Безопасность в небе начинается на земле. В этом убедились корреспонденты «Заполярной правды», познакомившись с работой службы авиационной безопасности (САБ) аэропорта «Норильск».
Переступив порог любого аэропорта мира, пассажир оказывается на особой территории, где царь и бог — безопасность. Каждый наш шаг с этого момента в центре внимания сотрудников службы авиационной безопасности. Даже если мы этого не замечаем (а мы этого не замечаем!), нас контролируют вплоть до посадки в самолет. Там зона ответственности САБ заканчивается. На борту царь и бог — КВС, командир воздушного судна.
«Первая линия обороны»
Чего скрывать: многие пассажиры считают, что в аэропорту им треплют нервы и придираются по мелочам. «Без недовольных не обходится», — соглашаются сотрудники службы безопасности. Но продолжают «трепать» и «придираться». Поблажек — никому. Ни чиновникам, ни пилотам, ни коллегам из САБ, ни журналистам «при исполнении».«Пожалуйста, выложите из карманов мобильные телефоны, ключи, зажигалки, сигареты, мелочь. Положите в лоток и поставьте на ленту. Пройдите через рамку. Поднимите руки. Повернитесь. Проходите». Параллельно рентгенотелевизионные интроскопы «сканируют» содержимое багажа и ручной клади. Эта техника нового поколения, для справки, способна обнаружить даже проволоку сечением до десятых долей миллиметра.Привычная до последнего времени процедура теперь имеет свои нюансы. С начала года, согласно приказу Минтранса России, контроль авиационной безопасности усилился в целях предотвращения террористических актов («ЗП» писала об этом 14 января в материале «Сухой закон» ).Роман Беренгардт– Все, что находится в карманах одежды, теперь обязательно проходит проверку через рентгенотелевизионный интроскоп, — обращает внимание начальник группы досмотра аэропорта «Норильск» Роман Беренгардт. — Зачем? К примеру, в пачку сигарет или телефон можно заложить заряд, которого хватит для проведения теракта. В данном случае это исключено — интроскоп покажет наличие взрывчатых веществ.После рамки металлодетектора пассажиры проходят теперь обязательный тактильный досмотр. Багаж также могут подвергнуть ручному досмотру, если содержимое вызывает сомнения у инспектора. Будьте готовы, что вас попросят открыть чемодан или сумку. Поэтому, советует САБ, не упаковывайте багаж заранее. Делайте это в порту.Основная масса пассажиров на такие манипуляции реагирует с пониманием. Безопасность в наше неспокойное время важна. Но всегда находятся люди, говорят сотрудники САБ, которым дополнительные меры не нравятся. Такие товарищи портят настроение не только себе и окружающим. Инспекторам группы досмотра — тоже. В этих ситуациях выдержкой персонала «первой линии обороны» (определение Романа Беренгардта. — Прим. авт. ) можно только восхищаться. Они продолжают культурно и вежливо общаться. Хотя «создавать хорошее настроение» в их обязанности не входит.
Сухой закон. Продолжение
Введенный в дни новогодних каникул запрет на перевозку в ручной клади любых жидкостей (в том числе объемом до 100 мл), кремов, аэрозолей, гелей, женской косметики в целом стал неприятным сюрпризом для путешественников. Понятно, что без зубной пасты или губной помады в полете можно обойтись, но жесткий запрет на пронос в салон детского питания и лекарств едва не превратил усиление мер безопасности в фарс. Благо Минтранс и Росавиация вовремя спохватились и разрешили брать в салон питание для детей и медикаменты после специальной проверки.К усилению контроля служба авиабезопасности аэропорта «Норильск» была готова, как и положено такой структуре. Соответствующую информацию через справку–автомат 006, СМИ, по громкой связи и через объявления в аэропорту доводят до пассажиров. То есть в идеале норильчане о новых правилах должны знать. Экспресс–опрос пассажиров рейса Норильск — Уфа — Баку показал, что знают, но в общих чертах. А вот к самому факту усиления мер безопасности отношение у всех положительное.Динар, Эльмира и юный Эмиль Суяргуловы летят в Уфу. О нововведениях знают и ради безопасности готовы неудобства перетерпеть.– Все вещи, которые нельзя брать с собой, упаковали и сдали в багаж, — говорит Эльмира. — С собой только водичка для ребенка. На входе в аэропорт у меня проблем не возникло — у женщин обычно в кармане только мобильный. А вот мужчинам там сложнее — у них и ключи, и сигареты, и сотовые, и мелочь в карманах.Родителей Эмиля не пугает, что бутылочку с водой попросят оставить на досмотре.