МАУ ИЦ «Норильские новости»

Фаинин джаз

Фаинин джаз

Фаинин джаз

Победитель муниципального этапа конкурса «Учитель года» Фаина КУШНИР поедет в Красноярск представлять наш город на краевом состязании. Сегодня мы говорим с ней о конкурсе, ее победе и призвании учителя.

Фаина Кушнир
Фаина Кушнир
В гимназии № 1 кандидат педагогических наук Фаина Геннадьевна работает по своей первой специальности — учителем биологии и химии, плюс ведет такие предметы, как экология и краеведение. У нее свой, особенный, подход к обучению школьников.
— Школа — это условная модель жизни, — рассуждает педагог, — и основа этой модели — работа с профильными предметами. То есть мы раскладываем мир на мозаику и анализируем по отдельности математику, физику, химию... Вопрос: когда, учитывая объем знаний на уроках, эту мозаику собирать назад в голове у ребенка? Надо сделать так, чтобы не заглушить его информацией, чтобы он легко оперировал ею в ежедневной жизни, адекватно ощущал себя в пространстве, где по стенам не развашаны формулы и логорифмические таблицы...

Верным курсом

В рамках своего предмета Фаина Кушнир реализует знания, полученные ею при работе в заповеднике «Большой Арктический», где она трудилась много лет. Вот что она рассказывает о вехах своей судьбы:
— Я — музейный педагог. Но жизнь трижды разворачивала меня по верному курсу. Первое везение — работа в музее и получение второго профессионального образования — «Музееведение». Но школу ни на минуту не оставляла, совмещала, создавала общие проекты и направления, преподавала в кружках и высших учебных заведениях, вела продуктивную учительскую деятельность. Музей подарил мне позиции другого видения, он тоже — модель жизни, но более широкая, комплексная. В школе учитель — величина, но он — единица. Музей — это умение работать в команде, там один проект делает группа людей. И мера ответственности, которую учитель несет сам по себе, распределяется тут на коллектив. В школе — программа, а в музее — будьте любезны, генерируйте идеи: никакой программы, придумай сам. Пришлось придумывать. Именно в музее при его директоре Лилии Печерской я ощутила свободу педагогического творчества и состоялась как учитель.
Потом появился заповедник. Туда Фаина пришла... ну, конечно, с идеей создать там музей. Так появился в ее исполнении передвижной музей природы Арктики.
Фаина Кушнир:
— В заповеднике появилась возможность работать с самой разной аудиторией от 5 до 105 лет. Опять границы расширились! Там была только одна проблема: говорить надо было только об экологии. И тут пошли в ход неограниченные возможности в выборе средств и аудитории: тренинги с педагогами, интерактивные курсы на природе, поездки в экспедиции, работа с одаренными детьми, трансформация материала для малышей. Кстати, пятилетний человек более умный и ушлый: в пять–семь лет дети и так знают, как устроен мир, им не требуется наша помощь, у них уже все сложилось, поэтому с ними безумно интересно работать!
Главной темой для Кушнир в этот период стала экология, при сотрудничестве с третьим лицеем появилась кандидатская на эту тему. А потом снова «случилась» школа — 1–я гимназия.
— Это мое третье везение, очередной виток спирали, на котором сейчас и нахожусь. На этой площадке я попробовала все, что умею, здесь преломились и сконцентрировались все навыки и устремления.
Сейчас, когда появился предмет «Экология и природа Красноярского края», многие задумались: как его преподносить, когда не существует учебников? Да, курс небольшой, рассчитан на полгода, но где взять материалы, если нет ни наглядных пособий, ни учебных фильмов...
Но для Фаины это оказалось не проблемой, а очередным приятным преодолением — ей было где развернуться и куда направить свой пытливый ум и неиссякаемый интерес:
— Я взяла рекомендуемые программы. За много лет у меня собрались коллекции из экспедиций, появилась масса полезных контактов. Я стала использовать все возможные средства. Например, на выставке о Мангазее у меня было более ста подлинников 18–19–го веков, все — из семей норильских коллекционеров, в том числе живших ранее в Туруханске, где с годами вытаивает территория и обнаруживаются интересные находки. Среди экспонатов у меня был затвор ружья 18–го века, прямо с кремнием, елизаветинские монеты и многое другое.
Сейчас в кабинете у Фаины Геннадьевны оформлена выставка «Дыхание Таймыра» — о взаимоотношениях человека и природы через традиционные культуры. Это тоже темы ее интерактивных уроков. На выставке нет этикеток и текстов — дети сами проводят экскурсии и получают оценки за то, что и как говорят посетителям.
На конкурсе «Учитель года»
На конкурсе «Учитель года»

