МАУ ИЦ «Норильские новости»

Ленинский проспект: Театральная площадь

Ленинский проспект: Театральная площадь

Ленинский проспект: Театральная площадь

Ленинский проспект: Театральная площадьЛенинский проспект: Театральная площадь

История

«Заполярная правда», рассказывая об улицах города, заканчивает прогулки по Ленинскому. Сегодня перед нами последняя площадь проспекта — Театральная. Но право так называться она получила только в 1980–х годах, а с 1962 года до этого времени именовалась площадью Дзержинского.
В середине 1960–х годов Ленинский проспект уже выглядел почти так же, как сегодня, вытянувшись во все свои 2,25 километра. После перекрестка с улицей Советской его архитектура складывается из хрущевок. Даже последняя сталинка проспекта (Ленинский, 26) настолько «охрущена», что мало чем отличается от своих соседок. Архитекторам задан новый вектор: долой излишества, даешь квадратные (во всех смыслах) метры. Это оправданно, рост числа населения Норильска превышает самые смелые предположения, людей надо расселять.
Но Ленинский проспект все же не потерял парадности: каждый новый дом приветствует горожан витринами. Проспект строится быстрыми темпами, предлагая все новые и новые социальные и культурные услуги. За первую половину 1960–х возведена вся «красная линия» новой части Ленинского. В 1960 году сданы дом № 24 с магазином «Обувь» и три корпуса дома № 28 с будущими магазинами «Святослав» и «Диета». В 1961 году завершены дома № 31 («Детский мир»), № 37 («Галантерея»), № 38 («69 параллель»), № 40 («Ткани»). В 1962 году — дом № 30 (кафе «От двух до пяти»), № 41 (столовая № 19), № 42 (Дом обуви). В 1963 году на Ленинском, 29, открывается специализированный книжный магазин с букинистическим отделом — все в очередь!
В середине 1960–х магазины Норильска стали получать вместо номеров и безликих названий собственные имена: «Культтовары» стали «Космосом», «Обувь» — «Северянкой», «Детский мир» в честь персонажа телепередачи для норильчат — «Северком». Столовые теперь — это кафе и рестораны: столовая № 19 — кафе «Красноярские столбы» (на фото 1), кафе № 37 — ресторан «Горняк». У города появляются и названия с северным колоритом: «Саяны», «Хантайка», «Аян», «Лама», «Путораны». Многие из них предлагали сами норильчане. И они стали в прямом смысле украшением города: фасады и витрины проспекта озарили первые неоновые вывески. Газоразрядные трубки для световой рекламы выдувал мастер–стеклодув Сян–Шу–Чен. Лицо Норильска преобразилось, заиграло новыми красками.
В 1964 году на Ленинском, 24а, построено новое административное здание. Это не самая красивая работа архитектора Екаба Трушиньша, борьба с излишествами — ничего не поделаешь. В «серый дом» с Севастопольской, 7, переехали горисполком, горкомы партии и комсомола. В 1966 году на Ленинском, 44, сдана телефонная станция на десять тысяч номеров, в квартирах норильчан интенсивно затрещали звонки. Позже это здание назовут «дом с табло», на фасаде появятся электронные цифры, высвечивающие время и температуру. В 1970 году открылся магазин «Цветы», где даже зимой продавали живые розы и гвоздики, а еще сувениры. Помните его интерьер? Журчащий фонтан, клетки с попугайчиками — сказочный оазис. Поначалу во втором крыле этого здания был первый автовокзал, а перед ним — стоянка автобусов (на фото 2).
А будущая площадь Театральная была тогда любимым местом гуляний: летом там традиционно открывали ярмарку (на фото 3), а зимой заливали каток и ставили елку. Возведение театра началось только в апреле 1983 года: с торжественного митинга и памятной медали под первой сваей. Стройку форсировали, но выше головы прыгнуть не удавалось: сначала театр хотели открыть к золотому юбилею НГМК в 1985 году, потом к 7 ноября 1986 года. Появился даже календарь: «До сдачи драмтеатра осталось...». В итоге первый спектакль в новом театре сыграли только в январе 1987 года.

