МАУ ИЦ «Норильские новости»

Письма счастья завтрашнего дня

Письма счастья завтрашнего дня

Письма счастья завтрашнего дня

Начало этой истории — совершенно “чуковское”. То есть, “у меня зазвонил телефон...”. А на том конце провода — милейшая женщина, давняя читательница “ЗП”, пенсионерка, которая захотела поделиться нежданной радостью. Привалило нашей читательнице на старости лет богатство. Извещение о миллионном выигрыше! Правда, есть одно ма–а–а–аленькое НО. Выигрыш этот обещала ей компания, занимающаяся торговлей по почте. При условии, разумеется, заказа по каталогу какого–то товара на энную сумму. Но что значат эти деньги по сравнению с уже практически “лежащими в кармане” миллионами?
Письма счастья завтрашнего дня

Причины (мягко выражаясь!) сомнительности в выигрыше я объяснял пожилой женщине примерно полчаса. Но все без толку. Что значили мои резоны рядом с бумажками с громкими строками: “выигрыш гарантирован”, “вы прошли первые два тура”, “именно ваш адрес выбран компьютером из 100”, “такой шанс нельзя упускать”?..

Вульгарная психология

”Это только для вас! Никто из друзей, соседей и т.д. не сможет воспользоваться таким предложением, они будут завидовать”... (ага, плакать, рвать растительность на голове, нервно курить в углу...).

“Ваш заказ будет обработан в приоритетном порядке. Вы получите эксклюзивное право на участие в розыгрыше крупных денежных призов”.

Ну какой человек откажется расписаться в исключительности? Особенно пожив в стране вечных очередей и уравниловки? Но попробуем на минутку избавиться от рекламного гипноза. Итак, на ррраз–два–тррри! Делаем несколько глубоких вдохов, разгоняем из глаз “бриллиантовый дым” и начинаем спокойно искать признаки нечистой игры!

Симптомы дуристики

Симптом 1. Маскировка обычных рекламных листовок под официальные документы. Пухлые “письма счастья” организаторы розыгрышей обожают снабжать “гарантийными бумагами из бухгалтерии”, “сертификатами” и прочими имитациями финансовых обязательств. Подчеркиваю, имитациями. Юридической силы эти бумажки не имеют. Если приглядеться к таким “документам”, оказывается, что “неповторимые оригинальные номера” и — главное! — печати и штампы фирм–организаторов лотереи нередко наносятся методом офсетной печати. А отпечатанные так же подписи директоров и президентов фирм–рассыльщиков по своему идеальному почерку зачастую один в один совпадают с компьютерным шрифтом, имитирующим письмо от руки. То есть, зиц–председатель Фунт со времен великого комбинатора вообще стал величиной виртуальной.

Симптом 2. Обратный адрес в формате “на деревню дедушке”. То бишь указание одного лишь абонентского ящика. Полная недоступность фирмы для недовольства клиента. Обманули с выигрышем, и купленный ради него товар оказался дрянью? Обидчиков ищи–свищи!

Симптом 3. “Подгонялки”. Требование поспешить, отправить ответ “немедленно”, “сейчас же, а то выигрыш уплывет” — чтобы не дать осмыслить решение и реально оценить необходимость предлагаемого заказа.

Симптом 4. Рассыльщики максимально облегчают покупателю “скольжение к приманке” и огораживают кучей психологических ловушек узкий путь на волю. Классическая мулька — два конверта с ответами на приглашение к покупке: “ДА” и “НЕТ”. При этом конверт с надписью “ДА” обычно отпечатан в несколько красок, заблаговременно оклеен почтовыми марочками, снабжен кучей инструкций — что куда положить, как заклеить, куда послать. Фиг ошибешься. Исполненный же в черных траурных тонах конверт с надписью “НЕТ”, разумеется, никаких марок на себе не несет, зато имеет множество предупреждений. Переворачиваешь конверт “НЕТ” — в глаза надпись: “Подумайте еще раз!”. Открываешь — на загибе еще предостережение: “Неужели вы хотите отказаться от ...(далее длинное перечисление призов и премий)...?” И так — до упора.

