МАУ ИЦ «Норильские новости»

Авиаторы

Авиаторы

Авиаторы

В дни празднования юбилея над Норильском кружил необычный вертолет. Зачем двое москвичей, авиаторов–энтузиастов, отправились покорять свой собственный Север, — об этом нашему корреспонденту рассказали сами герои.

Все дальше на восток. Новый Уренгой – Туруханск
Все дальше на восток. Новый Уренгой – Туруханск

Уникальная вертолетная
экспедиция долетела
до Норильска

Пропаганда малой авиации и демонстрация того, как она может объединять отдаленные точки страны, — вот цель этого перелета. Но это еще не все.
«Человеческие силы не сопоставимы с силами природы, — поэтому главное для нас — это безопасность полета», — считают капитан воздушного судна Игорь ГУРЖУЕНКО и второй пилот Виктор СИДЕЛЬНИКОВ, члены экспедиции «Россия 360», совершающие беспрецедентный перелет на частном одномоторном вертолете. Значительная часть их маршрута проходит через малоисследованные и безлюдные области Заполярья, Камчатки и Сибири. Эта экспедиция — первая попытка в истории авиации с 30–х годов пересечь огромные просторы России в оба конца на небольшом одномоторном вертолете.
Экипажу предстоит потратить 12 тонн топлива, совершить 60 дозаправок, провести в воздухе восемь суток, пересечь восемь часовых поясов России.

Авиаторы стартовали в Домодедово 9 июля. За 50 дней, на которые рассчитано их путешествие, они планируют преодолеть три климатические зоны и 30 000 километров пути. До того как очутиться в Норильске, участники перелета за девять суток преодолели более 5000 километров и успели увидеть массу интересного: «В частности, 18 июля мы достигли географического центра России, приземлившись на берегу озера Виви, которое находится в Эвенкии».

Впечатления

Выжженная тундра, огрызки деревьев вблизи промышленной зоны Норильска, дома на сваях — это то, что на первых порах поразило членов экипажа на 69–й параллели. Следующим ярким впечатлением стала радушие принявшей их в Норильске компании «НордАвиа». Ну, и погода, конечно: «Мы не ожидали, что на Крайнем Севере может быть жарче, чем в Москве или у эвенков...»
В регионах путешественники делают 3Д–панорамы достопримечательностей. Но самый большой интерес у участников экспедиции — к удаленным уголкам страны.
Игорь Гуржуенко и Виктор Сидельников
Игорь Гуржуенко и Виктор Сидельников
Виктор Сидельников:
– Современный человек прилип к цивилизации. Ездит в булочную на авто. Пользуется айпадами и айфонами... Но иногда стоит возвращаться к себе и понимать, что ты сможешь обходиться без гаджетов и машин, рассчитывая лишь на себя.
Игорь Гуржуенко
Игорь Гуржуенко
Игорь Гуржуенко:
– Чем дальше и глубже, тем лучше и интереснее для нас. В городах живут люди, про них всем все известно, сами они все снимают. А там, где народ не живет, в глухих отдаленных точках снимать особенно важно — и природу, и птиц, и животных.

Правила игры

Сегодня стать вертолетчиком проще, чем пять или десять лет назад. С 2011 года авиационные правила значительно упростили. Достаточно иметь средство передвижения, пройти сертификацию в специализированном учебном центре, отправить данные о себе в службы поддержки, и ты — покоритель воздуха. Но вот разработать свой маршрут, организовать его от А до Я, выверить до деталей серьезную и благородную цель, а уж тем более осуществить ее — на это способны немногие.
Идею отправиться в путь по труднодоступным, малоисследованным и практически безлюдным местам Сибири и Крайнего Севера они вынашивали вместе около года. «Безусловно, — считают ребята, — есть проблема восприятия профессионалами таких вот любителей, как мы».
Кстати, «в миру» отчаянные авиаторы — коллеги, оба работают в сфере рекламной индустрии, в Москве у каждого спокойная гражданская профессия, семьи, дети. Вертолетная техника и исследовательская работа в области малой авиации — хобби, переросшее в нечто большее, говорят путешественники.

Блестящая «стрекоза», маленький маневренный Robinson R66 с двигателем «Роллс–Ройс» рассчитан на пять мест — как средний автомобиль. Стоимость вертолета — порядка миллиона долларов. Весит он 630 килограммов и поднимает вес, сопоставимый с собственным. Тысячу километров преодолевает за пять–шесть часов пути. Скорость, с которой летят ребята, — 180–210 километров в час.

В среднем каждый из пилотов проводит за штурвалом от трех до пяти часов в день. Обязанности члены экипажа поделили еще «на берегу», в Москве. Второй пилот снимает видео и фотоматериалы. Капитан обеспечивает безопасность полета. Экипаж ведет онлайн–журнал: все этапы пути и наиболее важные впечатления ребята выкладывают в Интернет на собственный сайт: www.heliex.ru.

