МАУ ИЦ «Норильские новости»

Главные задачи

Главные задачи

Главные задачи

Итоги 2014 года глава города Олег КУРИЛОВ подвел в предновогоднем интервью, которое дал нашим коллегам из ГТРК «Норильск».
Олег Курилов

Как уже ранее отмечал норильский градоначальник, по уровню производственного развития Норильск выгодно отличается от других моногородов России, продолжая занимать одну из ведущих позиций среди городов Красноярского края. По итогам прошедшего года Норильск уже обеспечил почти 30% промышленного производства края. Объем промышленного производства, приходящийся на одного горожанина, в пять раз превышает аналогичный показатель в целом по региону.
Нестабильная ситуация на рынке цветных металлов в течение года привела к колебаниям поступлений налога на прибыль в бюджет города. В первом полугодии наблюдалось значительное отставание по выполнению плана в части собственных налоговых доходов. Но в результате запланированных мероприятий по обеспечению сбалансированности бюджета уже во втором полугодии экономическая ситуация заметно улучшилась.
Проведенная работа позволила погасить имеющиеся долговые обязательства в объеме 600 миллионов рублей, и 2014 год был завершен без кредиторской задолженности.
Вместе с тем существует ряд проблем, которые были озвучены губернатором Красноярского края Виктором Толоконским на встрече с активом города. Именно эти вопросы в первую очередь прокомментировал Олег Курилов в ходе интервью, которое он дал на ГТРК «Норильск».
– Как вы оцениваете визит губернатора края?
– Я надеюсь, что поддержка губернатора ускорит решение достаточно большого круга вопросов. Приведу пример. В настоящее время действует краевой закон, который обязывает приобретать квартиры детям–сиротам только за счет краевых средств. Мы же предлагаем предоставлять их из средств жилого фонда Норильска, что позволило бы экономить. Готовы даже за свой счет ремонтировать. Но по Жилищному кодексу мы не имеем права передавать муниципальное жилье в социальный наем детям–сиротам, а только выкупать его. Казалось бы, вопрос лежит практически на поверхности, и Законодательное собрание края могло бы давно принять соответствующие изменения в краевой закон. Эту тему мы обсудили с губернатором, он согласился, что целесообразнее передавать квартиры внаем, тем более что в Норильске пустует очень много жилья.
Еще один серьезный вопрос — это санкции за нарушение утилизации отходов. С мертвой точки эту тему мы сдвинули в 2012 году, когда начали выписывать протоколы. Штрафы доходили до четырех миллионов рублей. После изменения законодательства, в 2013 году, протоколов стало больше, но сумма штрафа уменьшилась в 10 раз. Это расслабляет и расхолаживает предпринимателей, обычных граждан. Мы ежегодно вывозим из города сотни тонн мусора и проводим совместные субботники. Но все равно работы много. А штрафы за такие нарушения — это, конечно, более действенная мера.
– А чем в этом случае губернатор может помочь?
– Губернатор может выступить с законодательной инициативой, чтобы изменили федеральный закон, увеличили размеры штрафов или дали полномочия краевой власти устанавливать свои нормы. И губернатор уже дал такое поручение. Несмотря на то, что ряд вопросов Виктор Толоконский прокомментировал достаточно эмоционально, уезжая, он отметил, что Норильск, в отличие от многих других городов, очень рационально расходует собственные средства и краевые субсидии.
– В ходе визита краевого руководителя поднимался также вопрос об оплате проезда в отпуск медиков, которые потеряли это право с переходом в краевое подчинение с 1 января 2014 года.
– Накануне выборов губернатора в Норильск приезжал замминистра здравоохранения края. Мы ему обозначали все существующие вопросы, с которыми к нам обращаются сотрудники системы здравоохранения. Сейчас повторно озвучили все проблемы губернатору, потому что люди при переходе в краевое подчинение многое потеряли. Хотя этот вопрос и не относится к компетенции муниципальной власти, но мы все живем на территории Норильска и делить людей на «муниципалов» и «краевиков» не будем.
– Но сейчас, год спустя, вы уже можете сказать, что все–таки лучше — чтобы медики были в муниципальном подчинении или в краевом?
– Как главе города, конечно, мне бы хотелось, чтобы на территории Норильска у местной власти было больше полномочий. Соответственно они должны быть подкреплены финансовыми средствами. Такое распределение было бы оправдано. Сейчас все муниципальные услуги горожанам оказываются на должном уровне. Но есть вопросы, которые удобнее решать на месте. Например, компенсация расходов на оплату стоимости проезда, оплата больничных и другие.
– В результате разговора с Виктором Толоконским, думаете, эти задачи будут решены?