Симптом 5. Чтобы человек не сомневался, “завлекушек” надо насыпать побольше. Рассыльщики обычно предлагают сразу несколько конкурсов и всячески создают у адресата иллюзию победы. Нашей читательнице, к примеру, пришел еще купон на дополнительный приз — надо было только стереть защиту и найти три звезды — и, конечно же, она их нашла! Плюс ей пообещали и участие в розыгрыше машины. Причем машин разыгрывалось три (две — так себе, и одна — супер!), а на какую именно можно претендовать, указывал специальный код в письме. Код соответствовал самой крутой тачке! Кто бы сомневался...

Им сверху видно все — ты так и знай...

–Но там ведь все не просто так, там специально на мое имя присылали, по имени отчеству обращались! – переживала наша читательница.

Да, ЭТО действительно сильно. Для человека “постсоветского” прямое обращение не просто эффективный прием. Это прием, действующий убийственнее, чем пуля в голову! И как объяснить гражданину, жившему “до компьютеров”, что любые базы данных сегодня есть в свободной продаже, и узнать про каждого можно если не размер ботинок, то уж фамилию, имя, отчество, прописку и возраст — стопудово?!

– Но почему именно я? – спрашивают мечтающие поверить “счастливчики”.

Во–первых, на рассылках не зеленые ребята сидят, и портрет подходящего адресата составляют грамотно. Домохозяйки, пенсионеры — любимый их контингент. А кроме того, “в первых строках” любого рекламного адресника значатся люди, участвовавшие хоть в какой–то рекламной акции. Или вы думаете, их адреса нигде не фиксируются?! Братцы! Все записано!

Директор торговой фирмы N:

– Господа! Я собрал вас здесь, чтобы сообщить пренеприятнейшее... хм, где я это слышал?!... Неважно! В общем, наблюдается падение сбыта! Особенно плохо идут надувные утята и чесалки универсальные полноприводные со сменными чесалами! Товар необходимо срочно реализовать! Что будем делать?

Рекламист:

– Шеф, у меня гениальная идея!

Директор:

– Ну?

Рекламист:

– Надо устроить рекламный розыгрыш! Напечатаем каталоги! Объявим для покупателей офигенные призы! Сольем товар! Соберем бабки! И тогда! По итогам розыгрыша!! В конце года!!!

Директор:

– Ну–ну, что тогда?!

Рекламист:

– Да ничего тогда... Я ж говорю — все это РО–ЗЫ–ГРЫШ...

Самое обидное — вас могли запросто “сдать” друзья и знакомые. В “письмах счастья” часто есть раздельчик “Заказ друга”. Дескать, укажите координаты друга, и он бесплатно получит наш каталог, а вы — дополнительный подарок. И “счастливцы” эшелонами сдают коллег и приятелей ради вожделенных 30 серебреников. А потом начинается новая рассылка. По ИХ адресам.

“Летять пи–и–исьма”

В квартире, где я живу сейчас, до меня обитала фанатка покупок по почте. А может, гражданочка лишь один раз имела глупость что–то заказать, “засветилась” — и... ПОШЛА ПИСАТЬ ГУБЕРНИЯ! Не проходит и месяца, чтобы я не ухахатывался над очередной свалившейся в мой почтовый ящик рекламной макулатурой — от предложений массажных тапочек с вибротурбоподдувом и антипригарным покрытием подошвы до... ОЙ–ЁЙ!.. каталогов “выйти замуж за иностранца”.

И везде — “эксклюзивные” конкурсы и именные миллионные призы. Бедная гражданочка, подумалось мне как–то. Может, зря съехала? Если сложить все суммы выигрышей, что гарантировали ей за последние годы рассыльщики, то она смогла бы не только поселиться в Рио–де–Жанейро и ходить всю жизнь в белых штанах, но и купить заодно какую–нибудь Гватемалу.

Только не приходилось мне видеть таких счастливчиков. Но как же так, скажет кто–то, ведь если стопроцентно обещают и не дают — это же мошенничество! Ну, во–первых, часто это действительно настоящее мошенничество. Из–за которого контролирующие органы бегают по всей Москве с мухобойками, пытаясь пришлепнуть самых наглых рассыльщиков. Только как их пришлепнешь, если из адресов — один абонентский ящик, а сами “крупные всероссийские фирмы дистанционных продаж” типа неоднократно засуженного “Еврошопа” зарегистрированы в “поселке Агинское Читинской области”?! А во–вторых, некоторые Обещалкины могут кинуть вас даже без злого умысла. Проверено...

