментального проектирования; старшим архитектором строительного отдела. Работал в Норильске до 1971 года.
Вот только некоторые из норильских зданий, автором которых был Трушиньш или принимал участие в их проектировании:
• комплекс «больничного городка» на 880 коек;
• музыкальная школа с концертным залом на 400 зрителей (Б. Хмельницкого, 17а);
• кинотеатр им. В. И. Ленина на 1200 зрителей ( Ленинский пр., 14);
• здание профилактория «Валек»;
• проект нового типа жилого дома для Заполярья, проекты экспериментальных жилых домов;
• проект экспериментального детского сада с крытым двором, бассейном и зимним садом (пр–д Котульского, 7), соавтор Лариса Назарова;
• альтернативный проект генплана Норильска (соавтор Александр Шипков).

Автор благодарит за помощь в подготовке рубрики институт «Норильскпроект», Норильский городской архив, Музей истории освоения и развития НПР, управление архитектуры и градостроительства и управление жилищного фонда администрации Норильска.

Светлана ГУНИНА Фото автора, Николая ФОМИНА, из Норильского городского архива и архива редакции

16 февраля 2012г. в 17:15
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.