МАУ ИЦ «Норильские новости»

Последняя электричка

Последняя электричка

Последняя электричка

Еще одним экспонатом пополнился музей под открытым небом Норильской железной дороги. Электричка, с которой начиналась когда–то дорога в аэропорт, детский лагерь «Таежный», да и просто за грибами «под Дудинку», теперь будет дарить горожанам теплые воспоминания.
Новый экспонат музея под открытым небом

Четыре экспоната уже стоят на площади перед управлением ПТЖТ. Это один из первых в Норильске образцов железнодорожной техники — промышленный электровоз IV–КП–I, автомотриса АС–1 — «красная дрезина», которая шустро возила руководство города, вагон пассажирского электропоезда СР — образчик старого электросостава, и служебная автомотриса АС–3М. Сейчас музей строительства и развития Норильской железной дороги получил пополнение: электричку ЭР1.
Электрички ЭР1 появились в Норильске в 1981 году. Эти новые электропоезда пришли на смену старым электричкам СР, работающим от напряжения в 1500 вольт. Для более мощных и комфортных электричек вся контактная сеть НЖД и все подстанции были переведены на 3000 вольт.
Установка электропоезда ЭР1
Установка электропоезда ЭР1
Интенсивность пригородного движения в Норильске в 1970–1980 годах не уступала некоторым областным центрам. По самой северной в мире железной дороге возили пассажиров и в Талнах, и в Дудинку, и в Кайеркан, и в аэропорт (в 1964 году в Алыкеле был открыт временный аэродром, а автодорогу тогда еще только начали отсыпать).
Александр БАЛАНДИН, машинист тепловоза:
Александр Баландин
Александр Баландин
– Я работаю на Норильской железной дороге с 1983 года, управлял электропоездами ЭР1 и ЭР2. Приходилось работать и на той самой электричке, которая сейчас стала экспонатом. Я водил составы в трех направлениях: в аэропорт, в Дудинку и на станцию «Разрез» под Кайерканом. Электрички тогда уходили с Октябрьской площади, где построили довольно высокие посадочные платформы и аккуратный деревянный павильон — своеобразный мини–вокзал, там продавались билеты.
Летом электрички становились «поездами здоровья», норильчан в грибную пору возили, например, до станции «Тундра». Ведешь, бывало, электричку из Дудинки, а вдоль полотна стоят грибники: разбрелись по лесу, отошли от остановок и с полными ведрами голосуют. Приходилось останавливаться, подбирать — не бросишь же уставших людей. Электричка была палочкой–выручалочкой и в пургу, когда закрывали автодорогу до Кайеркана, на ней в Кайеркан возили продукты, а оттуда — больных и рожениц.
«Моя» электричка сначала тянула восемь вагонов до Алыкеля. Когда в город пришли новые электропоезда ЭР2 и ЭР2Т, она стала ходить на станцию «Разрез». Насколько я помню, она была списана в 1986 году, потом стояла в депо.
Станция «Площадь Октябрьская». 1980-е годы
Станция «Площадь Октябрьская». 1980-е годы
В норильской электричке. 1992 год
В норильской электричке. 1992 год
Станция на Октябрьской площади особенно памятна тем норильчанам, которые в детстве отдыхали в пионерском лагере «Таежный». В советское время ежегодно в июне из Дудинки в «Сибирский «Артек», как называли «Таежный», на теплоходе отправлялись порядка двенадцати тысяч школьников и сопровождающих. Специально для них норильские электрички выполняли «пионерские рейсы»: полные составы школьников уходили в Дудинку. На станции на Октябрьской площади пионеров встречали и провожали родители.
Электричка прибывала на станцию «Площадь Октябрьская» вплоть до начала 1990–х годов. В это время было принято решение застраивать четную сторону улицы 50 лет Октября. В 1991 году дети, уезжающие в летние лагеря, последний раз сели в электричку на этой станции. Железнодорожная линия до Октябрьской площади была демонтирована, а уютный вокзальчик — снесен.
Проводы «пионерского поезда». Середина 1980-х годов
Проводы «пионерского поезда». Середина 1980-х годов
Норильская электричка продолжала ходить до станции «Зуб–гора», но, впрочем, и ей оставалось работать недолго. В 1990–х годах все пассажирские железнодорожные перевозки в Норильске были признаны нерентабельными, да и горожане давно уже предпочитали ездить в Алыкель и Кайеркан по автомобильной дороге. Последний рейс норильская электричка совершила 1 февраля 1999 года — этим и закончилась эра пассажирских железнодорожных перевозок в Норильске. Так от нас сбежала последняя электричка.
На музейных рельсах
На музейных рельсах
Но в памяти норильчан еще живы веселые летние или долгие зимние поездки на электричке. Кто–то вспомнит, как его ребенком отпаивали чаем, когда состав вставал из–за снежных заносов, кто–то ездил на ней в Дудинку на спортивные состязания. А сейчас на Вокзальной площади можно вновь полюбоваться на последнюю электричку, потрогать ее железные бока. Железнодорожники, кстати, подумывают о том, чтобы сделать вагон открытым и даже разместить в нем небольшой филиал своего музея.
Светлана ГУНИНА
Фото Владимира МАКУШКИНА, Алексея АРЛЮКОВА и из архива автора

10 декабря 2015г. в 17:45
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.