МАУ ИЦ «Норильские новости»

Сами с усами

Сами с усами

Когда коммунальные услуги “оставляют желать много лучшего”, рядовой жилец знает два пути. Первый — добиваться, рвать сердце и обивать пороги. Второй — махнуть на все рукой и жить, как живется. Опытным путем доказано — есть третий вариант!..

...который весьма удачно использовали жильцы самого обычного норильского дома. Присланное ими в редакцию письмо привело меня по адресу: пл. Металлургов, 17. Снаружи — довольно неказистый жилой дом. А вот в подъезде...

Н–да... В подъезд таких товарищей, как я, можно на экскурсии водить. В том смысле, что мой–то родной подъезд хорош для съемок фильма про будни негритянского гетто. Уловить в нем запах хлорки и увидеть вымытый пол — редкий праздник.

В доме же, куда я зашел, оказалось подозрительно чисто. Приятно пахло. (В том смысле, что ничем таким не пахло. Жители подъездов, превращенных согражданами в общественные туалеты, меня поймут.) На уличной лестнице и на первом этаже к ступенькам приделан рельс для тележек и колясок. Ни одной надписи на стенах (обычно они появляются прежде, чем просохнет краска после ремонта). Ни соринки, ни пылинки.

Снедаемый завистью, позвонил в одну из квартир, представился вышедшей женщине, спросил:

– Скажите, пожалуйста, это правда, что жильцы вашего дома САМИ ОРГАНИЗОВАЛИ В ПОДЪЕЗДЕ ВАХТУ и наняли вахтера?

– Да, правда, — подтвердила мне жительница необычного дома Галина Куропятник. — У нас раньше была вахта, потом ее убрали. И вот кто–то придумал самим нанять ту женщину, которая тут раньше работала вахтером, чтоб она следила за порядком. Прошли по квартирам, договорились — все были согласны. Теперь у нас свой вахтер. Очень приятная женщина, и в подъезде, видите, как чисто.

Галина Павловна вызвала лифт, продемонстрировала мне кабину:

– Смотрите, вот уголок у пола покрашен недавно. Это все наш вахтер делает. И убирается, и подкрашивает где надо.

Лифт — больное место большинства домов — выглядел вызывающе чистым. Ни граффити на стенах, ни ставшей притчей во языцех жвачки.

– А что было, пока вахты не было? — интересуюсь я.

– Да ужасно!

Андрей Тингаев — жилец с другого этажа — по поводу периода без вахты высказался еще резче:

– Гадюшник был. Иначе не скажешь.

– А сейчас вас все устраивает?

– Да. Чисто в подъезде, хорошо.

– А почему именно вахту решили возродить? Ведь когда в городе вахты упразднялись, говорили о возможности введения вместо них домофонов. И дешевле, мол, и надежнее. Как вы на это смотрите? Все–таки домофон, как говорят, — это “полный контроль” доступа? Разве не лучше?

– Нет, не лучше. С домофоном может какой– нибудь молодой привести ватагу, и за ними в подъезде никакого присмотра. Я пару раз заставал такие компании, замечания делал. Когда вахтер есть, это гораздо лучше.


Из личных наблюдений: домофон — действительно штука хорошая. Когда работает. Но вот к своему товарищу, проживавшему в первом подъезде дома на Талнахской, 66, я то и дело мог войти “без доклада”. Этот дом раньше был с вахтой, теперь — с домофоном. Результат? То дверь на целые дни открывали, потому что разным ремонтникам по работе надо было туда–сюда ходить, то просто не работал замок.

Но главное — никакой, даже идеально работающий, домофон не сможет подмести и вымыть подъезд, прибраться во дворе, полить цветы в подъезде, что–то где–то подкрасить, проследить за порядком и вызвать (если что!) пожарку или милицию.


– Она даже в выходные иногда работает, — рассказывает про вахту Галина Куропятник. — Я иду домой, встречаю вахтера — та в подъезде убирается. “Разве у вас выходных нет?” — спрашиваю. “Есть, — отвечает, — но тут за выходные столько всего наберется — мне же потом отскребать. Лучше сразу, понемножку”.

