МАУ ИЦ «Норильские новости»

Чем заплатим за проезд

Чем заплатим за проезд

Общественный транспорт — автобусы и маршрутки, которыми мы пользуемся каждый день. Они реже попадают в аварии, чем легковой автотранспорт, но и число жертв в таких ДТП намного больше. Как вести себя в автобусе, где сидеть в маршрутке — об этом сегодняшняя «Азбука выживания».

В прошлом году в Норильске по вине водителей общественного транспорта (рейсовые и заказные автобусы, маршрутные такси) произошло пять ДТП. В авариях погибли восемь человек, 28 ранены. В этом году случилось четыре аварии такого рода, но, к счастью, погибших нет, пострадали шесть человек.

Как это обычно бывает, самые простые правила оказываются и самыми надёжными, и самыми несоблюдаемыми. Все знают, что нельзя прислоняться к дверям, выпрыгивать из автобуса до полной его остановки. Если едете стоя, крепче держитесь за поручни — даже если не трясёт. Ведь когда дёрнет, будете хватать руками воздух. При этом качания влево– вправо — чаще, но резкое торможение и рывок вперёд опаснее любого неожиданного поворота. Самая безопасная точка опоры — это поручень над вашей головой.

Считается, что самое безопасное место в автобусе — середина салона. При этом сидеть по правому борту безопаснее, чем по левому, — подальше от встречного потока транспорта. Стоять лучше лицом в сторону движения, тогда у вас будет возможность успеть среагировать на резкое торможение. Опять же, падать безопаснее лицом вперёд или на бок, но не на спину. Если вы видите, что столкновение очень вероятно, примите устойчивое положение и крепко ухватитесь руками за поручни. При сильном торможении самые частые и самые опасные травмы — шеи.

Во время движения автобуса небезопасно ходить по салону или дремать. В таких ситуациях пассажир сначала падает, но только потом понимает, что произошло. Если ваше падение неизбежно, постарайтесь сгруппироваться и закрыть голову руками, в идеале — увидеть место приземления. Сидящему пассажиру надо упереться ногами в пол, но не просовывать их под переднее сиденье. Наклонитесь и положите скрещённые руки на впереди стоящее сиденье, голову прижмите к рукам.

Любой общественный транспорт пожароопасен. Если ваш автобус загорелся, понятно, что из него нужно выйти как можно быстрее и отойти подальше. Другое дело, в толпе паникующих людей быстро выйти из переполненного салона нелегко. В давке не ждите — открывайте запасные выходы (там, как правило, написано «выдернуть шнур и выдавить стекло»), разбивайте окна, только обязательно очистите проём от торчащих осколков. Автобусы и маршрутки горят очень быстро, резина и пластик, которыми обшит салон, при горении токсичны. Не дышите дымом, прикройте нос и рот шарфом или рукавом одежды, лучше если перед этим вы смочите их любой жидкостью.

Ещё одна угроза в городском транспорте — плотно набитые салоны. Особенно зимой, когда все пассажиры в объёмной одежде, да и ждать следующего автобуса на холоде — не вариант. По сути, большое количество пассажиров — это та же толпа со всеми присущими опасностями — давкой и паникой в экстренных ситуациях. Что делать в толчее, мы уже писали в «Азбуке выживания». Нужно лишь напомнить, что в духоте и замкнутом пространстве может стать плохо кому–нибудь из пассажиров. Не оставайтесь равнодушным, усадите человека, откройте окно или остановите автобус. Весьма вероятно, что в переполненном салоне найдётся хоть один медик.

Маршрутки — это особый разговор. Норильск — конечно, не Москва, и у нас эта проблема стояла менее остро, пока не клюнул жареный петух. Наверное, все помнят о страшной аварии, которая произошла 17 июля прошлого года на дороге Норильск — Талнах. «ГАЗель» выехала на встречную полосу и лоб в лоб столкнулась с грузовиком. Тогда погибли восемь человек, ещё 13 пострадали, шестеро из них попали в реанимацию. После этого события отношение к коммерческим перевозчикам ужесточилось. Теперь их транспорт — обязательно с техосмотром, а водители перед выходом на линию проходят нарколога.

А какое место в маршрутке самое безопасное? Таким можно считать место водителя, и то лишь потому, что оно оборудовано ремнём безопасности. Если передние сиденья рядом с водителем оборудованы ремнями, то пассажирам на этих местах тоже стоит пристегнуться. Но вспомним ещё раз ту страшную аварию. При лобовом столкновении там погибли люди, сидящие именно впереди и сразу за водителем. Но заднюю часть маршрутки тоже нельзя считать безопасной. Там пассажиры окажутся под ударом, если в «Газель» кто–нибудь врежется с тыла. По мнению специалистов норильского ГИБДД, в маршрутках безопасных мест вообще нет. Стоять в маршрутках категорически запрещено, если только это не мини–автобус типа ПАЗа. Кроме того, запрещено располагать сиденья так, чтобы пассажиры маршрутки сидели лицом друг к другу — при резком торможении пассажира должно задержать впереди стоящее кресло. Но, с другой стороны, при ударе на большой скорости тех, кто едет спиной вперёд, лишь вжимает в кресло, в то время как остальные летят по салону. Самая главная претензия к водителям маршруток — скоростной режим. Если машина движется слишком быстро, звоните и жалуйтесь в ГИБДД по тел.: 43–54– 58, 43–55–11.

Светлана ГУНИНА

7 ноября 2008г. в 14:00
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.