В то время как Интернет пестрит заголовками о том, что «у малого бизнеса в России большие проблемы», в Норильске ситуацию патовой назвать язык не повернется. Малые предприятия появляются, живут, но чаще всего их владельцы рассчитывают только на себя, а не на чужого дядю.
Все в тень
Причиной для разговоров о сложном положении малого бизнеса в стране стало практически двукратное увеличение страховых взносов в Пенсионный фонд и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования с 1 января 2013 года (с 17 208 до 35 665 рублей в год). Во многих провинциальных городах (точнее сказать, городках и поселках) это стало поводом для закрытия множества объектов малого бизнеса. Только за последние два месяца, по данным Федеральной налоговой службы, с учета снялись 208 тысяч индивидуальных предпринимателей, большинство из них — в регионах. В этом списке и те, кто, начав свое дело, просто «не потянул», и те, кто не осилил возросших взносов.Но при этом надо понимать: обвинять исключительно взносы было бы неверно. Разделив 36 000 рублей (округлим для простоты расчета) на 12 месяцев года, получим величину взносов в среднем по 3000 рублей в месяц. Сумма, согласитесь, посильная. Но сами предприниматели приводят в качестве обоснования трудной жизни еще и рост арендных ставок, коммунальных платежей и т. д. И хотя все эти изменения происходят в рамках действующего законодательства, тенденция года 2013–го наметилась очевидная: даже если малые предприятия не объявляют о ликвидации, они просто уходят в тень.Между тем, малый бизнес — это те самые нужные каждому из нас товары и услуги в сфере питания, развлечений и многого другого. Плюс это реальный сектор трудоустройства населения. А потому развитие малого бизнеса актуально для любого государства.Но в нашей стране открытие своего дела связано с рядом сложностей: например, банальным недостатком средств для старта. Инвесторов в сферу именно малого бизнеса найти сложно — те, у кого деньги есть, предпочитают вкладывать их хотя бы в структуры среднего оборота. Остается надежда лишь на государство с программами поддержки и на самих себя. Ведь рассчитывать на банковские кредиты часто тоже сложно: у начинающих бизнесменов, как правило, нет имущества, которым можно эти кредиты обеспечить.И все–таки мечтающих о светлом и самостоятельном будущем не сдерживают эти вполне реальные трудности: сегодня, по подсчетам экспертов, 25% работоспособного населения занимается предпринимательством (данные портала «Русская служба BBC Russian Экономика»).
Личный опыт
В Норильске открыть свое дело довольно просто, отмечают предприниматели. Но после начинаются головоломки по максимальному сокращению расходов всеми доступными путями.Вера Лежанина— Моему бизнесу в октябре будет год. Идея открыть салон красоты была для меня на поверхности, поскольку больше 20 лет я проработала парикмахером. Лет 10 назад впервые решилась выйти в свободное плавание — вместе с коллегами–единомышленниками хотели арендовать помещение, но по личным обстоятельствам я временно отказалась от этой затеи. И все же мысль засела глубоко, несколько лет мы с мужем копили средства, поскольку понимали, что потребуется серьезный стартовый капитал для помещения, оборудования. Скопили около половины нужной суммы, — рассказывает Вера ЛЕЖАНИНА, владелица одной из студий красоты.Необходимость брать кредиты была, но начинающий предприниматель не решилась обращаться в банк: условия для нее оказались неприемлемыми. Недостающую сумму собирали по друзьям. Рентабельным предприятие стало недавно, но действительно прибыльным, по ее словам, дело можно будет считать только когда будут розданы последние долги. Впрочем, и потом чистую прибыль придется вкладывать в рекламу, развитие бизнеса, так что момент, когда можно спокойно почивать на лаврах, может и не настать.