МАУ ИЦ «Норильские новости»

Валерий Мельников: Впереди работы – непочатый край

Валерий Мельников: Впереди работы – непочатый край

Праздники позади, начались будни нового года. В эксклюзивном интервью нашей газете глава территории подвёл итоги года прошедшего и поделился планами на будущее.

– Валерий Владимирович, каков, на ваш взгляд, главный итог прошедшего года?

– Думаю, для норильчан основной итог в том, что территория осталась единой. Решение, принятое Законодательным собранием края, я считаю правильным. Это не преследование чьих–то меркантильных интересов. Это защита интересов всего Большого Норильска. Еще свежо в памяти противостояние двух городов — Норильска и Талнаха, когда шли жесткие споры, кто кому и что должен отчислять, когда были попытки разделить границы. Кроме того, у нас уже есть пример с городским транспортом. Как всё это делить, как делить налоги? На мой взгляд, это принципиально. Несмотря на проводимые в стране реформы, мы остались вместе. Мы нигде никого не разделяем, не ущемляем. Мы по бюджету даже больший крен даем в сторону Кайеркана. В бюджет этого года заложены деньги на строительство и реконструкцию социальных объектов, в том числе КДЦ “Гармония” в Кайеркане, детские сады по всему промрайону, а также ремонты и асфальтирование дорог.

– Опасаетесь ли вы вероятности того, что решение по образованию городского округа с изменением статуса Талнаха и Кайеркана будет оспорено в суде?

– Я считаю решение правильным. Если кто–то из местных политиков в результате остался без перспективы устроиться на теплом месте, то это плохо, но это их проблемы. Если отбросить сепаратистские амбиции, мы увидим — территория в выигрыше. Нам не нужно изобретать дополнительную надстройку, набирать лишних чиновников, остаемся как есть. Если бы была выбрана форма муниципального района, нам пришлось бы в каждом городе формировать дублирующие функции. Кроме того, в 2006 году многие серьезные налоговые полномочия с нашей территории уйдут в край. Останутся налоги на собственность и землю. Представляете, что это будет. Создавать в каждом городе службы, готовить документацию для работы специалистов.

В суд несогласные могут подавать. Это нормально. Предполагаю, что такие варианты возможны. Судебные тяжбы идут по всей стране. Если будет доказано, что сделали неправильно, пойдем по другому пути. Мы готовы к любому исходу. Я высказываю субъективную точку зрения как администратор. Считаю, что единый городской округ для людей лучше: меньше затрат и прочее. Если судебная власть посчитает, что надо иначе, готовы — иначе.

– Наиболее знаковые события минувшего года, с вашей точки зрения?

– Для меня знаковым является то, что начинаем заканчивать “долгострой”. Восемь лет строили автовокзал — запустили в строй. Подстанцию “Скорой помощи” в Талнахе четыре года строили — запустили. Два года во Дворце спорта “Арктика” не было льда — сегодня смогли мировое соглашение подписать, есть лед. “Заполярная столица” стала управляющей компанией. Тоже знак. Это позволило нам более прозрачно видеть ремонты, содержание жилфонда и всё остальное. Раньше жилищные компании заказывали ремонты домов на свое усмотрение, никто их не контролировал. И сами всё принимали. Когда потом проверяли, выяснялось, что часть работ не выполнялась. Сегодня, после полной паспортизации строений, есть возможность принимать разумные, качественные решения, какие дома ремонтировать в первую очередь. Прозрачный контроль работ. Помните, руководитель “Заполярной столицы” Денис Снегов заставил подрядчиков перекрасить два дома. Сейчас ставим подкачивающие насосы в теплоцентры, кодовые замки в подъезды в нынешнем году начнем устанавливать.

– Ещё одно знаковое событие — передача НПОПАТ. Среди его работников есть много опасений и вопросов...

– Опасения коллектива считаю напрасными, хотя по–человечески они мне понятны. Уровень зарплаты мы оставили прежний. Сможем увязать реальные потребности горожан с транспортными маршрутами. Раньше ведь основной упор был на то, чтобы людей доставить на предприятия “Норильского никеля”, город был постольку поскольку. Сейчас главный акцент будет на жителей территории.

Опасаться конкуренции от частников тоже не надо. Во всем мире муниципальный транспорт убыточен, но это обязанность властей — содержать его на должном уровне. И мы будем это делать обязательно. Краевые власти наши затраты на транспорт оспорить не смогут. Раньше, когда мы за это платили деньги “Норникелю”, нас не понимали: дескать, частная компания, что за затраты. Сегодня всё на месте, это обоснованные, оправданные расходы, которые из бюджета не выбросишь. Кроме этого, пошла на убыль острота проблемы по обеспеченности местами в детских садах. И в нынешнем году мы рассчитываем эту тему практически закрыть.