– Могут забрать? — переспрашивает глава семьи. — Ничего страшного — купим в накопителе. Мы все понимаем и поддерживаем любые меры безопасности.С трудом, но Самсоновым удалось косметичку запихать– То, что детское питание — кашки, соки — можно брать с собой, я знаю, — Наталью Самсонову наш вопрос не удивил. К полету с полуторагодовалой дочкой Мариной они с супругом подготовились. — Если попросят открыть и показать — без проблем. Все рядом, в отдельной сумке.Однако новость о том, что такие женские мелочи, как помада и кремы, тоже запрещены, стала для Натальи откровением. Она даже приняла это за шутку. Мы призвали на помощь старшего инспектора группы досмотра аэропорта «Норильск» Надежду Каменских.– Тени еще можно взять с собой, а помаду, тушь, блеск для губ, духи следует упаковать и сдать в багаж. Запрещено, — рассматривая косметичку, пояснила Надежда.Супруга Натальи это возмутило.– И куда я косметичку запихну? Сумки мы еще дома упаковали, — горячится Леонид. — Что мы плохого можем сделать с помощью губной помады или туши? Не понимаю... Придется сумку распаковывать, потом — уже за деньги — вновь упаковывать...В конечном итоге ситуация разрешилась. Молодые люди нашли место для косметички. Но осадочек, как говорится, остался.– А как поступать, если о запрещенных вещах человек узнает только на спецконтроле, когда багаж сдан? — интересуемся у Романа Беренгардта.– Раньше все жидкости (общим объемом не больше литра) упаковывались в прозрачный пакет и пломбировались. Их можно было проносить, но запрещено вскрывать на борту, — поясняет начальник группы досмотра. — Сейчас даже в таком виде нельзя, кроме товаров, купленных в «чистой» зоне, в том числе в дьюти фри. Поэтому остается два выхода: либо передать вещи провожающим, либо сдать в камеру временного хранения. В последнем случае составляется акт, и на его основании по прилете, но не позднее трех месяцев, свои вещи вы получите обратно.
Все равны
Много вопросов поступает сотрудникам САБ по поводу правил провоза в ручной клади детского питания и лекарств. Тоже спрашиваем об этом у Романа Беренгардта. Получаем исчерпывающий ответ.– Директивой Росавиации разрешено проносить на борт воздушного судна детское питание, в том числе материнское молоко, только после досмотра с помощью газоанализатора на наличие паров взрывчатых веществ. Если упаковка нарушена, или состав смеси вызывает сомнения у сотрудника САБ — вскрываем, проверяем газоанализатором и принимаем решение.С лекарствами и так называемыми «необходимыми потребностями» ситуация похожая, правда, с несколькими «но»...– Для проноса необходимых во время полета лекарств требуется справка–подтверждение. Больные диабетом, аллергики, к примеру, всегда их возят с собой. Но в любом случае все медикаменты будут досмотрены, — поясняет Роман Беренгардт. — Если на ампулах нет маркировки, или таблетки не в упаковке, их к провозу в ручной клади запретят. Что касается «необходимых потребностей». Если человеку в силу заболевания нужно пить много жидкости, или необходимо специальное питание, то все это тоже можно пронести на борт при наличии подтверждающей справки.В сопровождении Романа проходим в накопитель. Интересуемся у матери двоих детей Малейки Абасовой, легко ли ей и детям дался предполетный досмотр. Женщина улыбается, но видно, что проблемы возникли.– Я все заранее упаковала и, кроме еды для детей, в самолет ничего не взяла. На спецконтроле все прошло нормально. Сумку «просветили» и пропустили. Неприятно другое — старшую дочку заставили снять верхнюю одежду, хорошо, что младшую — ей меньше года — не нужно было раздевать. Плюс мне самой пришлось раздеваться, снимать обувь, часы... Если бы была одна, без свекра, пришлось бы тяжело. С другой стороны, я очень переживаю за безопасность детей, поэтому к таким проверкам отношусь с пониманием.По словам Романа Беренгардта, ни возраст, ни социальное положение во время предполетного досмотра значения не имеют. Даже экипажи проходят такую тщательную проверку.– Персонал аэропорта ежедневно проходит процедуру досмотра, как и работники торговых точек в здании, сотрудники транспортной милиции, билетных касс, представительств авиакомпаний, — резюмирует руководитель группы досмотра. — Если человек вышел покурить, он по возвращении будет досмотрен. САБ исключений не делает ни для кого. Даже для своих коллег.Дмитрий БЫКОВФото Владимира МАКУШКИНА
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.