— Только начав свое дело, понимаешь, что это не тот случай, когда ты систему наладил и все идет само по себе, либо передоверил толковому заместителю и отдыхай. Нет, это работа 25 часов в сутки, и передоверить нельзя никому, потому что никто не заинтересован в деле больше тебя. А еще будьте морально и финансово готовы к тому, что ваш доход может оказаться намного меньше ожидаемого. Не обольщайтесь, думая, что, работая на себя, всегда будете получать больше, чем являясь наемным работником. После покрытия всех расходов долгое время можете оставаться в минусе. Поэтому хорошо бы, если в начале самостоятельной деятельности кто–то в семье имел постоянный заработок, — предупреждает Вера.Новоиспеченный предприниматель не прибегла к помощи организаций, поддерживающих бизнес. Долгое время она о таких даже не слышала. А когда узнала, просмотрела предложенные условия и сочла, что для нее они неприемлемы. В отсутствии помогающих субсидий решено было снижать затраты: бизнес был прибретен уже готовым, с помещением и набранным персоналом. Однако Вера предостергает, что покупка готового дела — не панацея, скорее уж «кот в мешке»: «Когда разговаривала с прежней хозяйкой, она утверждала, что бизнес сверхприбылен. Я была готова, что она приукрашает положение дел. А уже в процессе работы выяснилось, каковы могут быть реальные обстоятельства: например, из четверых сотрудниц осталась только одна. Остальные переустроились или вышли в декрет. Так что потребовались новые траты по поиску мастеров, не говоря уже о трате нервов». Опыт аренды помещения самостоятельно у Веры уже несколько лет назад был, когда она только собиралась открывать свое дело. Но пришла к выводу, что ввязываться в аренду выгодно, только если работаете вместе с коллективом единомышленников, где каждый готов вложиться в бизнес.Александр КозлюкС таким подходом к делу полностью согласен другой предприниматель, Александр КОЗЛЮК, возглавляющий фирму маршрутных такси. Говорит, им повезло, что арендовать офисное помещение, а это довольно дорого, их бизнес не требует. Но все же фирма снимает небольшую квартиру для диспетчеров, принимающих заявки.— Перевозками как частный предприниматель я занимаюсь уже 10 лет, и все 19 сотрудников нашей фирмы являются «ипэшниками». Мы официально трудоустроены, платим налоги, я даже отучился на спецкурсах и получил удостоверение, согласно которому имею право принимать предварительные заказы под рейсы. Мне повезло с коллективом: мы все прежде работали в другой фирме, но после возникновения разногласий с ее руководителем сюда перешел фактически весь прежний состав, – рассказывает Александр.Именно это и стало благом для вновь организованного бизнеса: стартовый капитал собрали все вместе, поэтому необходимости обращаться в кредитные организации не возникло. Также сообща решили, какую сумму надо ежемесячно тратить на рекламу, оплату труда диспетчеров и бухгалтера и другие расходы, и теперь «скидываются» из общего дохода. Остальное делят между собой. Ведь каждый — владелец собственного транспорта и полностью несет бремя по его содержанию. На прибыль, говорит Александр, вышли не сразу и пока идут в рост. Спрос на услуги растет, правда, этому бизнесу свойственна сезонность: в период с февраля по апрель — мертвый сезон. Фирма привязана к расписанию самолетов, поскольку осуществляет перевозки в аэропорт и обратно.— В этом году мы уже ощутили повышение сборов и взносов с малых предприятий. Особняком стоит вопрос с топливом: работаем на дизеле, а он сейчас дороже бензина. Все это в конечном счете отражается на цене проезда: поднять ее пришлось, но мы по–прежнему предоставляем скидки пенсионерам, семьям, а ветеранов ВОВ возим бесплатно, — делится Александр.Тем, кто открывает свое дело, отмечает он, надо понимать, что придется часть доходов вкладывать в рекламу, оплату труда наемных сотрудников:— Услуги хороших специалистов стоят дорого, и пока вы не будете в состоянии их оплатить, лучше делайте все сами, и вот тут пригодятся знания, полученные на предпринимательских курсах.