– За счёт чего ожидается спад напряжённости?

– Мы вводим дополнительно четыре садика. По 220 мест каждый.

– А осенью говорилось, что очередь составляют чуть ли не пять тысяч человек?

– Во–первых, в ушедшем году мы уже открыли новые сады. А во–вторых, внимательно изучили список очередников. Часть детей — те, которые только родились, им до садов еще полтора–два года. Часть детей из списка — на материке. Еще часть — те, кто уже насовсем уехал, но из списка не выбыл. Тех, кому действительно нужны места, гораздо меньше. Проблема есть, но она не так ужасна, как о ней говорят, и мы, повторюсь, к концу этого года планируем её устранить. Кстати, говоря о знаковых событиях 2004 года, в минувшем году произошло то, чего еще ни разу не было: “Норильский никель” никогда не вел социальных программ в отношении горожан, не являющихся его работниками. Мы дважды пересчитали бюджет из–за возникших дополнительных доходов, но всё же не смогли закрыть часть объектов, и руководство компании взяло это на себя — садики, некоторые социальные объекты. Впервые Михаил Прохоров принял решение помогать именно городу, этого до 2004 года не было.

Кроме этого мы договорились, что “Норникель” будет достраивать два подъезда в здании “Енисея”, продолжит строительство по улице Пушкина. То есть начинаем город поднимать. Это тоже положительный итог. С “Таймырторгом” начинаем разбираться. Три магазина отдали в частные руки. Причем отдали с долгами. Сегодня коллективы сохранены, выручка выросла в разы. К сожалению, это подтверждает, что муниципальная торговля неэффективна. Раньше это было шесть предприятий с ежемесячными миллионными дотациями. А сегодня эти предприятия работают, дают прибыль собственнику, который при этом имеет возможность отдавать старые долги и регулярно платит налоги в бюджет города. Считаю, что тоже нашли удачный выход из сложной ситуации. Кроме того, погасили перед предпринимателями кредиторскую задолженность прошлой администрации. Вошли в новый год “чистыми”.

– Многие обращают внимание на то, что на территории нет противостояния. Того, чего опасались многие норильчане. Говорили, что будет война с “Норникелем”...

– Сегодня меня уже упрекают в обратном. Дескать, Мельников спелся с комбинатом. Купили и прочее. Я уже начинаю думать: что, опять воевать с кем–то начинать? Это, конечно, шутка. А если серьезно, небольшое противостояние с краем по–прежнему осталось. Оно было, есть и будет. Процесс приведения территории к единым краевым стандартам всегда болезненный. И они там у себя не всегда понимают, что такое Север. Не понимают, что есть такие особенности, которые не позволяют нам подладиться под общие принципы. И нам приходится быть в работе с ними жестче, чтобы была последовательность и логика.

Простой пример, три года назад озвучили на всю страну — нужны инновационные технологии в образовании. Норильск идею подхватил. Ввели несметное количество внеклассной работы, кружков и прочего. И сегодня Норильск самый продвинутый в крае город в этом вопросе. Есть показатели, что это вернуло существенную часть молодежи с улицы. Сегодня, вдруг, новые реформы. Директива привести к краевым стандартам. И внешкольная работа в них не вписывается. Куда девать то, что наворочали. Сломать и выбросить? Или классы мы должны наполнить по 30 человек? Как им объяснить, что в Заполярье школа должна быть рядом с домом, независимо от наполняемости класса? Что зимой в наши морозы и пургу ребенку идти даже на один квартал дальше крайне тяжело, а порой невозможно. Приходится отстаивать. Бороться, ругаться, если надо. Но объяснить — у нас другие — экстремальные условия. Вот это актуально сейчас. И нам предстоит еще весь 2005 год с этим работать. Ведь странно, взрослым людям здесь платят коэффициент 2,6, поскольку понимают, г д е (выделено мною — Я.М.) они работают. А в отношении детей почему–то об этих условиях забывают. Они–то тоже в Заполярье живут и учатся. Вот это надо доказать тем, кто не понимает.

– Чего ещё ожидать в наступившем году, какие грядут перемены и важные события для территории, чего надо достичь, что необходимо обязательно сделать?

