МАУ ИЦ «Норильские новости»

Не надо драматизировать!

Не надо драматизировать!

Не надо драматизировать!

С выбором ЕГЭ выпускники определились, управление образования составило расписание сдачи экзаменов, пришла пора активно готовиться к ним. Советами, как с минимальными потерями и максимальным результатом пережить этот жизненный этап, с нами поделились педагог–психолог Комплексного центра социального обслуживания населения Юлия Ниник и директор школы № 21 Валерий Решетняк.
Не надо драматизировать!

Большинству выпускников сейчас кажется, что в жизни человека нет ничего важнее и глобальнее ЕГЭ, потому что все разговоры в школе и дома крутятся вокруг этой темы. Педагоги грозят экзаменами как карой небесной, да и родители уверены, что из человека, завалившего экзамен, толку в жизни не будет. Такие настроения в итоге могут закончиться довольно плачевно: одна из выпускниц прошлого года на экзамене от напряжения потеряла сознание, и на этом для нее ЕГЭ закончился.
Но не только 11–классникам в конце года предстоит пройти тяжкое испытание — девятиклассники не в лучшем положении.
Валерий Решетняк
Валерий Решетняк
— В некотором смысле психологически подготовиться к ГИА (государственная итоговая аттестация), которая проводится в девятом классе, сложнее, чем к ЕГЭ, потому что для детей это первый опыт сдачи такого серьезного экзамена. 11–классникам, у которых ГИА позади, в этом смысле проще, — отмечает Валерий Решетняк. — А у детей помладше еще нет жизненного опыта, чтобы быть готовым к стрессу, поэтому они и не умеют с ним справляться. Задача учителей и родителей — научить ребенка выходить из положения с наименьшими потерями. К сожалению, есть учителя, которые настолько драматизируют ситуацию, что доводят учеников до истерии.
Конкретного рецепта успешной сдачи экзамена нет, говорит директор школы, важно всем — и детям, и педагогам, и родителям — работать с полной отдачей.
— Мы начинаем подготовку к экзамену с пятого класса, когда детям даются знания с учетом будущих итоговых испытаний. Есть целая серия промежуточных экзаменов: лабораторные работы, аттестации в конце курса. Проводить их можно формально: раздать задания, а потом по ходу подсказывать, разрешать пользоваться вспомогательными материалами, проверять необъективно. Но ребенок должен понимать, что к нему относятся серьезно, даже если у него что–то не получается — ему помогут, подскажут на уроке, а на экзамене, будь добр, покажи знание предмета. Если такой подход применяется с пятого класса, то к девятому ребенок к экзамену готов. Ведь, в сущности, это обычная контрольная. Если ученик уверен в себе, он знает материал, в течение школьных лет хорошо усваивал программу, то экзамены он сдаст, — уверен Валерий Решетняк.

Советы выпускникам

Юлия Ниник
Юлия Ниник
— Нужно понимать, что ГИА и ЕГЭ — только один из этапов в жизни, поэтому не придавайте этому событию слишком большого значения, чтобы не увеличивать волнение. В конце концов, не сдадите в этом году — справитесь в следующем. Не стоит бояться ошибок — не ошибается тот, кто ничего не делает, — советует Юлия Ниник.
Для того чтобы получить от учебного процесса максимум знаний, стоит соблюдать некоторые правила. Перед началом работы нужно сосредоточиться, расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.
Подготовка не должна занимать абсолютно все время, внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10–15–минутные перерывы после 40–50 минут занятий.
Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай. Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.
Рекомендации по заучиванию материала:
Главное — распределение повторений во времени. После 15–20–минутного заучивания рекомендуется повторить материал через 8–9 часов, а затем — через сутки. Полезно повторять перед сном и утром, на свежую голову. Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Подглядывать в текст можно, если вспомнить материал не удается в течение двух–трех минут.
Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.

Советы родителям

— Именно поддержка родителей нужна выпускнику прежде всего, — говорит Юлия Ниник. — Зачастую они переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои, но взрослому человеку легче справиться с собственным волнением, взяв себя в руки.
В экзаменационную пору основная задача родителей — создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка и не мешать ему. Поощрение, поддержка, а главное — спокойствие взрослых помогают ребенку успешно работать. Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам он преодолеть не может.
Очень важно скорректировать ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы ЕГЭ. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из–за нерешенных заданий.
Независимо от результата экзамена часто, щедро и от всей души говорите ребенку о том, что он — самый любимый, и что все у него в жизни получится! Уверенность в нем, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны, ведь «от хорошего слова даже кактусы лучше растут».

Своя стратегия

Очень важно разработать для ребенка индивидуальную стратегию деятельности при подготовке и во время экзамена. Именно индивидуальную, потому что все дети разные — есть медлительные, активные, тревожные, с хорошей переключаемостью или не очень. Именно в разработке индивидуальной стратегии родители должны принять самое активное участие: помочь ребенку осознать свои сильные и слабые стороны, понять свой стиль учебной деятельности, развить умение использовать собственные интеллектуальные ресурсы и настроить на успех.
Обеспечьте своему выпускнику удобное место для занятий, чтобы ему нравилось там заниматься.
Позаботьтесь об организации режима дня и полноценного питания. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага, стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту пору и от плюшек не толстеют! Не допускайте перегрузок. Через каждые 40–50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10–15 минут.
Накануне экзамена ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться — проследите за этим. С утра перед экзаменом дайте ребенку шоколадку. Разумеется, это не баловство, просто глюкоза стимулирует мозговую деятельность!
Марина АНДРИЮК
Фото Елены ХУДАНОВОЙ и Владимира МАКУШКИНА

14 марта 2013г. в 17:45
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.