МАУ ИЦ «Норильские новости»

Учиться! Учиться! и еще раз... СУДИТЬСЯ?!

Учиться! Учиться! и еще раз... СУДИТЬСЯ?!

Самые интересные истории обычно начинаются с обращения читателей. Должен признаться, что журналист — существо, живущее “на бегу”, в текущем материале, и не всегда удается откликнуться сразу; но в этот раз записка из редактората с телефоном людей, передающих сигнал SOS, сопровождалась пожеланием: работай очень срочно, проблема переходит “в пике” в ближайшую неделю...

Вскоре я был у читательницы “ЗП” Светланы БОНДАРЕНКО и записывал историю, поучительную для норильских абитуриентов.

В прошлом году ее дочь Ирина подала заявление на заочное обучение в норильский филиал Ачинского торгово–экономического техникума по направлению “товароведение”. Вполне понравились предлагаемые первоначально условия — стоимость обучения, перечень дисциплин и — что очень важно заочнику! — график и учебный план, рассчитанный не на предусмотренные госстандартом 1 год и 10 месяцев, а на более удобный, развернутый вариант в 2 года и 10 месяцев.

Все было нормально до нынешнего апреля, когда, по словам Светланы и Ирины, громом среди ясного неба пришло известие: учебный график техникумом в одностороннем порядке меняется. Схема сводится к госстандарту (минус год), меняется стоимость за семестр, но главное — в мае добавляется несколько абсолютно новых экзаменов и зачетов. Подготовиться за один месяц к предметам, некоторые из которых — профильные, Ирина посчитала невозможным. Но руководство филиала стояло на своем — либо обучение по новому графику, либо отчисляйтесь. То есть — ни тебе денег, ни образования. Что же делать?

Ответить на такой вопрос без юристов я, естественно, не взялся. К счастью, намедни узнал об открывшейся в Центре занятости бесплатной молодежной юридической консультации, в которой работают студенты юрфака Кисловодского института. В надежде найти помощь у собратьев–студиозусов мы с Ириной позвонили молодым кисловодским “юрикам”. Ребята сказали — без проблем, приносите документы, посмотрим.

Через пару дней в норильский филиал Ачинского техникума отправилась целая делегация: студентка Ирина Бондаренко с мамой, ваш покорный слуга от “ЗП” и — в качестве юридической поддержки — директор консультационного центра Константин Самусенко и его заместитель Расим Рзаев.

Нашу маленькую делегацию заведующая филиалом Ольга Александровна СИКОВАЯ встретила весьма любезно и сразу начала рассказывать о своем учебном заведении:

– Мы — одно из самых старых учебных заведений в регионе и одно из самых надежных. Есть государственная аккредитация, а вы должны знать, что при этом предъявляются очень жесткие требования. Кроме того, мы предоставляем нашим студентам специальные возможности, в том числе — хотя госстандартом предусмотрено обучение по некоторым предлагаемым программам сроком 1 год и 10 месяцев, мы с учетом желания и подготовки абитуриента разработали альтернативную программу на выбор — в 2 года и 10 месяцев.

– Скажите, пожалуйста, Ольга Александровна, а почему вдруг посреди учебы вновь вернулись к рамкам госстандарта?

– Дело в численности студентов в группе. Например, мы не смогли набрать группу товароведов и не вели учебу по этому направлению. А на отделении менеджеров, которое затронуло изменения учебного плана, сделанные в апреле, изначально в группе было 27 человек, а затем количество занимающихся резко упало. И мы вынуждены были перейти на новую систему.

– А почему вдруг количество людей в группе упало, люди бросили обучение, бросили в том числе и свои деньги? Вы интересовались?

– Просто некоторые студенты считают, что если они заплатили деньги, этого достаточно, чтобы получить диплом. А у нас серьезная учебная программа, по ней надо постоянно заниматься. Не все это могут.