– Впереди работы очень много. Самое главное — в течение 2005 года нам необходимо найти схему легализации КВ для краевых и местных бюджетников. Федералам уже с этого года приостановили выплаты. И здесь, на мой взгляд, оптимальным решением проблемы смогло бы послужить принятие федерального закона об Арктической зоне. Любой другой вариант возможен, но пока не в состоянии полноценно закрыть все вопросы. Учитывая, что основные налоги забирают в край и у нас не будет такого бюджета, чтобы доплачивать бюджетникам что–то сверх стандартов. В нынешнем году по договоренности с краевой администрацией Норильску оставили 40–процентный норматив налоговых отчислений. Только нам. Сам Красноярск оставляет себе 33 процента, все остальные муниципалитеты края — лишь 20 процентов. Нас выделили, поскольку мы основные наполнители краевой казны. Нам пошли навстречу. Но всё равно нужно думать о будущем. Поэтому нужен закон об Арктической зоне.

– На каком этапе его подготовка? Как норильчане участвуют в работе над ним?

– Законопроект практически готов. Сейчас его рассматривают в администрации президента. Скоро он должен выйти на парламентские слушания в Госдуму. И если его там положительно оценят, тогда будет движение дальше. А что до нашего участия, мы поддержали его на заседании Ассоциации северных городов. Потом, когда сюда приезжал министр региональной политики Владимир Яковлев, он выразил заинтересованность. Поскольку законопроект решает не только вопросы северных территорий, но и проблему доставки грузов по Северному морскому пути. Там ледокольный флот, который помимо нас нужен также Воркуте, Камчатке и так далее. То есть задача государственная, поэтому там есть интерес. И наш, и общероссийский, и “Норильского никеля”. Рассчитываю, что к 1 июля станет понятно, забракуют законопроект или он пройдет.

– И что будет, если он не пройдёт?

– Будем искать какой–то иной выход. Например, система договоров — администрация заключает их с управлениями и оплачивает предоставление каких–то услуг. Хотя это более сложные и менее эффективные схемы. Возьмем, к примеру, пенсионные отчисления. Парадоксальная ситуация — две трети заработка заполярных бюджетников составляют КВ, а отчисления берут с зарплаты. Если будет “арктический” закон, компенсационные выплаты легализуются, тем самым увеличатся пенсионные отчисления. А правительство этого упорно не замечает.

– Продолжая тему компенсаций. Многие считают, что вариант по КВ для федеральных бюджетников всё равно поставил их на грань выживания. Ваше мнение?

– Да, к сожалению, равноценной заменой это не назовешь. Мы намерены по итогам первого месяца года посмотреть, проанализировать. И если действительно увидим столь стремительное падение уровня жизни, будем что–то искать. Те же договора, о которых уже упоминалось. К проблеме федералов мы вернемся в феврале. Если уже предложенные меры себя не оправдают, найдем иные. Постараемся никого не оставить в трудной ситуации. Так что этот год у меня особой тревоги не вызывает.

– Как вы относитесь к объединению края с Эвенкией и Таймыром? Что это даст именно норильчанам? Не считаете ли вы, что информации об этом крайне мало, что людям непонятна сама суть этого процесса?

– Я за объединение, но есть нюанс. Сегодня эта тема чисто политическая. Президент решил укрупнить субъекты федерации, что сократит их количество. Чтобы усилить управляемость нашей обширной страной. Это государственная задача. Однако насчет подготовленности этого процесса в регионах есть сомнения. К сожалению, на мой взгляд, движение к объединению не совсем правильно начали. Озвучили, что надо объединяться, и только потом стали думать, как это будет. Это неправильно. Начинать надо было с того, чтобы на места ехали грамотные специалисты, все хорошенько рассчитали, проанализировали, выслушали мнение людей и дали точный прогноз.

А так нет никакой информации. Никаких разъяснений. Зачем норильчанам это объединение, если Норильск уже в составе края и нормально себя чувствует? Это принципиально для жителей Эвенкии и Таймыра. Их надо спрашивать! И нам нужно объяснить. В противном случае будет очень трудно обеспечить нужную явку, что может привести к печальным последствиям.

– Насколько сильно повлияет на жизнь горожан бюджет–2005? Имеется в виду перераспределение полномочий с краем...

– Мы сбалансировали ситуацию тем, что с прошлого года перекинули часть средств на нужды года наступившего. И на социальные программы, и на Пилотный проект добавили, чтобы пенсионерам было более выгодно в них участвовать. И сделали свою программу для 500 бюджетников. И плюс — под покупку жилья у отъезжающих. Мы эти деньги уже перевели в “Заполярную столицу” и негосударственный пенсионный фонд, чтобы на бюджете не висели. И конкретно тысячу квартир будем покупать под переселение из аварийных домов и для тех, кому негде жить. Часть налоговых полномочий, как я уже говорил, уйдет в край, но принципиально на наших бюджетниках это не отразится. Нынешний год мы можем быть относительно спокойными, хотя работы впереди — непочатый край.

Вопросы задавал Михаил ЯНЧЕВСКИЙ.

19 января 2005г. в 17:30
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.