МАУ ИЦ «Норильские новости»

В поле зрения

В поле зрения

В поле зрения

Уже больше трех месяцев воспитанники детского сада № 90 «Цветик–семицветик» занимаются в новых коррекционно–игровых центрах, оснащенных современным тифлотехническим оборудованием.
В поле зрения

Юлия КОЛЯДИНЦЕВА, заместитель заведующей детским садом по учебно–воспитательной работе:
Юлия Колядинцева
Юлия Колядинцева
– Эти центры появились благодаря конкурсу социальных проектов «Мир новых возможностей», объявленному год назад «Норильским никелем».
В конкурсе было несколько номинаций. Мы заявились в номинации «Полюс будущего», где максимальная сумма гранта составляла миллион рублей. Наш детский сад представил проект коррекционно–игровых центров «Развиваемся играя» для детей с нарушениями зрения. Хотя заниматься в них могут абсолютно все дети, это одинаково полезно для всех дошколят. Наш сад особенный — он единственный в городе, где работают четыре группы для детей с амблиопией и косоглазием, три из которых — комбинированные: их посещают как здоровые дети, так и с нарушениями зрения.
Конечная цель открытия коррекционных центров, по словам сотрудников детсада, — создание условий для успешной адаптации детей в обществе. Ведь в будущем каждому из них предстоит пойти в школу, где важность комфорта общения со сверстниками трудно переоценить.
Зинаида Кисаева
Зинаида Кисаева
Зинаида КИСАЕВА, заведующая детским садом:
– В 1999 году мы взялись за трудную задачу — открыть комбинированные группы. Для этого была проведена колоссальная работа: мы изучали научные работы по реабилитации детей с нарушениями зрения, наладили связь со схожими садами в других регионах России, готовили педагогов, нарабатывали педагогический материал, тесно сотрудничали с учеными, потому что тогда это было новаторством. Были, конечно, специализированные сады, которые посещали только дети с особенностями здоровья. А вот объединить их в группы со здоровыми ребятами пока не пробовал никто. И мы решились. Потому что понимали, что уже через несколько лет, в школе, такие ребята могут оказаться оторванными от обычного общества. В раннем же детстве социализация происходит проще.
Стоит отметить, что на начальном этапе педагоги столкнулись с недопониманием родителей детей, имеющих нарушения зрения. Мамы и папы волновались, насколько их малышам, носящим очки и накладки на глазах, будет комфортно среди здоровых сверстников. К счастью, опасения родителей не оправдались: по словам педагогов, наибольшую толерантность к детям с нарушениями зрения демонстрируют именно здоровые малыши, с кем они ходят в одну группу. Помогла активная работа воспитателей, которые проводили множество занятий (например, по типу игры в жмурки), позволяющих здоровым детям понять малышей со слабым зрением. А чтобы преодолеть родительское сопротивление, в детском саду проводились открытые занятия, встречи и беседы, и в 2003 году в «Цветике–семицветике» появились первые комбинированные группы.
Зинаида Кисаева:
– В свою очередь дети, страдающие амблиопией и косоглазием, научили остальных ребят усердности в действиях, аккуратности, которые свойственны любому человеку, имеющему нарушения зрения.
Светлана Линник
Светлана Линник
Полученное по гранту оборудование, объясняет педагог–психолог Светлана ЛИННИК, выполняет сразу три функции: коррекционную, развивающую и воспитательную. И подходит для всех детей без исключения. Подбирали его очень тщательно, ориентируясь на продукцию ведущих профильных компаний России. Важно было сделать акцент на развитие тактильной чувствительности у детей, их компенсаторных способностей — как известно, если человек плохо видит, он стремится получить информацию с помощью других органов чувств.
– Это не медицинское оборудование, поэтому не потребовалось приглашать методиста. Часть игровых центров мы раздали по группам, а основной комплекс разместили на третьем этаже детсада, в доступном для всех детей месте, – поясняет Светлана Линник.
И можно уже говорить о результате, который складывается из всего комплекса работы с детьми. Так, с малышами, имеющими нарушения зрения, занимается тифлопедагог — специалист в области коррекционной педагогики. Воспитанники сада регулярно проходят медицинское обследование на специализированном оборудовании и в случае необходимости получают квалифицированную помощь. А коррекционно–игровые комплексы расширяют возможности занятий с ребятами, в том числе страдающими нарушениями зрения.
Сейчас в планах сотрудников детсада — предоставить такую возможность и другим маленьким норильчанам.
Зинаида Кисаева:
– Детям новинки пришлись по душе — они с удовольствием занимаются, развиваются, улучшаются их эмоциональное состояние, зрительное внимание, ориентировка в пространстве, все это в конечном итоге помогает им расширять свои знания об окружающем мире. Мы планируем написать дополнительную программу, получить на нее лицензию и оказывать педагогическую и медицинскую помощь детям с нарушениями зрения из других детсадов. Хочется сделать наши центры доступными для всех семей города, воспитывающих таких малышей. Возможно, в будущем в группах сада будут организованы детско–родительские игровые клубы. Начать эту новую большую работу мы планируем уже в следующем году.
Татьяна ЗАЧУПЕЙКО
Фото Елены ХУДАНОВОЙ

16 апреля 2015г. в 17:30
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.