МАУ ИЦ «Норильские новости»

Повезёт — не повезёт?

Повезёт — не повезёт?

Повезёт — не повезёт?

Уже больше двух лет действует новый Федеральный закон «О такси», который должен был легализовать работу таксистов, а поездки на этом виде транспорта сделать безопасными. Что же изменилось после вступления в силу указанного закона как для таксистов, так и для их пассажиров?
Повезёт — не повезёт?

Новые требования к такси начали действовать с 1 сентября 2011 года. На федеральном уровне была закреплена необходимость получения разрешения на деятельность в сфере пассажирских перевозок. Этот документ выдается сроком на пять лет. Раньше в Правилах пассажирских перевозок такой оговорки не было, а разрешительные документы если и выдавались, то в каждом регионе отдельно. С 13 апреля 2012 года вступили в силу новые поправки в Правила дорожного движения, которые позволили сотрудникам ГИБДД штрафовать таксистов, не получивших лицензию на перевозки.

С этого момента водитель такси в обязательном порядке должен иметь: информацию о правилах пользования такси, о названии перевозчика (фирмы), об условиях оплаты и тарифах, адресах и телефонах контролирующей организации; визитную карточку водителя с фотографией, талон техосмотра, выданный не ранее шести месяцев, путевой лист с отметками о предрейсовом медосмотре и техосмотре, документы на автомобиль (свидетельство о регистрации), водительское удостоверение, полис ОСАГО, копию свидетельства индивидуального предпринимателя, трудовой договор (если водитель по найму), а главное — разрешение на деятельность в такси.

Кроме того, кузов автомобиля должен быть оформлен опознавательными знаками такси: цветографической схемой и фонарем оранжевого цвета. Водитель такси должен иметь водительский стаж не менее трех лет, подтвержденный соответствующими документами, или общий водительский стаж не менее пяти лет.

Без разрешения

Андрей Щербаков
Андрей Щербаков
По словам Андрея Щербакова, исполняющего обязанности начальника отделения по исполнению административного законодательства, для проверки соблюдения автомобилистами новых требований закона силами контролирующих органов (прокуратуры, ГИБДД, налоговой инспекции, а также группы радиоконтроля Сибирского федерального округа) проводятся регулярные рейды:
— За 2013 год проведено 44 рейда, составлено 54 протокола об административных правонарушениях. Из них 52 — за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без лицензии и два — за управление транспортным средством водителем без документов, предусмотренных ПДД. В первом случае водители не были зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица в налоговой инспекции Норильска. А значит, не получили разрешение на перевозку граждан и таким образом нарушили первую часть статьи 31, главы пять ФЗ № 259 от 8 ноября 2007 года «Устав автомобильного транспорта городского наземного, электрического транспорта». Штраф за это правонарушение колеблется от 500 до 2000 рублей. Протоколы были направлены мировым судьям по месту совершения административного правонарушения. В Норильске мировые судьи обычно входят в положение граждан и, как правило, штраф назначается по минимуму, то есть в размере 500 рублей. Во втором случае водители были зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, но во время рейда разрешения при них не оказалось. За это правонарушение двое водителей были оштрафованы на 5000 рублей каждый. В ходе рейдов были выявлены и другие правонарушения по линии ГИБДД: кто–то был не пристегнут ремнем безопасности, кто–то проехал под запрещающий знак и тому подобное.

