МАУ ИЦ «Норильские новости»

Огонь на поражение

Огонь на поражение

С мая по октябрь этого года норильский магазин отразил 17 атак со стороны контролирующих органов.

“Нехорошая” квартира

Помещение бывшего магазина “Минусинский”, что на улице Севастопольской, 5, пустовало несколько лет. Казалось бы, и место бойкое, и торговый зал со складом — то, что надо, а вот поди ж ты: не складывалась здесь ни у кого торговля. Как будто висело над перекрестком Севастопольской и Богдана Хмельницкого какое–то проклятие.

Но вот 1 февраля этого года магазин ожил. Три месяца шли ремонтные работы, завозилось оборудование и товар, и, наконец, 30 мая продуктовый магазин с гордой вывеской “Любимый” распахнул перед покупателями свои двери. И держал их открытыми круглые сутки. Те, кто шел на ночную смену или возвращался с неё, получили возможность купить что–нибудь из еды в своём районе, недалеко от дома. Но продлилось это недолго. Уже через две недели припозднившиеся покупатели были неприятно удивлены: магазин стал работать до одиннадцати часов вечера. В общем–то, всё верно. Согласно новому СанПину круглосуточная торговля во встроенно–пристроенных помещениях не допускается. Только если ни у кого нет особых возражений, то... Однако в данном случае возражения были. Над магазином расположены две квартиры: одна — над торговым залом, другая — над складом. И если жильцов первой тесное соседство с торговой точкой не слишком смущало, то жильцы второй начали испытывать неудобство и жаловаться на шум. И в самом магазине, и в квартире замеры шума проводились четыре раза — до и после установки шумозащиты. Во всех случаях показатели оставались в пределах нормы. Казалось бы, тут и сказочке конец? Но нет. Всё только начиналось.

Результаты проверок хозяев “нехорошей” квартиры не устроили. Зачем, спрашивают они, измерять уровень шума с 23.00 до ноля часов, если обычно он раздается гораздо позже — в три–четыре часа ночи? Не считая конфликт улаженным, они продолжили писать жалобы в различные инстанции. А теперь внимание: за четыре месяца в магазине “Любимый” было проведено семнадцать (!) проверок. Здесь побывали, причем не по одному разу, представители практически всех контролирующих органов, действующих на территории Норильска. Роспотребнадзор, архитектурный надзор, ОБППРиИАЗ, ЦГСЭН, управление потребительского рынка и услуг исправно реагировали на поступавшие к ним письма. Два раза создавалась общегородская комиссия, проводилась комплексная проверка. Прибавьте к этому списку регулярные вызовы милиции с жалобой на шум в магазине в ночное время и чуть ли не еженедельные визиты в “Любимый” участкового. Не знаю как вы, а я что–то не припоминаю ни одного случая, когда торговое предприятие подвергалось столь массированной атаке со стороны властей. Интересно, что реальным результатом многочисленных “десантов” пока стали штрафы на общую сумму в три тысячи рублей. Неплохая отдача, правда? И надо ли говорить, что нарушения, за которые на руководство магазина были наложены эти штрафы, не имеют никакого отношения к повышенному уровню шума в его помещениях?

В осаде

Директор “Любимого” Ирина ПОЗДНЯКОВА считает сложившуюся ситуацию абсурдной: “Мы не знаем, что делать, с чем придут к нам проверяющие в следующий раз. Дошло до того, что мы боимся ставить в зале магнитофон. Как потом докажешь милиции, что ночью он не был включен? Самое обидное, что повод для проверки может быть любым. Даже если факты, указанные в жалобе, не подтверждаются, проверка состоится. Вот вам пример: поступило сообщение, что мы якобы загружаем товар на склад через окно во дворе. Окно находится в трех метрах от земли, оно зарешечено, и, кроме того, за ним установлен сварной стеллаж. Каким образом его можно использовать для загрузки? Вымысел чистой воды! Но это уже никого не волнует. Раз здесь всё в порядке, надо искать другие нарушения, не пропадать же визиту. На вопрос, когда прекратится этот бессмысленный процесс, я слышу одно и то же: “Пока будут поступать жалобы, мы будем на них отвечать”. Остается только развести руками”.

