МАУ ИЦ «Норильские новости»

И тогда заговорила кукла

И тогда заговорила кукла

И тогда заговорила кукла

Как обычно, к концу учебного года творческие коллективы подводят итоги. Кинокомплекс “Родина” в полной мере соответствует статусу детского кинотеатра: в его стенах есть место любому ребенку. Здесь каждый чувствует себя нужным и значимым, здесь тебя принимают таким, какой ты есть. Творческое отделение “Куклы+ТВ” провело открытый урок.
И тогда заговорила кукла

Вроде бы ничего особенного: участники, зрители, родители, учителя, если не считать одного обстоятельства. Дети, которые участвовали в показе, — глухонемые или слабослышащие.

Дети — они всегда дети. Даже если природа выпустила их в мир неслышащими. Они такие же любознательные, такие же активные, даже, может быть, слишком. Эти дети тоже говорят, но говорят по–своему — жестом, мимикой, глазами.

Я специально отказалась от учителей сурдоперевода и все занятия с самого начала вела сама. Признаюсь, волновалась — поймут или не поймут, сумею донести свою мысль или не сумею. Но страстное желание сделать жизнь этих детей интересней и радостней было сильнее моих волнений и сомнений. На первом этапе для меня было важно найти контакт с детьми, стать для них своей, чтобы они могли мне доверять. Игровая форма общения позволила найти этот контакт и не только расположить детей к себе, но и внутренне их раскрыть.

Многолетний опыт работы с детьми и куклами вывел на верный педагогический курс.

Кукла — это особый мир. Соприкасаясь с куклой, ребенок постепенно всё больше и больше растворяется в ней, сосредотачивается лишь на той роли, которую он играет.

Ребенок забывает о своих комплексах и проблемах и не боится делать ошибки: даже если и ошибается, то это не он, а кукла, а это уже не так страшно.

Предлагая ребенку ту или иную роль, можно активизировать новые личностные возможности. Так, для застенчивого, робкого ребенка сам выход перед публикой — уже подвиг, уже преодоление себя, уже шаг к большей смелости и свободе в общении. Для слишком эгоцентричного ребенка необходимость соотносить свои действия с действиями других детей — партнеров по игре — важный момент в развитии способности понимать и уважать других.

Всё достигается не сразу, и моя спецгруппа, так любовно я их называю, придя, расселась по углам. Одни посмелее, другие потише. Антон Воедилов, например, в первые дни занятий с огромным интересом наблюдал, что делают другие, но когда доходила очередь до него — наотрез отказывался выходить. Нет, и всё. Постепенно детское любопытство и интерес пересилили страх. И сейчас Антон уже мне сам “говорит”, какую роль он хочет играть. Уж очень нравится ему пластический этюд “Две мухи”! Сюжет прост: прилетают мухи на кухню, садятся на тарелку с вареньем и начинают есть. Все измазались и прилипли, не могут улететь, плачут, но тут прилетает муха, которую играет Антон, и спасает всех. Вот нравится ему быть эдаким спасителем! А однажды он придумал, что он не муха, а лягушка, ох и интересно он её показывал, и это была уже совсем другая история.

И вот настал день открытого урока. Мы с ребятами представляли результат работы за два месяца занятий. Как поведут себя ребята? Ведь собрались родители, учителя, зрители. Очень сложно передать то чувство радости, которое испытала я от этого урока... Дети сконцентрировались, были очень внимательные и показали всё наилучшим образом! Об этом свидетельствовали постоянные аплодисменты, смех, заинтересованность зрителей и отзывы учителей. Преподаватель сурдоперевода Е.А. Щербина была просто потрясена увиденным: такие понятия, как “быстрее — медленнее”, “грустно — радостно”, трудно давались ребятам на обычных уроках. А здесь они не просто усвоили, а донесли это до зрителей в своих заданиях–этюдах. Света Сахарова не говорит, но я специально давала ей одно из непростых заданий — сказать одну и ту же фразу радостно, грустно, как великую тайну и т.д. Так вот, девочка справилась с этим заданием — мимикой, пластикой, жестами четко показала нам, что хотела сказать. Я увидела перспективу в этих детях и уже знаю, как мы будем общаться в следующем учебном году.
Наталья ВИЛЕНЧИК, руководитель творческого объединения “Куклы +ТВ” кинокомплекса “Родина”.

Фото автора.

8 июня 2005г. в 17:15
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.