– И в каком же режиме вот теперь придется сдавать экзамены тем, кто остался, в эту сессию? При том, что они, собираясь на заочное обучение, предполагали сочетание и графика учебы с работой, другими делами? Сколько добавилось экзаменов и зачетов?

– Менеджмент — экзамен, информатика — реферат, информационные технологии — зачет, бизнес–планирование — классная контрольная работа, правовое обеспечение — контрольная плюс экзамен.

– Ольга Александровна, а давайте на секунду забудем, что вы директор именно этого филиала, и вспомним, что вы человек, много лет проработавший в сфере образования. С этой точки зрения у меня к вам простой вопрос: какой список литературы за один оставшийся месяц должен отработать заочник по каждому из пяти новых вынесенных в сессию предметов, чтобы быть не человеком, “купившим диплом”, а профессионалом?

– Он все успеет у нас выучить! У нас очень хорошие методики.

– Простите, я спрашиваю не об этом. Я спрашиваю, сколько книг он должен изучить сам? В том числе — по специальности, которая потом будет значиться у него в дипломе?

– У нас очень хороший учебник по менеджменту, одного учебника будет достаточно, — отвечает заведующая филиалом, — и по другим предметам тоже.

* * *

Чтобы услышать, как хмыкают сидящие рядом ребята из юридической консультации — сами студенты, мне не надо напрягать слух. Перед моим внутренним взором тоже пробегают длинные списки, задаваемые мне во студенчестве по очень даже не профильным предметам.

– И вы полагаете, что специалист с таким образованием будет иметь какую–то ценность?

– Специалист будет хороший, у нас очень хорошее обучение. Это же государственный стандарт, и мы в нем ничего не нарушаем, все делаем строго по нему.

* * *

В этот момент Ирина порывается покинуть наш интересный разговор, поскольку у группы начинаются экзамены...

– А куда вы пойдете? Вы ж не сдали контрольную, вас никто до экзамена не допустит, — останавливает ее Ольга Александровна.

– А в чем, собственно, дело? — интересуемся мы с юристами.

– У Ирины не выполнен старый учебный план, — охотно объясняет заведующая филиалом. — Не сдана одна контрольная. В связи с этим мы имеем право не допустить ее до экзамена и вообще отчислить на законных основаниях.

* * *

Эх... слышал я краем уха, что в то же самое время, когда мы сидели в кабинете директора, на экзамен направлялись согласные с новым учебным планом люди, у которых ситуация с “хвостами” была не лучше, чем у начавшей “качать права” Ирины. Проверить это по спискам было бы несложно, но... кто помешает в любой момент одним росчерком пера “отрезать” хвосты? Как сказали бы присутствовавшие со мной юристы — “доказательства нет, нет и факта”. Потому идем по подготовленному сценарию.

Переглядываюсь с юристами — вроде подход руководства выяснили? Пора о главном? Коллеги согласны.

– Все понятно, Ольга Александровна! У нас одна просьба. Принесите, пожалуйста, договор с вашей студенткой, чтобы мы во всех документах и в статье точно все отразили.

Завуч по просьбе заведующей отправляется за личным делом. Открываем папку...

– Мне очень жаль, но я просил не этот документ, — уточняю я. — Мы бы очень хотели увидеть ваш договор с Ириной Бондаренко.

– Но вот же он, у вас в руках. — показывает мне заведующая филиалом.

– К сожалению, у меня в руках заявление и договор о приеме на обучение по направлению “товароведение”. Вы сами сказали, что группа на это направление у вас не набралась, и такое обучение сейчас не ведется. По какому направлению обучаются студенты, среди которых, по вашим словам, занималась Ирина?

– Менеджмент, — отвечает заведующая норильским филиалом Ачинского техникума.

– Тогда получается, у вас нет договора с присутствующей здесь девушкой? Или я не прав? — адресуюсь я к директору молодежного консультационного юридического центра Константину Самусенко.