Знаки

Ресторан «69 параллель» (снесенный дом Ленинский пр., 38). Здания уже нет, но этот ресторан и детское кафе напротив него до сих пор в нашей памяти, как знаки Норильска, хотя и уже утраченные. Поначалу тут размещалось кафе «Молодежное». В 1969 году, после капремонта, оно получило первую наценочную категорию и стало рестораном «69 параллель». Особо выделялось его оригинальное оформление: стволы деревьев в роли колонн, окна с витражами в виде веток, декоративный чум на крыше, «хоровод» жителей Севера на фасаде. Содержание соответствовало форме: в меню блюда из куропатки, северной рыбы, оленины. В 1990–х в ресторане открыли казино, а вскоре фундамент здания «поплыл», и город утратил свою достопримечательность.
Кафе «От двух до пяти» (Ленинский пр., 30). Изначально в этом здании была диетическая столовая, в 1966 году пристройку сделали двухэтажной и открыли там самое популярное детское кафе «От двух до пяти», названное так в честь книги Корнея Чуковского. Сначала внутри оно было отделано деревом, в 1970–х кафе преобразилось. На стенах — яркая, фигурная керамическая плитка, на потолках — необычные цветные люстры, на втором этаже — бар. Внутренним дизайном занимались супруги Рагим и Наиля Сейфулаевы. Сказочный колорит дополняли аквариумы и клетка с живой белкой. А в меню: котлеты «Курочка Ряба», икра «Золотая рыбка», суп–кисель «Сластена». В этой сказке прошло наше норильское детство. От интерьера кафе сейчас ничего не осталось.
Поцелуев мост и бульвар Влюбленных. До 2003 года это место называлось в народе «площадью четырех садиков». Имя новому бульвару выбирали из множества предложений норильчан. Так как в одном из бывших детсадов открыли Дворец торжеств, остановились именно на этом названии. А на символическом мостике Поцелуев теперь фотографируются новобрачные.
Мемориальная доска Михаилу Васильевичу Киму (Ленинский пр.,19). Установлена на одном из первых в Норильске домов, построенных по методу свайного фундирования, предложенному Кимом. Открыта 31 октября 1998 года, авторы — Виктор Лемента, Виталий Курагин. Михаил Ким — ученый, инженер, бывший заключенный Норильлага. За свой метод строительства на вечномерзлых грунтах получил Ленинскую премию.