Еще одна головная боль для Ирины Петровны — остановка строительства дебаркадера. Сейчас товар доставляют в магазин через центральный вход. Это не устраивает никого — ни поставщиков, ни продавцов, ни покупателей. Но в первую очередь это противоречит требованиям СЭС и пожарной инспекции. Для решения проблемы еще в мае был разработан проект по строительству дебаркадера, собраны необходимые документы и подписи, прорублена дверь во двор. Но... очередная жалоба — и красный свет. Я понимаю логику жильцов: кому понравится постоянная возня под окнами, грохот дверей, выхлопные газы машин? Задумай владельцы продать квартиру, вряд ли всё это добавит ей привлекательности в глазах покупателей. Кстати сказать, “квартирный вопрос” тоже подливает масла в огонь конфликта. По словам дирекции магазина, ради общего блага они были готовы выкупить жилье у беспокойных хозяев. Но не сразу — через год, когда на это появятся средства. Говорят, что было встречное предложение — совершить сделку в течение месяца. Именно в отказе от него руководство “Любимого” видит возможную причину лавины жалоб, обрушившихся на магазин.

Из–за чего шум?

Противная сторона считает подобное предположение оскорбительным для себя. “Это наш дом, и переезжать мы никуда не собираемся, — сообщили мне по телефону. — Район хороший, удобный, в центре города. Нам здесь нравится. Единственное, чего мы хотим, — прекращения шума по ночам. Шумоизоляция от него не спасает, мы всё равно слышим топот, звук передвигаемых коробок, разговоры и смех. Это вдобавок к тому, что магазин открывается в семь утра, и мы вынуждены просыпаться в это время, даже по выходным. Дайте же нам спокойно отдохнуть”.

Ирина Позднякова не отрицает, что время от времени после одиннадцати часов в торговом зале могут находиться клиенты — те, кто зашел в “Любимый” перед самым закрытием. “Никогда я не пойду на то, чтобы выгонять из магазина покупателей”, — говорит она. В ночное время в магазине также остаются продавцы, которые готовят его к новому рабочему дню: моют холодильники, делают уборку, выставляют товар, проверяют ценники и срок годности продуктов. “Для нас это необходимость. Площадь большая, работы много. Пару раз мы попробовали не выходить в ночную смену и потом целую неделю не могли навести порядок”, — так комментирует ситуацию Ирина Петровна.

Дела идут, контора пишет

Я не берусь судить, кто прав, кто виноват. Но страдают, безусловно, все. Жильцы района, лишившиеся круглосуточной торговой точки, — раз. То, что она действительно здесь нужна, подтверждают двести подписей, поданных за 24–часовой режим работы магазина. Нанесен немалый ущерб деловой репутации предприятия: мало какой чиновник захочет пойти навстречу руководству магазина, обладающего скандальной известностью в городе. На время некоторых проверок “Любимый” приходится закрывать — а это пахнет упущенной выгодой. Да и сами проверки в таком количестве (не забыли? Их уже было семнадцать) кого угодно способны выбить из рабочей колеи. Это два. Милиция начинает терять терпение из–за необоснованных вызовов — это три. Хозяева злополучной квартиры не спят по ночам — это четыре.

Пожалуй, выгоду из создавшегося положения могут извлечь только контролирующие органы. Судите сами: больше проверок — больше отчетов. Больше отчетов — выше премия. Всё в соответствии с олимпийским принципом: “Главное не победа, а участие”. В принципе, отпадает даже необходимость посещать сам магазин: всё, что там происходит, уже давно изучено и зафиксировано — знай, переставляй дату проверки. И если я ошибаюсь, то покажите мне результат. Не отчет, не отписку, не заявление, а конкретное решение проблемы. Иначе я больше поверю горьким словам Ирины Поздняковой: “Мы сделали хороший, чистый и красивый магазин. За это нас и наказывают. Ты годами можешь работать в киоске, работать, как в голову взбредет, и никто тебя не тронет. Но стоит высунуть голову, и её снимут”.

Владимир ШИЛОВСКИЙ.

19 октября 2005г. в 16:30
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.