– Несомненно. Кроме того, мы многое обсудили с министром здравоохранения Вадимом Яниным, в том числе и строительство перинатального центра, который должны совместно возвести в Норильске. Формально этот вопрос находится в юрисдикции Министерства здравоохранения, но мы прекрасно понимаем, что этот центр необходим для жителей всего города и будем всячески помогать. Поручения губернатор дал. Протокол, согласованный с краевыми властями, мы уже получили. Эти поручения туда включены.
– А что касается спорта, спортивных объектов?
– Необходимо, чтобы у нас было больше спортивных объектов и они отвечали мировым стандартам. Но, к сожалению, пока у нас есть то, что есть. Надо ремонтировать, улучшать те спортсооружения, которые сейчас используются. Губернатор остался доволен осмотром Дворца спорта «Арктика». Он убедился, что спорт в Норильске востребован, но для такого города спортивных площадок не хватает, и обещал помочь.
– В условиях кризиса все экономят. А пришлось ли Норильску, формируя бюджет 2015–го, чем–то пожертвовать, учитывая непростую финансовую обстановку в крае и в стране?
– Практически нет. Что касается предложений губернатора об увеличении доходной части бюджета города, то сделать это непросто, поскольку бюджет мы формировали в соответствии с теми программными показателями, которые дает субъект — Красноярский край. Основные поступления бюджета — это налог на прибыль и на доходы физических лиц. При формировании проекта бюджета на будущий год мы прописали среднюю цену на основные группы металлов — никель и медь. Сегодня в бюджете цена прописана выше, чем реальная. Но мы прогнозируем, что она вполне может вырасти до этих показателей. Если прогнозы не оправдаются, то здесь мы подстрахованы курсом доллара, который в настоящее время показывает динамику роста. В бюджете города курс доллара прописан ниже существующего. Таким образом, мы отыграем то, что происходило в прошлом году.
– Вы всегда много говорите о бизнесе, часто встречаетесь с предпринимателями. Мы видим конкретную работу — это диалог главы города и предпринимателей в части оказания какой–то помощи конкретным слоям населения. Как вы думаете, нашему бизнесу в 2015–м будет тяжелее?
– И в 2015–м, и даже 2016–м. Мы же понимаем, что Норильск находится не в вакууме. Если мировой кризис настиг Россию, то он пришел и в Норильск. Сложнее всего будет мелкому и среднему бизнесу, который предоставляет услуги, выполняет небольшие работы на территории, ведь население в период кризиса старается ужаться в расходах.
– По статистике ощущается это падение?
– Мы ощутили, скажем так, «неразвитие». В 2012 году бизнес развивался достаточно активно: мы планировали строительство, выделяли земельные участки. С 2013 года должно было начаться строительство дополнительных объектов, ожидалось появление здесь крупных российских сетей, но этого не произошло. Все это отражение того, что происходит в России. Но любой кризис — это же временное явление. Он цикличен. Мы подобное уже проходили в 1998, 2008 годах. Радует то, что стабильно работает наше основное предприятие — «Норильский никель». Заработная плата выплачивается. А это налоги и поступления в бюджет — в наш, краевой, федеральный.
– Олег Геннадьевич, всех волнует вопрос об Украине. Очень хорошо, что жители Норильска не остались в стороне. Мы готовы помогать. Можете сказать, какие люди приезжают к нам с Украины, как они устроились?
– Поддержку мы готовы оказывать. Есть программа для лиц, которые вынуждены были переехать с Украины. В основном это жители Луганской и Донецкой областей. Федеральные средства поступили в краевой бюджет, выплатами занимается край. Для въезда в Норильск иностранным гражданам необходимо разрешение соответствующих органов. В 2014 году их было выдано 638, в 2013–м — 177. Пока все эти граждане въехали временно, но многие интересуются, как получить гражданство. Чаще всего с просьбами на разрешение въезда обращаются родственники норильчан. Если говорить о трудоустройстве, по регламенту, работодатель должен обосновать, почему гражданин Украины должен въехать на территорию города. В этом случае работодатель самостоятельно несет ответственность за выезд этого гражданина по истечению положенного срока. Я знаю лично несколько человек, которые сразу были трудоустроены на предприятия «Норильского никеля» или в социальной сфере.
По закону мы не можем предоставлять иностранным гражданам рабочие места в государственных, муниципальных учреждениях, хотя специалисты нам нужны. Особенно врачи, учителя. Механизм подтверждения их квалификации уже есть: через службы УФМС, нашего отдела УВД. Мы отработали эту схему еще в начале года, когда все события на Украине только начинались. Здесь проблем не должно быть. Если же возникнут отдельные вопросы, мы будем решать их индивидуально по каждой семье или конкретному человеку.
Подготовила Марина АНДРИЮК
Фото Владимира МАКУШКИНА и Елены ХУДАНОВОЙ

15 января 2015г. в 17:30
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.