Секрет фирмы

На сегодняшний день в Норильске существует около 40 фирм, которые оказывают диспетчерские услуги, и только порядка пяти организаций зарегистрированы в качестве фирм такси. Диспетчерская служба такси — это предприятие–посредник, которое предоставляет перевозчикам информационные услуги и координирует действия пассажира и таксиста. Заказ, принятый по телефону, по рации передается водителю. Диспетчерские могут обслуживать как уже существующие автопарки, так и объединять в одну компанию машины, сдаваемые в аренду, или заключать договоры с водителями, которые перевозят пассажиров на своих или арендованных автомобилях. Водитель, заключивший договор с диспетчерской службой такси, платит ей определенный процент за каждый заказ или заранее оговоренную фиксированную сумму. Чтобы получить доход, окупить расходы на топливо и техническое обслуживание автомобиля, водителям приходится воевать за каждого клиента.
– Зачастую таксовать через диспетчерскую службу идут неопытные водители. Некоторые буквально сразу после окончания водительских курсов и получения прав. Техническое состояние их личных авто никто не проверяет, так же как и то, насколько отдохнувшим, здоровым или трезвым водитель выходит на линию, — рассказывает Андрей Щербаков. — Обычно на машинах автомобилистов, работающих через посредников, нет внешней атрибутики фирмы такси: «шашечек», цветографических схем, да и информации о самом водителе в салоне также не найдешь. Тогда как в фирмах такси опытные механики проводят осмотр машин перед выходом на линию, а наркологи проверяют шофера перед рейсом и после него. Впрочем, некоторые фирмы такси свою основную работу совмещают с оказанием диспетчерских услуг. Объясняют это руководители фирм тем, что время от времени поступает большое количество заявок, а машин не хватает, и чтобы не терять статус и клиентов, им приходится заключать договоры с другими автомобилистами.
Вызывая автомобиль через диспетчерскую службу или ловя ее «с рук», люди рискуют своей жизнью. Никогда не знаешь, какой водитель попадется. Зачастую в фирмах, оказывающих диспетчерские услуги, работают водители, лишенные прав. Стоит насторожиться и в том случае, если водитель берет новую заявку, едва только вы сели к нему в машину. В 80 процентах случаев из ста такой водитель нарушит ПДД, превысив допустимую скорость движения.
За январь этого года в ходе рейдов было составлено шесть протоколов за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения и два — за отсутствие требуемых ПДД документов. Причем большая часть протоколов выписана на выходцев из бывших союзных республик. К слову, все они имели или гражданство РФ, или вид на жительство на территории России.

Не с руки

С заявлениями по поводу нарушений правил пассажирских перевозок такси, а также за защитой своих прав люди могут обращаться как в прокуратуру, так и в Роспотребнадзор.
Константин Рунг
Константин Рунг
– Главная проблема всех таксистов без исключения — это гонка за длинным рублем, — уверен Константин РУНГ, инспектор по исполнению административного законодательства. — И именно поэтому самое распространенное правонарушение среди водителей — превышение скоростного режима. Собственно, и ДТП с участием машин такси часто происходят по этой причине, а также из–за непредоставления преимущества пешеходам на нерегулируемых пешеходных переходах. По опыту скажу, что больше всего нарушителей среди тех, кто работает «с руки».
Нам требуется доработка закона о такси. Четко определить обязанности фирм, предоставляющих диспетчерские услуги. Ужесточить ответственность и сделать так, чтобы выгоднее было создавать легальные фирмы такси, где есть опытные механики, наркологи и так далее. Отчасти повлиять на ситуацию могут и сами пассажиры. Например, пользоваться легальными фирмами такси.
Анна, водитель с 12–летним стажем:
– По своим знакомым могу сказать, что с принятием закона водители, занимающиеся частным извозом, разделились на два противоположных лагеря. Одни готовы работать «под фирмой» или оформить ИП и получить соответствующее разрешение, вторые предпочитают таксовать на собственных машинах без требуемых документов. И в первом, и во втором случаях есть свои недостатки. Во–первых, закон создает много волокиты. Как мне кажется, получение лицензии и формальные проверки состояния автомобиля и водителя реальной пользы не приносят. Нелегальные таксисты уже адаптировались к новому закону и научились его обходить. «Бомбилы» пользуются тем, что часто людям нужно максимально быстро добраться из пункта А в пункт Б. Все знают, что такие гонки на проржавевшем авто опасны, но очень многие надеются на то, что все обойдется. С другой стороны, оформляя разрешение на перевозки, я обрекаю себя на выплату высоких налогов, траты на бензин и работу за рулем по 12 часов в сутки. А если машина сломалась? В итоге чистая прибыль не компенсирует затраченных нервов и сил. Если государство хочет, чтобы поездки на такси были упорядочены и стали безопаснее, то, наверное, надо делать какие–то налоговые поблажки.
Наталья ЧЕРКАШИНА
Фото Елены ХУДАНОВОЙ

12 февраля 2014г. в 17:30
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.