Как это бывает?

История, наблюдаемая лично: в 98–м году один большой и хороший водочный завод проводил рекламный розыгрыш. Суть его была проста до невозможности. К каждой бутылке водки, идущей в розницу, давался номерной купон. Два месяца шла такая продажа, а затем по номерам купонов проводился розыгрыш. Согласно данным маркетингового отдела, в период проведения акции продажи увеличились на 20 процентов. Для тех оборотов, что делал завод, — масштаб и суммы аховые. Купоны распространили, розыгрыш провели. А суперразрекламированный главный приз (автомобиль) так никому и не достался... без какого–либо умысла устроителей! Просто выигрыш выпал на номер, который не попал в продажу. Пришлось делать “подставу”. В общем, дала сбой организация, мечтавшие о халяве покупатели оказались в пролете. И никто им не мог помочь. Потому что весь розыгрыш был внутренней рекламной акцией компании. И контролировать ее, как контролируют обычные лотереи с ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ ФИКСИРОВАННЫМИ ВЫИГРЫШАМИ, никто не стал.

А документы у вас есть?

Вокруг рекламных лотерей давным–давно разразилась законотворческая борьба. Контролирующие органы требуют, чтобы все розыгрыши были оформлены по закону как обычные лотереи. С регистрацией, обязательным призовым фондом и получением лицензии. Это очень актуально, поскольку торговля по почте стала настоящим прикрытием “черных лотерей”. Как именно? Смоделируем ситуацию! Представьте себе “каталу”, который посреди улицы внаглую гоняет шарик “в три скорлупки”, собирает с народа деньги — эдак по соточке за кон, а взамен дает по карамельке. А когда к нему подходит милиция и ласково берет за рукав, этот субъект начинает возмущаться и заявлять, что никакой азартной игры он не ведет, а всего лишь занимается “игровым стимулированием продажи карамели”!

Практически то же зачастую происходит с рассылками. Копеечный товар, который вам пытаются всучить втридорога может быть лишь символом, “обозначающим” отношения купли–продажи и тем самым переводящим все мероприятие из лотерейной сферы в сферу рекламную. По оценкам специалистов, в некоторых случаях при почтовых продажах отмечено завышение реальной стоимости товара в десятки раз. Да и как не завысить?

Арифметика

Во–первых, представьте себе масштабы рекламной рассылки. В письме, присланном нашей читательнице, говорилось, что в крае для розыгрыша выбирался “один адрес из каждых 100”. Это огромный тираж дорогой печатной продукции, расходы на пересылку. Плюс — если верить, что обещанные выигрыши существуют — расходы на премии и призы. Откуда устроители возьмут все эти деньги плюс накрутку себе на карман? Только из того, что доверчивые получатели писем заплатят, а точнее, ПЕРЕплатят за предлагаемые в каталогах товары.

ПОЭТОМУ ПРАКТИЧЕСКИ НЕТ ТОВАРА, КОТОРЫЙ НЕЛЬЗЯ БЫЛО БЫ КУПИТЬ ПОМИМО РЕКЛАМНОЙ “ВЫИГРЫШНОЙ” РАССЫЛКИ, НАДЕЖНЕЕ И ДЕШЕВЛЕ. Кстати, два года назад в городе Сочи я видел во всех магазинчиках полный ассортимент “эксклюзивных” каталожных надувных матрасов, кресел и т.д., продаваемых в несколько раз дешевле, чем у рассыльщиков.

Вооружённым глазом...

Люди редко читают то, что написано мелким шрифтом. В том числе в “письмах счастья” рекламных лотерей. А раз напечатано — неважно, что мелко, хоть лупу бери — значит, вас предупредили. О чем? Ну, например, иногда есть “ограничения по доступу” к игре. То есть, вы пыхтели, товары заказывали, деньги присылали, а выигрыш “не про вас”. Или могут порадовать, что при выигрыше вам придется заплатить наличными разом многотысячную сумму налогов и сборов (которой у вас, само собой, нет). Или что приз можно получить самовывозом из находящегося в тысячах километров Урюпинска и менять его на деньги нельзя ни в коем случае.