– Совершенно верно, — подтверждает Константин. — В этом документе речь идет о совершенно иной услуге, которую вы присутствующей здесь гражданке не оказывали. В заявлении также указано другое отделение и направление обучения, которого у вас в филиале, как мы понимаем, сейчас просто нет. Имеется ли документ, подтверждающий ее согласие на обучение по новому направлению и обусловливающий предоставление этих услуг?– Да, есть приказ о зачислении в группу.

– В этом приказе, конечно же, стоит подпись вашей клиентки об ознакомлении с приказом, подтверждающая ее согласие с зачислением в новую группу?

– Нет...

– А на каком же тогда основании ваше учреждение могло брать деньги за оказание несуществующих услуг? — продолжают сыпаться юридические вопросы. — И о каком отчислении идет речь?

* * *

И вот тут неожиданно оказывается, что ответов у заведующей нет. Вернее, есть, но какие–то невнятные. Забыли переоформить, не подписали, не сделали. Ольга Александровна, видно, и сама поняла, что попала впросак.

– Но если бы мы не допустили эту ошибку, мы же были бы правы? — не сдается заведующая филиалом.

– Если б не было этого грубейшего нарушения, у нас все равно оставалось бы немало оснований для судебного иска по данному делу, — разуверяют ее Константин и Расим. — У вас в договоре еще есть противоречия.

– Это типовой договор, в нем не может быть противоречий.

– Противоречия — в части, заполненной вашими специалистами. Кроме того, Закон о защите прав потребителей требует предоставления полной информации об услуге на стадии заключения договора. В договоре не указаны основания, по которым вы можете в одностороннем порядке радикально сокращать срок обучения и менять условия оплаты. Если у остальных ваших студентов, которым вы изменили учебный график, этих пунктов в договоре тоже нет, они тоже могли бы побороться за свои права.

Вот так закончилась (на этой стадии!) сия поучительная история. Теперь юристы молодежного консультационного центра будут продолжать работать, чтобы обиженная, как теперь выяснилось, “не–студентка” получила назад свои деньги.

Ирина будет думать, как в будущем выбирать учебное заведение.

Ее бывшие “коллеги” по техникуму будут думать, “утереться” им или тоже пойти к юристам.

А я буду думать, какого же менеджера или экономиста могут подготовить “спецы”, допускающие грубейшие нарушения в собственном делопроизводстве.

Но самые главные люди, которым сейчас очень надо подумать, — те, кто собирается входить в новую, студенческую, жизнь в этом году. Не спешите, ребята! Выбирайте! И самый лучший совет — даже выбрав, хватайте все предлагаемые вам на подпись документы и договоры — и бегом к юристам. Хоть в ту же бесплатную молодежную консультацию. Две головы — всегда лучше! А их там — куда больше...

Максим ТРОФИМОВ.

Вместо постскриптума

Несколько важных советов от молодых юристов

Требуйте копии всех документов, в соответствии с которыми вам предоставляется услуга. В том числе — положение, по которому работает учебное заведение.

Избегайте пунктов, позволяющих учебному заведению в одностороннем порядке менять условия договора, например, “высчитывать стоимость за последующие периоды обучения согласно смете и реальным затратам”. Беда в том, что вы не можете предсказать, какие затраты могут возникнуть через год или два. Что если в группе вместо 20 останется 2 человека? Вы будете платить за всех 20 или бросать учебу? Есть о чем подумать!

Обязательно ознакомьтесь с такими документами, как:

1. Свидетельство о государственной аккредитации учебного заведения.

2. Лицензия на осуществление образовательной деятельности.

3. Договор о подготовке специалиста.

4. Положение о филиале учебного заведения.

5. Договор о прохождении практики.

Обратите внимание на совпадение шифра специальности лицензии с шифром специальности договора.

Консультационный центр при Центре занятости населения администрации Норильска. Директор КЦ Константин САМУСЕНКО, тел. центра 34–37–31.

20 мая 2006г. в 16:30
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.