Динамика развития
Динамика развития

Об экономике
Об Арктической зоне
Межбюджетные отношения, действующие сегодня в Российской Федерации, не позволяют Норильску жить за счет собственных доходов. И это притом что консолидированный бюджет Красноярского края на 30% формируется за счет налоговых отчислений с территории Норильска. Часть этих денег возвращается в наш город, но они уже являются целевыми, то есть город их может тратить на четко установленные расходы. Это лишает городские власти возможности маневра и не позволяет оперативно решать неотложные вопросы.Конечно, такое положение нас не устраивает, мы эту тему поднимали неоднократно. В марте 2015 года я озвучил проблему на 35–м съезде Союза городов Арктики. Этому предшествовала большая работа: мы с мэрами городов, которые входят в наш Союз, а это около 60 городов, запросили информацию, изучили все предложения и обобщили существующую практику. После этого все предложения были направлены в Госдуму, Совет Федерации и правительство РФ. Понятно, что это процесс не быстрый, но мы будем продвигать его и дальше.Еще один очень злободневный вопрос для Норильска — сохранение зданий и сооружений, построенных на вечной мерзлоте. У нас достаточно изношенный жилой фонд, и его нужно обновлять — ремонтировать старые дома и строить новые. Строительство в Заполярье дорогое, поэтому без помощи федерального бюджета мы не обойдемся. Подобные проблемы характерны для многих городов Заполярья, поэтому мы также обобщили предложения и практику других муниципалитетов Арктической зоны, вынесли тему на широкое обсуждение. Она прозвучала на форуме КЭФ–2016 и сегодня взята в работу Государственной комиссией по Арктической зоне, которую возглавляет вице–премьер правительства Дмитрий Рогозин.В настоящий момент мы стараемся внести дополнения в программу развития Арктической зоны. В своем нынешнем виде она нас пока не устраивает, но главное, что наши предложения были услышаны. Сейчас мы работаем над тем, чтобы внести в эту программу несколько изменений. Во–первых, они касаются мониторинга вечной мерзлоты. Мы должны понимать и знать, как она себя ведет. Во–вторых, речь идет о сохранении и развитии городской инфраструктуры. Мы добиваемся получения средств из федерального и регионального бюджетов на эти цели.Упомяну еще об одном важном аспекте. В программу переселения, которая действует в Норильске, федеральный бюджет не перечислил свою часть средств на 2016 год — 830 миллионов рублей. Программа в этом году действует только наполовину, за счет финансов, которые выделила компания «Норильский никель». Мы хотим, чтобы вопросы переселения также были включены в программу развития Арктической зоны: тогда норильчане смогут рассчитывать на гарантированный переезд, а муниципалитет будет способен обеспечить жильем нуждающихся за счет высвобождаемых квартир.Работая над решением всех вышеперечисленных вопросов, мы ведем прямой диалог с Министерством строительства РФ. Замечу, мало какой город, не являющийся столицей региона, может себе это позволить. Мы можем. Более того, Норильск сегодня рассматривают как пилотную площадку для развития Арктической зоны.
О региональном операторе
Об инвестиционной политике
На недавнем Красноярском экономическом форуме мы презентовали инвестиционный паспорт Норильска. В этом документе представлены все привлекательные стороны Норильска для бизнеса. Также на форуме мы озвучили то, в каких сферах жизни города хотели бы видеть участие бизнеса. Муниципалитет готов оказывать активную помощь в реализации инвестиционных проектов, направленных на развитие НПР. На различных форумах мы обсуждаем привлечение инвестиций в Норильск, так как понимаем, что в условиях кризиса деньги нужно вкладывать в стабильные территории — как раз такие, как Норильск.