С сайта экспедиции:

Некоторую дополнительную долю неопределенности вносит и тот факт, что вертолет R66 Turbine фирмы Robinson Helicopter является совершенно новым типом вертолетов, не прошедшим серьезную проверку опытом и временем. С этой точки зрения перелет вокруг России можно считать испытательным. Экипаж вертолета не состоит из профессиональных пилотов. Командир вертолета Игорь Гуржуенко является пилотом–любителем (частным пилотом), начавшим летать с 2009 года в возрасте 47 лет. Сейчас он имеет общий налет порядка 800 часов, половина из которых — вертолетный опыт, а 200 часов — конкретно на модели R66. Второй член экипажа Виктор Сидельников — штурман и инженер — официально пока не пилот, однако имеет начальную летную подготовку. ...По совокупности факторов данный перелет можно считать сложным и немного рискованным, если не окончательно сумасшедшим.

 Из дневника экспедиции:

«Пока укладываемся по времени — Туруханск работает до 22.00. Вылетаем. Примерно через час полета у нас на пути встречается красивейшая речка с песчаными косами и островами. Мы решаем подсесть и снять пролет вертолета со стороны. Мы ведь летим одни, и нас в полете снять некому. Поэтому мы снимаем небольшую постановку. Я сажусь на песчаной косе, а Витя выгружается с видеокамерой и карманной радиостанцией для съемок.
...Я взлетаю и делаю пару проходов над рекой — сначала в одну сторону, затем в другую. Виктор сигнализирует мне, что достаточно, и вскоре мы летим дальше. Надо и впредь делать подобные кадры, а иначе съемка получается несколько однообразная.
...Наша охота за знаками продолжается, и у нас на пути между Новым Уренгоем и Туруханском имеется один, последний на этом этапе маршрута, знак «Полярный круг». Находим его, садимся и делаем съемку в уже привычной нам манере. Рука набита, каждый знает свою роль».

 Маршрут экспедиции

Москва — Псков — Педедзе — Санкт–Петербург — Петрозаводск — Архангельск — Нарьян–Мар — Воркута — Салехард — Новый Уренгой — Туруханск — Светлогорск — Норильск — Диксон — Мыс Челюскин — Мыс Саблера — Хатанга
— Саскылах — Тикси — Усть–Куйга — Батагай — Верхоянск — Депутатский — Чокурдах — Русское Устье — Черский — Билибино — Певек — Мыс Шмидта — Залив Лаврентия — Мыс Дежнева — Бухта Провидения — Залив Креста — Анадырь — Марково — Манилы — Тиличики — Оссора — Усть–Камчатск — Козыревск — Долина гейзеров — Петропавловск– Камчатский — Озерновский — Кшукское — Палана — Эвенск — Магадан — Оймякон — Хандыга (Теплый Ключ) — Якутск — Олекминск — Бодайбо — Омск — Тюмень — Первоуральск — Казань — Нижний Новгород — Москва

Подальше от столиц и обратно

Безопасность является главной прерогативой их полета, и, если какие–то вещи идут вразрез с этим понятием, они готовы поменять и маршрут, и все что угодно ради безопасности: «Это было обговорено с партнерами полета. Мы свято чтим правила игры, в которую вступили». От партнеров экспедиции у экипажа «России 360» есть обеспечение и поддержка, в том числе информационная. Между тем, чем дальше от столиц, сетуют ребята, тем меньше каналов связи: «Иногда ее вообще не бывает, но это обычно ненадолго».
Аэропорты, где «стрекоза» наших героев заправляется авиационным керосином, наобум не ищутся — все технические остановки оговорены заранее и напрямую связаны с маршрутом. Иногда по поводу заправки «большие братья» с МИ–8 или других машин покрупнее подшучивают над нашими героями: «Ребята, может, вам пару ведер соляры подбросить?»

«Привлечь внимание к малой авиации и ярко представить свой перелет — основные цели экспедиции», — рассказывают члены экипажа на пресс–конференции для норильских СМИ.

По словам руководителя полета, во время экспедиции они намерены установить кое–какие рекорды в авиационно–технических видах спорта, а также провести ряд этнографических исследований, изучить состояние удаленных аэропортов в небольших городках и поселках страны, создать собственный уникальный видео– и фотоархив.

Впереди у путешественников — полет на Диксон, мыс Саблера, к центру Евразии и на мыс Челюскин, — всего более 70 уникальных труднодоступных точек Заполярья, Камчатки и Сибири. После 50 дней перелетов пилоты– любители вернутся в Москву.

На момент, когда верстался номер, вертолетная экспедиция «Россия 360» находилась в пути 15 дней

5 часов 26 минут.

Марина КАЛИНИНА. Фото автора и из архива экспедиции

25 июля 2013г. в 17:45
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.