МАУ ИЦ «Норильские новости»

Пятёрка коренных

Пятёрка коренных

С 1 января 2005 года Организация Объединённых Наций объявила Второе Международное десятилетие коренных малочисленных народов мира. В конце 2007 года правительство РФ утвердило очередную целевую программу – «Комплекс первоочередных мер по подготовке и проведению в России Второго Международного десятилетия коренных народов» до 2010 года включительно. В программу входит множество мероприятий, в первую очередь – совершенствование нормативной правовой базы, которая защищала бы права и интересы этих людей, их традиционные культуру и быт.

Таймыр – одна из территорий страны, где значительную часть населения (23%) составляют коренные малочисленные народы. Что мы знаем о них, кроме того, что их традиционные жилища – чумы и что они занимаются оленеводством, охотой и рыболовством? Норильск, расположенный на одном с ними полуострове, окружённый национальными посёлками, – это «государство в государстве». Город, построенный на земле туземцев. Сегодня «Заполярная правда» начинает рассказ о народах Таймыра.

Возрождение

На нашем полуострове проживают 10 тысяч 315 представителей пяти коренных национальностей – долган, ненцев, нганасан, эвенков и энцев. Все эти этносы находятся под патронатом ООН и ЮНЕСКО (впрочем, особой пользы от этого патронажа, увы, не наблюдается – он лишь продекларирован).

В 90-е годы таймырские посёлки находились в катастрофическом упадке: отмирали народные промыслы, традиционные виды хозяйствования; сокращались оленьи стада; система образования никак не учитывала потребности коренного населения; здравоохранение было на самом примитивном уровне; разрушалась культура, а также система языков малочисленных народов, принадлежащая к почти исчезнувшим языковым семьям. За годы советской власти коренные народы пристрастились к спиртному, средняя продолжительность их жизни не достигала и 30 лет. Техногенная цивилизация, казалось, вот-вот изживёт этот островок цивилизации традиционной.

Тем не менее, экономический развал 90-х страна с трудом, но пережила. В последние годы власть Таймырского округа (а с недавних пор, после объединения с Красноярским краем, – власть муниципального Таймырского района) действительно делает многое для возрождения посёлков. С 1999 года приняты местные законы «Об оленеводстве», «О традиционных видах хозяйствования коренных малочисленных народов», «О языках коренных малочисленных народов», «О гарантиях основных прав коренных малочисленных народов», «О фольклоре», «О народных художественных промыслах». В этом году на финансирование муниципальной целевой программы «Народы Таймыра» в рамках Второго Международного десятилетия коренных народов выделено 690,8 тыс. руб.

Хозяева Таймыра

Нганасаны – самый древний народ на Таймыре. Именно их исторически можно считать истинными хозяевами этой территории. По разным оценкам этнографов, нганасаны (точнее, их предки – древнейшее поселение прафинно-угров) появились здесь 3-5 тысяч (!) лет назад. Ненцы, энцы, долганы и эвенки пришли сюда гораздо позже.

Сейчас в Таймырском округе живут 780 нганасан. Самоназвание этого народа – ня, или няа (в переводе – «товарищ»). В 30-е годы прошлого века советская власть директивно ввела этноним «нганасаны», основанный на ошибочном обобщении известного многим народам Севера (не современным нганасанам) слова «нганаса» – «человек», «мужчина».

Нганасанский язык – бесписьменный, сейчас его знают не многие представители этого этноса – примерно половина. Дети всё чаще говорят по-русски. В последние годы в некоторых таймырских посёлках (Усть-Авам, Волочанка) ввели преподавание нганасанского языка, но он всё равно воспринимается школьниками как «неглавный», дополнительный, вроде иностранного. Нганасанский язык в бытовом общении в основном используют люди старшего поколения. Сохранился он и в виде фольклора, в сказках, в шаманских и религиозных ритуалах.

Основным занятием нганасан всегда была охота на дикого оленя и гусей, а также домашнее оленеводство (со второй половины XIX века), пушная охота, рыболовство. Во многих посёлках есть пошивочные мастерские, где женщины-нганасанки выделывают шкуры и шьют национальную одежду и обувь. К слову, геометрические орнаменты на одежде отражают возраст, пол и социальный статус её хозяина (мужчина, женщина, ребёнок, шаман и т. д.). В посёлке Волочанка есть звероферма, где разводят голубых песцов.

Питались нганасаны (до того, как «пришлые люди» открыли для них водку, сгущёнку и тушёнку) в основном оленьим мясом и рыбой. Причём в любом виде – сыром, варёном, мороженом и сушёном (вяленом). Одним из любимых блюд было также сало, сваренное с икрой.

Традиционное жилище нганасан – конический чум, круглый или овальный в основании, от 3 до 9 метров в поперечнике. В нём могли жить от одной до пяти семей. С приходом советской власти этот народ получил и новые виды жилища – балки и брезентовые палатки. Кроме того, новая власть практически насильно навязала северным народам так называемый план перехода с кочевого образа жизни на оседлый: посёлки Усть-Авам и Волочанка, где теперь проживают большинство таймырских нганасан, были построены на долганской территории.

Традиционная религия у нганасан, как и у всех коренных народов Таймыра, – шаманизм, промысловый культ, культ сил природы. Кормление огня, например, или праздник встречи Солнца после полярной ночи – обязательные ритуалы, сохранившиеся до сих пор. Существует обычай, по которому охотнику запрещено убивать самок зверей и птиц во время беременности. Время нганасаны исчисляли по лунному календарю: в течение обычного для нас солнечного года у нганасан проходило два года лунных – летний и зимний.

Ещё в середине XX века большим авторитетом на полуострове пользовался род нганасанских шаманов Нгамтусо. Знаменитым шаманом и уже исторической легендой считается Дельсюмяку Демнимеевич Костеркин (1940 – 1997), сын не менее известного шамана Демниме, унаследовавший от предка сложные шаманские знания: пантеон, церемониал, песенный и музыкальный репертуар. Дельсюмяку Костеркин организовал фольклорно-этнографическую группу «Нгамтусо», с которой выступал на фестивалях в Дудинке, Норильске и даже во Франции. Сейчас шаманизм в чистом виде сохранился в немногих отдалённых посёлках Таймыра.

Фольклор нганасан тоже отражает их верования. Существуют, например, мифы о создании мира по воле «матери всего, имеющего глаза» и «бога земли». Их сын – человек-олень – был первым обитателем мира и покровителем людей. Музыкальные инструменты – бубен с колотушкой, жужжалки и гудки из птичьих перьев и дерева. Игра на музыкальных инструментах, танцы и пение до сих пор имеют для старых нганасан сакральное значение.

Ещё один известный представитель своего народа – нганасанский художник Мотюмяку Турдагин. Его потрясающие офорты, гравюры и акварели, рассказывающие о жизни нганасан, норильчане не раз видели на городских выставках. Народный мастер России, член Союза художников, почётный житель Таймыра, он скончался на 63-м году жизни, в августе 2002 года.

Ольга ПОЛЯНСКАЯ. Продолжение читайте в следующем номере «ЗП».

8 мая 2008г. в 16:00
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.