Эксперт

Леонид СКРЯБИН, главный архитектор отдела промышленного строительства архитектурно–строительного центра НФ «Норильскпроект»:
– В начале 1980–х годов Норильск был уже современным городом: Дворец культуры, несколько кинотеатров, просторные магазины. Но драмтеатр продолжал ютиться в старом деревянном здании на Севастопольской улице. Нужно было срочно строить новый храм Мельпомены. Заказ на этот объект «Норильскпроекту» достался с боем. В стране тогда были специализированные проектные институты: «Гипроздрав» — в медицине, «Гипротеатр — в культуре. Но «Гипротеатр» запросил за свой проект немалых денег, и срок работ поставил слишком длительный — около трех лет на проект. В итоге дело поручили отделу гражданского строительства института «Норильскпроект», главным архитектором которого в то время был Анатолий Чернышев. Опыта строительства театров не было, но была группа молодых талантливых архитекторов.
Работали очень форсированно — сроки поджимали. Чернышев был трудяга, на работу приходил к 8 утра и уходил не раньше 10 вечера. Архитекторы в его группе работали так же. В итоге сделали проект за полтора года, и сегодня это одно из немногих «авторских зданий» в новой части города. Кстати, говорят, что норильский театр чем–то схож с новосибирским. Возможно, ведь Анатолий Васильевич родом оттуда.
Строительство театра тоже велось ударными темпами. Еле–еле успели сдать в 1986 году: комиссия приняла его 31 декабря и с оценкой «отлично». Здание, рассчитанное на 600 мест, получилось очень нарядным: мраморная облицовка, двойные перекрытия, пилоны. Анатолий Чернышев придумал интересное решение вестибюльной группы: кессонные балки и встроенные люстры. А большой уклон крыши, за который театр в народе прозвали трамплином, сделан для того, чтобы не задерживался снег, не образовались снеговые мешки.
На днях я в очередной раз сходил на спектакль в наш драмтеатр. Здание до сих пор уютное и одновременно торжественное, радует глаз. Вспомнил, как мы, молодые архитекторы, за неделю до сдачи театра помогали строителям. Что–то подсказывали, решали прямо по ходу, например, вопросы по расколеровке кабинетов. Помогали с монтажом зеркальных потолков в туалетных комнатах, это тогда было новинкой в интерьере. Еще мы собственноручно клали паркет в фойе. Точнее, делали псевдопаркет из досок, настоящий дубовый не успели подвезти. Выкладывали его полукругом, натягивали бечевки, чтобы выдержать радиальность направления, а затем покрывали морилкой. А в ночь перед сдачей театра клеили названия на кабинеты, но не просто вывески, а отдельные объемные буквы. Каждую буковку нужно было приклеить симметрично, сохраняя высоту и определенный интервал, чтобы не испортить композицию. Это была финишная прямая в строительстве театра, к приемке все успели.
Потом нам вручили билеты на один из первых спектаклей. Конечно, выглядело все парадно, очень красиво. Но мы наметанным взглядом не могли не заметить своих ошибок. Например, когда сели на места, поняли, что прогадали с наклоном зрительного зала: с задних рядов была видна не вся сцена. И портал над ней смотрелся тяжеловато. Насколько я знаю, после серьезного пожара 2002 года, когда зрительный зал почти полностью выгорел, его наклон увеличили. Сейчас наш театр вновь во всей своей красе.
При проектировании театра была предложена и такая идея: построить на улице Мира зимний сад и связать его с драмтеатром. В то время вообще активно обсуждалась мысль о различных крытых всепогодных зонах в городе. Например, позже в Таймырском союзе архитекторов предлагалось сделать из второй половины Ленинского норильский Арбат. Снести хрущевки, у которых истек срок эксплуатации, сделать малоэтажную застройку и закрыть пешеходную зону стеклянными куполами. Но все эти проекты не воплотились, а Ленинский проспект, хоть и не ставший Арбатом, все равно радует норильчан.

Архитектор

Анатолий Васильевич Чернышев, архитектор, член Союза архитекторов. После окончания Новосибирского инженерно–строительного института работал в Новосибирске. В 1970–х годах приехал в Норильск. До 1988–го работал в «Норильскпроекте», был главным архитектором отдела гражданского строительства.
Некоторые из норильских зданий, автором проектов которых был Чернышев или принимал участие в их проектировании:
• проект общежития повышенного типа на 936 человек для поселка Талнах;
• здание Заполярного драматического театра на 600 мест, руководитель авторского коллектива (архитекторы Владимир Шихов, Виктор Зезюля, Александр Захаров, Владимир Болезин);
• Дом политпросвещения (нынешний городской Центр культуры);
• здание на улице Комсомольской, 39 (магазин «Малыш»);
• внедрение и адаптация к северным условиям улучшенных домов серии 111–112.

• Автор благодарит за помощь в подготовке рубрики институт «Норильскпроект», Норильский городской архив, Музей истории освоения и развития НПР, управление архитектуры и градостроительства и управление жилищного фонда администрации Норильска.

Светлана ГУНИНА
Фото Елены ХУДАНОВОЙ, Николая ФОМИНА, из Норильского городского архива и архива редакции

1 марта 2012г. в 17:15
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.