МАУ ИЦ «Норильские новости»

Святое дело

Святое дело

Святое дело

В свет вышла необычная книга — «Путешествие по святым местам Таймыра и Туруханского края».
Святое делоСвятое делоСвятое дело

Ее автор — 38–летний Константин БЕГЛОВ — назвал свое детище историческим очерком. Книгу выпустило издательство «Апекс» тиражом 300 экземпляров. В ней 140 страниц, около сотни фотографий и 30 глав, вмещающих уникальный фактический и документальный материал о становлении православия на Таймыре начиная с 17-го века.
Константин Беглов
Константин Беглов
На презентации новинки в духовно–просветительском центре норильской епархии Константин рассказал, что он не профессиональный краевед, а простой рабочий с юга Красноярья; более 15 лет назад он пришел к вере, после чего его жизнь круто изменилась. Человеческое любопытство и любовь к своей земле сделала его исследователем и летописцем...

Все началось с Хрущева

Костя работал помощником машиниста на электровозе в конце 90–х, когда в районе Канска обратил внимание на один храм. Очень удивился, когда узнал, что он построен во времена Хрущева. Встретился с местным батюшкой, чтобы подробнее разузнать об истории этой церкви. Тот ответил, мол, без бумаги от епископа я вам ничего не поведаю. Уже воцерковленный к тому времени, Костя дошел до епископа, и тот вполне нормально отнесся к его интересу и выдал ему бумагу–разрешение следующего содержания:
«Сим автор, по его просьбе о написании им истории Красноярской епархии, получил на то благословение и право пользоваться архивными документами по их нахождению, а также на внимание со стороны настоятелей храмов по теме его работы. Епископ Красноярский и Енисейский Антоний. 22 января 1999 года».

Реконструкция прошлого

С тех пор Костя все свое свободное время тратил на это святое дело. Несколько лет назад изыскания привели его на север края. В Норильске он женился, осел, живет тут уже почти три года. На сегодня в его личном архиве около 1000 страниц — это материалов еще не на одну книгу! За годы поисков ему удалось поработать во многих закрытых и полузакрытых архивах.
– Свидетельств строительства часовен и того, как жили люди на Крайнем Севере до революции, хватает, — делится автор, — только между строк часто надо смотреть. Меня этому в Минусинске один архивариус научил. Иногда такие документы находишь — волосы дыбом встают...
...Трудно рассказывать о том, чего не видел своими глазами, — продолжает Константин, — поэтому многое в книге передано словами первоисточников. Тексты документов я счел нужным приводить без изменений в стилистике, орфографии и лексике. Считаю, что язык, которым пользовались наши предки, хоть и непривычен для современного слуха и понимания, однако у него есть своя выразительность и острота... Чего стоит только грамота Петра I, где он говорит о состоянии сибирских архивов 17–го века: «Книги прошлых лет валяются под приказными избами и в амбарах, ...и небрежением, от многих лет лежа, погнили, и мыши переели...»

В общей сложности автором собрана информация о более чем 600 храмах, часовнях и молитвенных домах, находившихся на территории нынешнего Красноярья. В этой книге рассказано о церквях Туруханского края, бывшего Енисейского уезда, в том числе Дудинки, Хатанги, Енисейского, Авамского и других приходов. Много тут (ранее весьма разрозненных) сведений о репрессированных насельниках и служащих монастырей.

Кое–что автору удалось узнать и из бесед со старожилами — учителями, заведующими поселковыми клубами, батюшками и другими.
Станистав Стрючков, издатель, исследователь Таймыра:
– Костя — подвижник, фанат, человек, который изловчился в течение последних семи лет исходить и изъездить всю Енисейскую губернию. Безвылазно работая в архивах, он собрал и описал материал о возникновении приходов и часовен. Я взялся редактировать книгу и не смог ничего делать, пока не прочел до конца: оторваться было невозможно, настолько интересно написано! Считаю его труд уникальным — впервые история церкви занесена под одну обложку.
Знатоки уверяют, что очаговые попытки описать подобное были: в свое время это делали небезызвестные Миддендорф и Миллер. Кое–кто из батюшек, в том числе в Туруханске, также имеют свои труды по данной теме. Отличие Костиной работы в том, что он систематизировал достоверные данные, основанные на архивных источниках.
Лариса Стрючкова, эксперт–краевед, директор «Апекса»:
– Первые упоминания об освоение севера Красноярья связаны с приходом казаков и людей, которые не были отягощены оброком на землю. Православный люд принес сюда не только основы христианской веры, но и просвещения. Уже к 1778 году в Хатанге появился первый деревянный храм...

В нашем регионе мы исторически опираемся на станок Часовня (его еще называют Норильским — упоминание Харитона Лаптева об этом пункте ведет нас к 1739 году). Станок был построен на норильских озерах, как и множество других, расположенных близ рек — вдоль по Пясине, Норилке, Енисею. Летом связь между ними удобна была по воде, зимой — по льду. ...Енисейская епархия когда–то называлась Томской, позже — Иркутской. До 1850 года там были походные церкви, и священник с псаломщиком все время разъезжали по поселкам, дабы совершать требы (венчания и отпевания). Неудобно и тяжело было таскать за собой тяжелую — почти в тонну весом — церковную утварь, так в 1851 году решено было сделать стационарные часовни–станки. Промысловики и кочевые народы съезжались на станки для обмена товарами.

Так что до строительства Норильского комбината на Таймыре была бурная жизнь: согласно переписи населения 1927 года только на Ламе проживали почти 500 человек — в основном это были затундренские крестьяне.

Отец Герман Мельников, иеромонах:
– Как коренной житель Норильска я всегда интересовался историей своего края. Это счастье и благодать, что у нас тоже есть свои святыни. Другое дело, что о них мало кто говорит, их мало кто знает. Очень важно сейчас проливать свет на эти знания, поднимать вопрос о новомучениках, о тех, кто был сослан в лагеря, расстрелян... Сейчас я остро понимаю, что Норильск не является оторванным от мира или засекреченным городом, мы — часть большой России, и должны говорить и заявлять о том, что у нас есть свои святыни. ...Подумать только — когда я был маленьким, мне говорили: здесь не ступала нога ни одного святого человека. Надеюсь, этот миф окажется развенчан в том числе и этой книгой.
***
Нынешней весной Константин Беглов планирует полететь в Хатангу. Его исследовательская работа, подвижнический труд, равно как и история православия на территории Крайнего Севера, продолжаются.
Марина КАЛИНИНА
Фото автора, Станислава Стрючкова и Владимира МАКУШКИНА

26 февраля 2014г. в 17:45
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.