«Методика — это мое»

В конкурсе «Учитель года» наша героиня защищала тему «Экологическое образование музейными средствами» — писала эссе, готовила презентацию, провела открытый урок с «чужими» детьми, на площадке 7–й гимназии.
— Для меня это запросто — мне не надо привыкать к аудитории, за много лет я, будучи экскурсоводом, научилась импровизации. Экскурсия — это ведь как джаз. Рраз! — и выдал. Это не заученный текст, и, как в школе или в телепередаче, не надо посекундно выверять свою речь.
Мне сложно изнутри оценить, как проходил конкурс. Нагрузка была, конечно, требовались время, сила, энергия. Большое трудно было уместить в малое — отсечь, как скульптору, лишние куски мрамора и оставить лишь то, что важно. Хорошие векторы и ориентиры в этом умении мне дала наш завуч по научно–методической работе, моя коллега Наталья Сергеевна Лаврентьева. Раньше я участвовала в конференциях, семинарах, мастер–классах и мастерских, а тут оказалась как бы внутри. Это приятная суета, которая однозначно бодрит!
И потом, было здорово пожить в одном творческом пространстве с лучшими учителями Норильска — Ольгой Кузнецовой, Ларисой Нарушевич, Аллой Майбах, Виталием Старостой... Считаю, что на конкурс делегируют достойнейших. Я очень уютно чувствовала себя в этом состязании — и конкурсанты, и члены жюри были максимально заряжены добром.
Помню, эссе писали — как экзамен сдавали: за два часа полторы страницы на заданную тему. Я порассуждала, как могла, о значении моей профессии для меня, вспомнила, что я из учительской семьи, написала о нашей семейной династии педагогов. Я ведь с детства любила литературу, мама преподавала этот предмет, а тетя была учителем физкультуры. Обе дружно отговорили меня от филфака и факультета физвоспитания. А музей тогда в меня еще не пророс... И я выбрала биологию: мне, норильскому ребенку, это показалось очень романтично и близко к литературе: цветы, бабочки, птицы... А когда поступила, поняла, что это математика, физика и химия... Пришлось полюбить и не очень любимое. Как? Нашла путь — через методику, через то, как можно сделать неинтересное интересным. Оказалось, что именно это — мое. И сейчас методическому творчеству я уделяю массу времени, у меня много разработок. Мне интересно, как подать материал, через какие средства и формы, поэтому я пишу сценарии музейных мероприятий и праздников, интерактивных экскурсий и игр, издаю статьи и монографии.
Необычный урок
Необычный урок

Ближе к природе

На вопрос, чего, по ее мнению, не хватает норильским детям, Фаина Геннадьевна отвечает:
— Наши дети обделены возможностью общаться с природой, с доступной, по сути, средой. Зато у нас с гаджетами все хорошо... А вывозишь людей на турбазы — хоть школьников, хоть студентов, хоть взрослых — ноль знаний. Вот едете отдыхать на шашлыки — сойдите с деревянного настила, шагните в траву — и это уже дикая природа. Сколько растений вы можете назвать? А обед из трех блюд из таймырских трав и даров тундры можете приготовить? А если встретился неведомый зверь — лемминг? Это, кстати, опасная встреча — его укус может нанести вред здоровью человека. Наши люди не информированы даже на начальном уровне. Нет книг, где интересно и доступно было бы написано о нашей природе. У нас либо издания для ученых, либо подарочные фотоальбомы с вводными общими статьями. Поэтому крутимся, как можем. Даже выездные мастер– классы по выживаемости проводим. Хотите попробовать свои силы? Организуем, не вопрос.
Марина КУЗНЕЦОВА
Фото Владимира МАКУШКИНА и из архива управления образования

22 марта 2016г. в 17:30
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.