Чувствуете ответственность? Нанятый жильцами вахтер подотчетен им же, а не далекому начальнику ЖЭКа, до которого из–за оставленного в подъезде окурка не побежишь. Всем хорошо, все довольны.

Любопытно, что вахты упраздняли под тем предлогом, что на содержание их не хватало денег. Но вот вахтеру из дома номер 17 вполне хватает меньших сумм, чем значится в счетах жилищных компаний по одной только уборке. И жильцы не в накладе. На первом этаже висит объявление: “Уважаемые жильцы, просьба оплатить услуги за июль”. Интересуюсь — сколько стоит это удовольствие в месяц?

– Мы по 300 рублей платим, — отвечает Галина Павловна.

– Вас это устраивает?

– А вас бы не устроило?

Чего говорить — конечно, устроило бы! Лично я за одну только сомнительную “санитарную очистку подъезда” плачу своим коммунальникам 363 рубля 94 копейки. Те, у кого квартиры побольше моих сорока квадратов, платят дороже. Так что по 300 рублей с квартиры за чистоту в подъезде, плюс уборку придомовой территории, плюс дежурство — это просто подарок.

Такое вот эффективное получилось у жильцов 17–го дома самоуправление. Есть лишь одно почти анекдотическое “но”, по поводу которого в “Заполярку” и прислали письмо, подписанное 31 жильцом.

После организации “самостийной” вахты, о которой была поставлена в известность жилищная компания, ее организаторам продолжают регулярно приходить счета за якобы производимую ЖЭКом “сан. очистку подъезда”.

Такой вот нонсенс, длящийся, невзирая на обращения жильцов, аж с января. Не скажу, впрочем, что он меня удивляет. Такая уж “акустика” во всех бюрократических системах, что сверху слышен любой командный чих, а снизу все инициативы доходят только в письменном виде и не всегда с первого раза. Знаю, что с еще большими трудностями добивались некоторые горожане права ставить и регистрировать квартирные счетчики холодной и горячей воды. Хоть это и разрешено, и потребителю выгодно, но общей команды отладить переход на новую систему расчетов не было. Значит, никому и не надо.

И все же — как эффективно и быстро смогли люди из дома на Металлургов, 17, САМИ решить свою проблему! Никого не уговаривали, никому не писали прошений “повысить качество уборки”. Просто удалили лишнего посредника между человеком платящим и человеком работающим. И вдруг оказалось, что официально “похороненные” вахты на самом деле удобны и выгодны.

Собственно, сама вахта — это мелочь. Вахта — это прецедент. Важен принцип. Ведь так же может обстоять дело со специально нанятым, а не ЖЭКовским ремонтником, сантехником, электриком. И т.д. Потому что если полистать нынешний Жилищный кодекс — окажется, что возможностей для самоуправления в нем очень много. Вплоть до организации товарищества собственников жилья, которое САМО вправе решать, с какой организацией заключать договор на коммунальные услуги. И вот тут–то прекращается традиционный принцип “Да куда эти жильцы денутся?”, и появляется основа нормальной конкуренции между коммунальниками, желающими продать свои услуги. Тут начинается превращение коммунальных платежей не в мертвую ежемесячную “дань”, а в плату за конкретную работу.

Плату тем, КТО ДЕЛАЕТ ЛУЧШЕ И ДЕШЕВЛЕ.

СЕГОДНЯ ЖИЛЬЦЫ ПРЕДПОЧИТАЮТ ОТКАЗЫВАТЬСЯ ОТ УСЛУГ СВОИХ ЖИЛИЩНЫХ КОМПАНИЙ ПО УБОРКЕ ПОДЪЕЗДОВ. ОТ ЧЕГО ОНИ ОТКАЖУТСЯ ЗАВТРА?

Максим ТРОФИМОВ.

12 августа 2006г. в 17:00
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.