А больше всего в каталогах с обещанием подарка–премии за покупку любят такие ме–е–е–е–ленькие уточнения: “фирма имеет право на замену подарка без предварительного уведомления...” Что это значит?

Мои ученицы в школе как–то повелись на совершенно не нужную им каталожную чушь из–за обещанного подарка — золотой цепочки с кулончиком. Наивные девчонки, что поделать... Заказ с подарком они получили. Правда, подарок оказался “заменен без предварительного уведомления” на... пластмассовое кольцо с леденцом — знаете, такое для малых детишек? Несмотря на присланную сласть, лица у девчонок были кислые...

Дословно

Самое обидное в “письмах счастья” — что по–настоящему они ничего не обещают. Вчитайтесь в некоторые формулировки:

”Сделайте заказ трех или более лотов в течение 10 дней и совсем скоро вы сможете получить извещение о выигрыше главного приза — 111 000 рублей!”

“Вы — главный претендент на приз стоимостью до 5 000 000 рублей!”

“Если вы стерли защитный слой и нашли указанный знак, вы наверняка станете обладателем дополнительного выигрыша!”

Чуете подвох? “Можете получить” — а можете и не получить. “Претендент” — еще не обладатель. “Наверняка” — по смыслу — “почти точно”. “Почти”! Эти двойные формулировки специально составлены так, чтобы свести на нет все обязательства рассыльщиков. Но людям так хочется верить в удачу...

...Пенсионерка, получившая письмо, звонила мне не один раз. И дважды я приходил к ней. Долго пытался отговаривать. Милая пожилая женщина соглашалась со мной, говорила, что ни на что не рассчитывает, но каждый раз в конце разговора возвращалась к одному и тому же — “а может попробовать, вдруг я впрямь выиграю?”.

Признаюсь, в какой–то момент я сдался. Потому что в глазах прочел — уговори я ее отказаться, она так и будет мучиться мыслью, что ей что–то не досталось. Мыслью, грамотно внушенной умными людьми с хорошим рекламным образованием, мастерами по вытряхиванию и без того тощих кошельков.

Торговцы надеждой

Однажды на семинаре по рекламному делу мы сцепились с коллегой. Он обиделся, что я назвал псевдоконкурсы и именную рассылку по базам данных “главным рекламным свинством современности”.

— Эти рекламные приемы десятилетиями использовались во всем мире, они абсолютно законны! Мы не виноваты, что работаем в стране доверчивых зомби! – возмущался он. — Не мы довели их до такого состояния! И вообще, мы им, наоборот, помогаем. Ну и что, что они по своим покупкам ни фига не выиграют?! Главное — мы дарим им надежду!

Этот человек был абсолютно уверен в своей правоте. Вот только “письма счастья” надежду НЕ ДАРЯТ. Они ее ПРОДАЮТ. И часто — тем, у кого, кроме нее, ничего нет.

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ПОЛУЧИВШЕМУ “ПИСЬМО СЧАСТЬЯ”:

  • Если фирма прячется за абонентским ящиком — значит, она может поступить с вами как угодно, и вы ее никогда не найдете. Потому, увидев на конверте вместо адреса очередной А/Я, посылайте рассылку прямо В/Ж (расшифровывать адрес надо, али сами догадаетесь?).

  • Читайте не только и не столько рекламный текст, сколько всё, прописанное мелким шрифтом: правила розыгрыша, сроки, условия участия, порядок выдачи приза или премии.

  • Будьте осторожнее с просьбами прислать ваши банковские реквизиты “для перечисления выигрыша”.

  • Не покупайте и не заказывайте ничего ненужного только ради подарка или выигрыша.

  • Избегайте предоплаты! Не расставайтесь с деньгами хотя бы до момента получения товара на почте.

  • И главное — НЕ РАЗОЧАРОВЫВАЙТЕСЬ, КОГДА НИЧЕГО НЕ ВЫИГРАЕТЕ. Вас же предупредили? Так что считайте, что купили полезный жизненный опыт. Главное — чтобы он стоил вам не слишком дорого...

  • Максим ТРОФИМОВ.

    10 марта 2006г. в 18:00
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.