МАУ ИЦ «Норильские новости»

Школа отношений

Школа отношений

Школа отношений

Накануне профессионального праздника педагогов очень кстати портрет настоящего учителя. Именно к таким относится наша героиня — учитель начальных классов гимназии № 4, финалист конкурса «Учитель года — 2016» Лариса НАРУШЕВИЧ.
Школа отношений

Напомним, конкурс «Учитель года» проходил в три основных этапа зимой и весной 2016 года. Финалистом муниципального этапа стала Фаина Кушнир, педагог 1–й гимназии. Лариса Нарушевич набрала почти такое же количество баллов, но поехать представлять северную команду в Красноярск не смогла — собиралась в очередной поход, весьма важный для нее. Картограф по первой специальности, добывающая мрамор в Саянах и облазившая пол–Таймыра, все свое время, помимо учительской деятельности, Лариса посвящает общению с природой, окружающим миром. И мир у нее всегда — на ощупь. И поэтому дети, которых приобщает к тому, что любит сама, всегда воодушевленные. Именно это ценнее всего.

Лариса Нарушевич проводит мастер-класс
Лариса Нарушевич проводит мастер-класс

— Я суперзанятой человек, но у меня принцип жизни: относиться к другим так, как будто все они за тобой стоят, — говорит она о своем участии в проекте управления образования. — И если надо было показать лицо гимназии, значит, стоило сделать это на все сто, представить команду, клан. Так что поход пришлось совмещать с подготовкой к турниру. Выдержала.

Работа в этапах конкурса велась колоссальная, и это на фоне повседневного труда. Тут главное — не допустить выгорания, важно через трудности получить удовлетворение.

— Возраст после сорока не смутил вас, ведь в конкурсе в основном участвует молодежь? Или это условно?

— Возраст самый классный, знаете, когда? Когда ты созрел, когда можешь повернуть урок или ситуацию в любую сторону. Эта уверенность появляется в промежутке от 30 до 35 лет. После сорока появляется некий штамп: я же мастер... (улыбается. — М.К.). В этом плане подобные конкурсы и хороши: начинаешь смотреть на себя со стороны, действительно ли ты соответствуешь образу, который «нарисовал» за годы или создали вокруг тебя другие? Для меня это оказалось неким экзаменом, некой чисткой и одновременно новым потоком информации.

— На мастер–классе вы с командой «четверки» показали, насколько важно быть здоровым, вплоть до методик и практических технологий...

— Если ты сам не очень здоров, если не стараешься сохранить умственное, духовное здоровье, душевное равновесие, как ты можешь другого научить? Тут никакая методика не сработает. Конечно, я с себя начала, и давно. Применяю на уроках восточную дыхательную гимнастику — занималась ею восемь лет, училась управлять своим организмом. 10 лет, как учу детей ее использовать: подышал правильно, привел мозг в порядок — заставил организм работать. Я на своем опыте показала, почему мои детки другие. Потому что я — другая. Вот мне 47 лет, а я чувствую себя бодрецом, как будто мне 27!

— Почему? Как?

— По состоянию духа. Плюс физика собственная дает силы, энергию — ее хватает, чтобы других вести за собой.

— Вы продемонстрировали иное отношение учителя к детям и через это — иные подходы к обучению. Скажите, дети сейчас другие?

— Они менее крепки физически. И духовная составляющая разрушена у многих. А все потому, что ценности изменились: ушли старые, не созданы новые. Если семья попыталась их сохранить и привнести, с таким ребенком намного легче работать. С малышами в этом смысле в разы проще — там многое можно подкорректировать, показать этот мир в его полноте, удивить ребенка, заставить думать, размышлять, открывать, чувствовать. Надо просто сказать: я тебе сейчас открою другую дверь — посмотри, какая там может ожидать тебя жизнь. Это... такая... некая аватарка. И ребенок в восторге: «Вау! Разве ТАК бывает?» Бывает. Посмотри, какая в природе гармония, как все тут красиво и радостно. А почему? Потому что все связи взаимодействуют и на любви строятся.

Когда ты близок к духовной составляющей, а я верующий человек, тогда ты сам любовью этой напитан, то и двери распахиваются... И ребенок понимает: да, без души туда никак внутрь не двинуться, не приблизиться.

— А как это можно перенести на отношения в школе?

— Просто. Анализируешь любую ситуацию с детьми: как можно было бы поступить, давайте рассмотрим варианты. И мы разыгрываем: вот тебя Ромка долбанул портфелем по голове, а давай не злиться сейчас на него, а вспомним, как еще час назад он вместе с тобой гулял, как помог тебе перебраться через лужу, перепрыгнуть через камень, подал руку, какой он был другой тогда. Так давай простим ему этот портфель, пожмем руку. Такие составляющие в реальную жизнь переносишь, и становится немножко легче. Дети это понимают.

— Поэтому вы стараетесь почаще «переносить» их из комнатных условий в естественные?

— Город — это некий аквариум, да, и мы как рыбки тут. И если условия поменять, выходы в природу сами продиктуют нам новые уровни. Это, кстати, экзамен для каждого: и для ребенка, и для взрослого.

Ситуации, особенно сложные, да еще и за пределами зоны комфорта, открывают внутренние качества, обнажают твою суть. Для этого детей в первую очередь надо лишь увлечь, причем по–настоящему. Порой в походе забитый двоечник оказывается надежным другом — он иначе мыслит, поступает, начинает сам верить в себя. У него появляется другая роль, и он в ней живет, он в ней естественный, без вот этой привычной школьной пыльной оболочки. Он приносит пользу, он востребован, он — другой. И он — герой. И, наоборот, крутой отличник не может обойтись без своей привычной роли в походе: тужится, но на лидера совсем не тянет — вот ломка–то!..

Важно, когда родитель видит, что происходит с его дорогим чудом, которое он сотворил. Иногда папам и мама полезно посмотреть на ребенка другим взглядом, под новым углом — порой целая жизнь от одного похода может поменяться.

Финалисты конкурса «Учитель года -2016»
Финалисты конкурса «Учитель года -2016»

Лариса Нарушевич:

«Учитель ты или нет, волшебник или только учишься, прежде всего каждый человек должен пытаться любить других, какие бы они ни были...».

«Вот бывают дети благородные, особенно прошлый мой выпуск, который сейчас в 10–й класс пошел: девочки — женственные, мальчишки — надежные. Сейчас «мелкота» более хваткая к жизни, прагматичная. Нынешние 8–10–летние знают, за что им надо цепляться, причем любым способом. Те, благородные, тоже знали свои цели, но поступали более интеллигентно, без мордобоя и расталкивания локтями. А эти — прямолинейное, целеустремленное поколение. Но ничего. Вдохнем, выдохнем — и будем работать».

Марина КАЛИНИНА

Фото автора

4 октября 2016г. в 17:15
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.