Государство в помощь
И все же некоторые представители малого бизнеса прибегают к сторонней помощи при организации своего дела.Елена (фамилию просила не указывать), владелица одного из косметических кабинетов, рассказывает, что начала свое дело еще десять лет назад — тогда по «теневой» схеме. Сначала принимала клиентов на дому, а набрав клиентскую базу, оформила индивидуальное предпринимательство и сняла помещение под офис, впоследствии выкупила его. Расширять бизнес и оставаться на плаву в условиях большой конкуренции помогает постоянное обучение и увеличение перечня предоставляемых услуг. Совсем недавно она вернулась с очередных курсов. Не забывает и о рекламе: раскрутку ведет в основном через рекламные газеты. В настоящее время Елена (кстати, врач по профессии) ждет оформления своей фирмы как косметологической клиники. А год назад, считаясь официально безработной, она обратилась в Центр занятости населения для участия в программе самозанятости. Полученные средства, как и указала в предоставленном в ЦЗН бизнес–плане, потратила на специализированное оборудование для салона, о чем отчиталась.— Конечно, полноценным стартовым капиталом это не назовешь, но все же помощь. Персонал пока не нанимаю, работаю одна. Займусь набором кадров, когда летом получу лицензию на открытие клиники: тогда потребуются грамотные косметологи и другие специалисты. Ведь клиника — это совсем иной уровень, и разрешительные документы здесь весьма серьезны, — поясняет она.В случае реализации этого плана Елена намерена обратиться за субсидией в управление потребительского рынка и услуг. Одним из условий получения средств является прохождение обучающих курсов, организованных Фондом поддержки предпринимательства, после которых Елена планирует сесть за написание нового бизнес–плана, ведь предоставленная помощь может быть израсходована только на реализацию конкретных идей.Ольга БеляеваКак оказалось, Елена далеко не единственная, кто принял участие в программе «Снижение напряженности на рынке труда МО г. Норильск», реализуемой Центром занятости. По словам Ольги БЕЛЯЕВОЙ, начальника отдела взаимодействия с работодателями ЦЗН Норильска, за три года действия программы ею воспользовались 30 человек. Лишь трое из них по объективным причинам прекратили или приостановили предпринимательскую деятельность. Уже в этом году изъявили желание открыть свое дело шестеро норильчан: среди представленных (и частично реализованных) бизнес–планов — танцстудия, изготовление сладостей, фотоателье, автосервис. Такую активность специалисты расценивают как среднюю, поскольку предоставляемая сумма не так уж велика и в большинстве случаев требует дополнения собственными средствами.Ольга Беляева:– В программе могут принять участие все безработные граждане, причем неважно, стоят они на учете в службе занятости год или неделю. Возможно, человек спустя длительное время понял, что его не устраивают предлагаемые варианты трудоустройства, и решил создать свое дело. Тогда соискатель сначала проходит консультацию, затем — тестирование на пригодность занятием предпринимательской деятельностью. После пишет бизнес–план, который мы отправляем в Красноярск на экспертизу. При получении положительного экспертного заключения выделяемая материальная помощь на открытие своего дела составит 106 тысяч 640 рублей, из которых 800 рублей — компенсация за госпошлину. В течение 30 дней необходимо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и в течение трех месяцев потратить деньги в соответствии с бизнес–планом. Потом — отчитаться об израсходованных средствах. Кстати, по условиям заключаемого с ЦЗН договора предприниматель должен вести свою деятельность в течение 12 месяцев со дня открытия собственного дела. Если до истечения этого срока она официально прекращена или фактически не ведется, хотя формально документов о закрытии предприятия нет, соискатель должен вернуть деньги.— Прежде чем браться за все это, я советую: мало придумать, чем бы вы хотели заниматься, максимально углубитесь в изучение рынка в желаемом сегменте бизнеса, оцените потенциальных конкурентов, востребованность ваших будущих услуг или товаров, чем ваше детище будет отличаться от других подобных структур. Оцените все: каков должен быть товарооборот, прибыль, налоги, нужен ли персонал, как ему платить? Каковы возможные клиенты, поставщики? Одним словом, чтобы начать свое дело, нужно иметь большое желание и трудоспособность, – предостерегает Ольга Беляева.
