МАУ ИЦ «Норильские новости»

Изучаем Таймыр

Изучаем Таймыр

Изучаем Таймыр

Шестая Конференция исследователей территории (КИТ) успешно прошла в Музее истории освоения и развития НПР. В целом ее можно сравнить с талантливо сделанной мозаикой — все детали органично совпадали. Было интересно и разнообразно, и многие слушатели провели там весь день.
Изучаем Таймыр

20 докладов на самые разные темы перетекали один в другой: последние приобретения музеев, таймырский мамонт, местная топонимика, популяция дикого северного оленя, туристический поход... Как отметили организаторы из Клуба исследователей Таймыра, уровень участников конференции и подготовка слушателей позволили превратить конференцию в непринужденный диалог, понятный всем.
Рассказать обо всех докладах в одной публикации невозможно, постараемся так же мозаично поделиться самой запомнившейся информацией.

В Таймырский Дом народного творчества таинственный даритель принес коллекцию нганасанской атрибутики и скрылся.

Светлана Кудрякова, главный специалист по нганасанской культуре ТДНТ, продемонстрировала фотографии из новой коллекции. Там и шаманская атрибутика, включая бубен, и детские обереги, и курительные трубки, и украшения из железа, считавшегося у нганасан мистическим материалом, и даже идолы койка — всего около 200 предметов.
Как пояснила Светлана Кудрякова, к ним пришел молодой человек, представившийся Евгением, он посмотрел экспозицию Дома творчества и неожиданно предложил отдать специалистам свою подборку предметов нганасанской атрибутики. После удивленных расспросов он скупо рассказал, что работал в поселке Усть–Авам на ремонте школы, и местные жители приносили ему редкости «где–то за водку, где–то за деньги, где–то бесплатно». «А бубен откуда?» — «Да, у одного Костыркина взял». Светлану Кудрякову, саму в девичестве Костыркину, этот рассказ взволновал, тем более выяснилось, что бубен принадлежал ее дяде – шаману Леониду Костыркину. Тем же вечером таинственный даритель принес коллекцию в ТДНТ, отдал и быстро ушел, добавив, что хочет, чтобы она хранилась именно там. Сотрудники Дома народного творчества, зная, что культовыми предметами, особенно идолами койка, шутить не стоит, позвали местных бабушек, выяснили, как обращаться с дарами, попросили прощения у новых экспонатов и смазали их жиром. Может быть, причина столь неожиданного подарка именно в том, что идолам не понравился их новый владелец, и парень на себе ощутил воздействие койка. Как бы то ни было, ТДНТ теперь обогатился новой коллекцией, а часть вещей можно будет увидеть и в норильском музее.

За последние 15 лет численность дикого северного оленя на Таймыре упала в два раза.

Главный научный сотрудник Объединенной дирекции заповедников Таймыра Михаил Бондарь рассказал о дистанционных методах изучения млекопитающих на севере Красноярского края. За последние годы на вооружении ученых появились технические новинки, позволяющие отслеживать и изучать ареалы обитания, пути миграции и численность таймырских млекопитающих. Так, радиоошейник позволил отследить перемещение белой медведицы с медвежонком, которой приходилось следовать на север и догонять быстро отступающий лед. Но море вскрывалось быстрее, чем шли и плыли медведи, и летом они оказались отрезаны ото льда чистой водой. После трехдневного заплыва они все же достигли льда, но соленая вода, по всей видимости, разъела крепления радиоошейника, и наблюдения прекратились.
Авиационные и беспилотные исследования, снимки со спутников, фотоловушки и прочие технические новинки позволяют изучать не только белого медведя, но и моржа, снежного барана, лося и северного оленя. Так, согласно авиаучету, проведенному в 2014 году, численность дикого северного оленя примерно равняется 500 тысячам голов. При этом еще в 2000 году ученые оценивали таймырскую популяцию в миллион особей. То есть за минувшие 15 лет оленя стало меньше в два раза, и, по мнению ученых, виноват в этом, в том числе, и человек: отстрел ради туш и пантов и прочая антропогенная нагрузка.

Новые версии в норильской топонимике: «нэрилэ» в юкагирском языке — «земляной холм, состоящий из скал».

Лариса Стрючкова, главный редактор альманаха «Неизвестный Норильск», поделилась своими последними открытиями в изучении таймырских географических названий. Так, давно известно, что название озера Лама с эвенкийского переводится как «большая вода», «море». Но Лариса выяснила, что с юкагирского «лаамэ» — значит «собака». Вполне возможно, что в наименовании озера Собачьего произошло смешение понятий: эвенкийское «море» и юкагирское «собака» смешались. И соответственно Собачье озеро, по легенде названное в честь пса, спасшего целый род, на самом деле просто тезка озера Лама.
Еще Лариса Стрючкова рассказала посетителям КИТа о реке Норильской, от имени которой назван наш город. По устоявшейся традиции считается, что оно произошло от слова «норило» (ныряло) — «длинная палка, предназначенная для протягивания сетей подо льдом». Впрочем, есть много других версий: эвенкийское «нориликан» — пестрый, полосатый; ненецкое «нярава» — «медь, латунь»; юкагирское «ньюорил» — «болото». Есть в юкагирском языке и «нэрилэ» — «земляной холм, состоящий из утесов, скал».

Мамонт Женя вернулся на родину, и теперь его можно увидеть в Таймырском краеведческом музее.

О возвращении мамонта Жени сообщил Егор Тулновский, спецкор «Северного города», снимавший находку, сделанную в 2012 году в районе мыса Сопочная карга, и отслеживающий дальнейшую его судьбу. Такая цельная находка — всего вторая в истории, после Березовского мамонта. Найденную тушу увезли на два года в Питер, где ее обработали и изучили. Теперь Женю вернули, и в Дудинке официально открылась его экспозиция.
Экспозиция разбита на три части. Первая — скелет. Обычно экспонируются сборные костяки из пяти–шести найденных мамонтов. Наш примечателен тем, что он представлен целиком, у него все — свое, родное. Еще одна его особенность — у него только один бивень, второй из–за врожденного дефекта не развился. Вторая часть экспозиции — чучело. Представлена только половина шкуры Жени, поэтому мамонт лежит на том боку, где туша вытаяла, и шкура не сохранилась. Однако уцелели некоторые внутренние органы Жени, которые также являются частью экспозиции. Увидеть все это можно в Таймырском краеведческом музее.
Светлана ГУНИНА
Фото Владимира МАКУШКИНА

26 января 2016г. в 17:15
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.