На что можно рассчитывать
И если все–таки вы решились поработать на себя, полезно будет узнать, на какую помощь в нашем городе могут рассчитывать вновь образованные и действующие предприятия малого бизнеса.Так, в Норильске работает Фонд поддержки предпринимательства, на базе которого проводятся курсы для предпринимателей, ключевыми темами для изучения на которых являются основы маркетинга, налогообложение, планирование, управленческая отчетность и т. д.Кроме того, помощь оказывает и Заполярное представительство регионального Агентства поддержки малого и среднего бизнеса («Заполярка» подробно писала о нем в 2012 году, № 46 и № 51), чья основная деятельность связана с выдачей микрозаймов на поддержку бизнеса по ставке от 5,5% до 10% годовых (представлены девять пакетов, рассчитанных на разные предприятия в силу разнообразия условий их бизнеса). Агентство же выступает поручителем для предпринимателя, не имеющего возможности собственным имуществом обеспечить получение кредита в банке. Максимальный размер займа, выдаваемого на год, ограничен суммой в миллион рублей (согласно ФЗ № 151 от 02.07.2010). Более подробную информацию можно получить по адресу: Ленинский пр., 1, третий этаж. Тел. 38–28–40.Кроме того, микрозаймы возможно сочетать с иными формами поддержки предпринимательства на территории — муниципальными, которые предоставлены в рамках ДМЦП «Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Норильск» на 2012–2014 годы», поясняют в отделе поддержки предпринимательства управления потребительского рынка и услуг администрации Норильска.
За 2012 год финансовая поддержка была оказана по 20 проектам, в том числе:
• субсидия вновь созданным субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части расходов по приобретению и созданию основных средств и начало коммерческой деятельности была выдана 11 субъектам предпринимательства. Общий размер оказанной помощи составил 1 735,47 тыс. руб.;• субсидия на возмещение части процентных ставок по кредитам (займам, микрозаймам) российских кредитных и микрофинансовых организаций и части авансового или лизинговых платежей была выдана трем субъектам предпринимательства на сумму 858,68 тыс. руб.;• субсидия на возмещение затрат по оплате работ (услуг), связанных с различными формами подтверждения соответствия товаров собственного производства, и затрат по выполнению обязательных требований законодательства по их производству была выдана трем субъектам предпринимательства на сумму 298,77 тыс. руб.;• субсидия на возмещение части затрат по участию в конкурсах профмастерства, выставочно–ярмарочных мероприятиях на территории РФ (включая расходы по транспортировке экспозиций) была выдана одному субъекту предпринимательства на сумму 25,07 тыс. руб.;• субсидия на возмещение части затрат на приобретение, доставку, сборку (установку) спецтехники и оборудования для производства товаров народного потребления была предоставлена двум субъектам предпринимательства на сумму 500,0 тыс. руб.
Подобную работу УПРиУ продолжает и сегодня. Более подробную информацию можно получить в управлении по адресу: Ленинский пр., 23а, тел. 48–45–56.
Безусловно, открывать свое предприятие или нет, решать только вам. Преимущества здесь: самостоятельность в работе, а в перспективе, при грамотной постановке дела, — реальная прибыль. Малый бизнес в Норильске представлен не так уж скромно, и его создатели уверяют, что жить можно, и даже жить хорошо. Среди минусов — практически круглосуточная занятость, регулярная борьба за место под солнцем с конкурентами, налогами, арендодателями. Но кто обещал, что будет легко? Но все же, прежде чем бросаться в этот омут с головой, стоит оглядеться по сторонам. Возможно, попросив помощи или приняв уже предложенную, вы избежите многих проблем.
Татьяна ЗАЧУПЕЙКОФото Елены ХУДАНОВОЙ и Владимира МАКУШКИНА
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.